Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:21, контрольная работа
Главными идеями социальной работы, вокруг которых идет ее становление как профессии, накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и снованием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.
Введение 3
1 Типологий и классификаций клиентов социальной работы 4
2 Комплексно-ориентированные модели практики социальной работы 5
3 Специфика работы в микро и макро социальном окружении клиента 7
Заключение 15
Список литературы 16
системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов помощи);
организаторская (координация деятельности государственных и негосударственных учреждений, участие в формировании и реализации социальной политики, развитие сети учреждений социального обслуживания и использование в их работе новых приемов и способов деятельности); профилактическая (приведение в действие различных механизмов (юридических, медицинских, психологических, педагогических и др. с целью предупреждения и преодоления негативных явлений, организации помощи нуждающимся);
социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, коммуникативная и др. Появление новых функций, обновление старых — это приведение форм, методов, технологий социальной работы в соответствие новым требованиям, предъявляемыми ей как профессиональному виду деятельности, направленному на развитие способностей людей самостоятельно разрешать жизненные ситуации, используя потенциал внутренних сил; на обеспечение связи людей с системами, которые представляют ресурсы, услуги для преодоления возникших проблем; на использование эффективных и гуманных средств решения проблем;
отличается более выраженным, чем социальная работа в других отраслях социальной сферы, сочетанием профессионального и непрофессионального видов деятельности, т.е. наряду с профессиональными специалистами здесь трудится большой отряд добровольцев, многие из которых имеют высшее и среднее образование, но по другим специальностям, или окончили курсы подготовки социальных работников. Успех социальной работы в этой сфере во многом будет зависеть от овладения всеми сотрудниками системой знаний в области теории и технологии социальной работы, другими дисциплинами, умениями и навыками применять их на практике, от освоения современных технологий;
отличается технологичностью и многоплановостью, проявляющимися на всех структурных уровнях, — микро-, мезо-и макроуровне. В условиях нарастания социальных проблем и ограничения социальных ресурсов эффективность воздействия в решающей степени определяется умением правильно использовать комплекс приемов, методов, способов воздействия на клиента. Добиваясь изменений в его социальной ситуации, социальный работник, как правило, проводит психологическую коррекцию, оказывает социально-бытовую и медико-социальную помощь, юридическую или социально-психологическую консультацию и т.д. Известно, что жизненные ситуации и проблемы клиента специфичны на различных уровнях. На микроуровне жизненная ситуация складывается под воздействием непосредственного социального окружения. Обеспечить социальную защиту своего клиента социальный работник может лишь хорошо владея методами индивидуальной работы с людьми. На мезоуровне клиент взаимодействует с другими людьми и малыми группами внутри социума (семья, коллектив, группа сверстников). В этом случае социальный работник должен хорошо владеть методами и технологиями работы с группой. На макроуровне клиент взаимодействует с большими организациями, системами и группами, сталкивается с крупными социальными проблемами, которые ему трудно решить одному, поэтому социальный работник должен помочь найти оптимальные пути решения проблем.
Учитывая специфику каждого уровня, социальные работники формируют у клиентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации. Здесь проявляется важнейшее свойство социальной работы — способность осуществлять преобразовательную деятельность одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях, т.е. решение проблемы на индивидуальном уровне должно облегчить решение текущих и перспективных проблем, выходящих за рамки индивидуальных проблем, — на мезо- и микроуровень. Только в этом случае деятельность по оказанию помощи человеку становится эффективной; формируется активнее, чем в других сферах, как многосубъектная деятельность. Нарастание социальных проблем населения и снижение его жизненного уровня, усиливающаяся социальная незащищенность значительной части россиян предполагают соответствующую реакцию со стороны различных слоев и групп общества, проявление социальной инициативы. Субъектами социальных инициатив являются различные социальные институты, общественные объединения и благотворительные организации, представляющие складывающийся в стране третий сектор (Московский дом милосердия, Российский союз ветеранов Афганистана, фонд «Душа человека», Всероссийское общество инвалидов и др.). Совершенствуются механизмы социального воздействия государства и третьего сектора в решении социально значимых задач. Развиваются: государственный социальный заказ; государственное социальное спонсорство; социальное обслуживание; лоббирование; стимулирование социальной активности прямым финансированием и др. Это, в свою очередь, предполагает знание специалистами, работающими в органах социальной защиты, учреждениях социального обслуживания, технологий деятельности общественных объединений в социальной среде, нахождение способов взаимодействия государственных и благотворительных организаций, коммерческих структур в деле помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, умение координировать деятельность различных общественных сил.
Свои особенности имеет социальная работа в системе социального обслуживания, являющегося важнейшей организационно-правовой формой социальной защиты. Социальная работа осуществляется специалистами, работающими в учреждениях социального обслуживания. Комплексные центры социального обслуживания, Центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты); геронтологические центры и иные учреждения представляют разносторонние услуги нуждающимся.
Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:
а) оказание социальной помощи:
• выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;
• создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности;
• предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);
• содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);
• организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;
б) консультирование:
• консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);
• участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
• подготовка юношей и
девушек к браку и
• родительский медико-психологический всеобуч;
в) социальное корректирование и реабилитация:
• социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
• медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;
г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:
• предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
• распространение среди
населения медико-
• изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных способов их устранения;
д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
• участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
• формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи.
Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.
Заключение
Социальный работник должен принимать необходимые меры для доступа всем членам общества к ресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости. Профессиональная деятельность направлена на улучшение жизни нуждающихся. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию — важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает институциональную основу для повышения благосостояния общества.
Поведение социального
работника в личной жизни является
частным делом каждого в той
ее степени, в какой оно не вступает
в противоречие с исполнением
служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за
свою профессиональную компетенцию, качество
предоставляемых услуг, он ответствен
за престиж профессии и должен способствовать
ее развитию.
Список литературы
1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. — М., 2008
2. Данакин Н.С. Теоретические
и методологические основы
3. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления/Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. — М., 2009.
4. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. — М.— Н. Новгород, 2009.
5. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб. пособие для студентов. — М., 2009.
6. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. — М.: Изд-во ИКАР. 2008.
7. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. — М., 2008.
1 Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. — М., 2008. – С.123.
2 Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук.—М., 2007. – С.254.
3 Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления/Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. — М., 2009. – С.245.