Психосоциальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:21, контрольная работа

Описание

Главными идеями социальной работы, вокруг которых идет ее становление как профессии, накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и снованием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

Содержание

Введение 3
1 Типологий и классификаций клиентов социальной работы 4
2 Комплексно-ориентированные модели практики социальной работы 5
3 Специфика работы в микро и макро социальном окружении клиента 7
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Психосоциальная работа кр.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

3

1 Типологий и классификаций клиентов социальной работы

4

2 Комплексно-ориентированные модели практики социальной работы

5

3 Специфика работы в микро и макро социальном окружении клиента

7

Заключение

15

Список литературы

16


 

 

 

Введение

Социальная работа как  социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в  ведущих сферах жизнедеятельности  общества: в системе социальной защиты населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.

В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и  нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности. Главными идеями социальной работы, вокруг которых идет ее становление как профессии, накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и снованием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

1 Типологий и классификаций клиентов социальной работы

Термин «клиент социальных служб» часто рассматривается как синоним понятия «объект социальной работы». Однако понятие «клиент» является более узким.

Под клиентами в социальной работе подразумевают индивида или группу людей, которые обращаются за помощью в социальные службы по поводу различных социальных проблем и получают эту помощь. КЛИЕНТ (или «пользователь услуг»1) — человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации и не может с ней справиться.

Клиентурой социальной работы являются в первую очередь материально необеспеченные, социально уязвимые и маргинальные слои общества. Решение их проблем в современной системе социальной работы осуществляется с помощью дифференцированного подхода к клиентам. Он предполагает учет особенностей социального положения человека, его потребностей, интересов, традиций. На основе их анализа подбираются адекватные технологии и методы социальной работы.

Клиентом социальных служб человек становится добровольно, на основе собственного желания изменить социальную ситуацию. Однако А.Пинкус и А.Минахан говорят о вовлеченности в процесс изменений не только «системы клиентуры», состоящей из множества людей, обратившихся за помощью, но и «системы мишеней»2, т.е. лиц, нуждающихся в социальных изменениях, по мнению референтной группы. Например, в ситуации пьянства в семье такой референтной группой могут являться родственники или соседи.

Существуют типологии клиентов современной социальной работы, например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид; группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.

 

2 Комплексно-ориентированные модели практики социальной работы

Микроуровень. Субъекты: Социальные работники всех уровней, доброволь цы, благотворители, преподаватели и исследователи социальной работы, клиенты социальных служб. Объекты: Люди, имеющие социальные проблемы, клиенты социальных служб.

Мезоуровень. Субъекты: Социальные службы различных типов, общественные и благотворительные организации. Объекты: Социальные группы, нуждающиеся в поддержке и помощи.

Макроуровень. Субъекты: Государство, общество, органы управления социальной работой, администрация предприятий и учреждений. Объект: Общество.

В рамках личностного подхода к объектам социальной работы, ими выступают лица, нуждающиеся в изменениях их социального окружения, отношений с другими людьми и собственной социальной ситуации посредством практики социальной работы. Эти люди сталкиваются с социальными проблемами, приводящими к неудовлетворению их потребностей.

Субъект - носитель предметно-практической деятельности, источник активности по соц. помощи объекту.

Кроме личностного подхода к объектам социальной работы, к ним может быть применен сферный подход. В этом случае под объектами подразумеваются такие сферы жизнедеятельности человека как производственная, культурно-досуговая, бытовая, образовательная, здравоохранительная, природоохранная; а также демографическая, конфессиональная, социально-этническая среда и пр.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник.

Цель его деятельности – улучшение социальной ситуации клиента, превенция её ухудшения или, по крайней мере, облегчение субъективного переживания клиентом его положения.

Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.

Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего – понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника.

Социально-педагогическая модель (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова) особенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредованном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро). Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи.

Когнитивная модель приобретает особую популярность в начале 80-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, – это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п.

Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил) представлена С.И. Григорьевым. В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности). Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека.

 

3 Специфика работы в микро и макро социальном окружении клиента

Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.

С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоление личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предполагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и индивидуальных проблем. С этой точки зрения она является средством конструирования общества, объектом социального проектирования и моделирования.

Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению. Основные аспекты практики социальной работы могут быть раскрыты с помощью деятельностно-активистского подхода в современной науке (Дж.Александер, М.Арчер, П.Бурдье, П.Штомпка, Э.Гидденс и др.)3, который показывает, как через совместную деятельность авторов происходит становление и изменение личностных качеств человека, его социальных ролей, а также развитие и изменение самого общества. Этот подход является одним из основных методологических подходов в теории социальной работы.

Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению.

Выделяют четыре аспекта практики социальной работы:

Первый аспект – оказание индивидуальной помощи человеку или группе, имеющим проблемы. Социальная работа, прежде всего, связана с защитой личности, ее прав и интересов. Этот аспект социальной работы разворачивается на микроуровне, во взаимодействиях специалиста и клиента.

Второй аспект – активизация потенциала лиц, имеющих проблемы, с целью самопомощи. В процессе совместной со специалистом деятельности по решению конкретной проблемы клиент должен иметь возможность раскрыть свою индивидуальность и реализовать способности.

Третий аспект – это осуществление предупредительной деятельности в социальной сфере. Саму социальную сферу, охватывающую все пространство жизнедеятельности человека, в широком смысле слова можно признать объектом социальной работы. Предпочтительнее предупредить болезнь, в том числе и социальную, чем устранять ее последствия.

Следовательно, в социальной работе важно вовремя обнаружить нарушение равновесия между человеком и группой, человеком и обществом и помочь клиенту избежать возникновения проблемы.

Четвертый аспект – влияние на формирование и реализацию социальной политики государства на всех уровнях, с целью урегулирования социальных отношений. Этот аспект социальной работы разворачивается на ее макроуровне.

Идея ответственности государства и общества за реализацию потребностей каждого человека является основополагающей в теории социальной работы.

Система социальной защиты населения начинает складываться как  социальный институт, характеризующийся  совокупностью принципов, социальных норм, учреждений, организаций и  определяющий устойчивые формы социального  поведения и действия людей. Ее становление и развитие обусловлено экономическими, политическими, идеологическими, нравственно-психологическими факторами, сложившимися в обществе и определяющими ее содержание, направленность, формы и методы.

Система социальной защиты населения  складывается как многоукладная структура, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя в силу нерешенности ряда теоретических, организационных и экономических проблем их функционирование пока не является полным.

Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения  в настоящее время — это  пенсионное обеспечение; назначение пособий  и льгот особо нуждающимся категориям населения; социальное страхование; социальное обслуживание.

Формирующийся целостный  самостоятельный социальный институт имеет свои особенности, связанные  со спецификой организационно-правовых форм данного института.

Понятно, что технологии пенсионного обслуживания существенно отличаются от технологий социального страхования, выплат пособий и льгот и тем более от оказания социальных услуг и помощи.

Социальная работа, осуществляемая в рамках института социальной защиты:

является многофункциональной. Если еще в начале 90-х гг. ведущее  место занимали функции социально-бытового характера, то в настоящее время  — такие функции, как: активизационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи, социальной группы) в продолжении трудовой жизненной ситуации;

Информация о работе Психосоциальная работа