Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:32, реферат
Для того чтобы психологический метод или методика стали технологией, необходимо прежде всего определить, к кому и с какими целями будет применено воздействие, каковы приемы и ожидаемые результаты воздействия.
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
§ 1. Принципы применения психотехнологий в социальной работе
Для того чтобы психологический метод или методика стали технологией, необходимо прежде всего определить, к кому и с какими целями будет применено воздействие, каковы приемы и ожидаемые результаты воздействия.
Психосоциальная технология — это психотехнология, интегрированная в систему социальной работы. Можно определить психосоциальную технологию и как социальную технологию, использующую психологические методы. Так или иначе, в психосоциальной технологии психологический инструментарий определяется целями и задачами социальной работы и адаптируется к ее организационным формам.
В соответствии с данным подходом можно выделить следующие виды психосоциальных технологий:
превентивные — направленные на профилактику психических и социальных девиаций;
реабилитационные — направленные на восстановление психики после полученного деструктивного влияния;
социализирующие — направленные на повышение социальной адаптации клиента;
коррекционные — направленные на исправление негативных тенденций в психике;
интегративные — оказывающие неспецифическое оптимизирующее влияние на психику. Они могут быть использованы как превентивные, реабилитационные, социализирующие и коррекционные. В потенциале интегративные психотехнологии, примененные в массовом воспитании, образовании и социальной практике, могут качественно повысить уровень психического здоровья и способностей человека и улучшить общество в целом.
В социальной работе психотехнологии используются в деятельности специализированных психосоциальных учреждений и социальных служб.
Специализированная психологическая служба, как правило, располагает необходимой материальной базой для психологической работы: оборудованными помещениями для тренингов и консультаций с соответствующей мебелью, аудио- и видеоаппаратурой. Она имеет возможность приобретения тестов и других психотехнологий, а также средств обеспечения психологических процедур: музыкальные программы, аудио- и видеоматериалы, программы для обработки данных, бланки и другие материалы. Кроме того, в ней работают высококвалифицированные психологи, как правило, имеющие узкую специализацию по какой-либо проблеме.
Таким образом, осуществлять специализированную психологическую помощь (семейное и профессиональное консультирование, глубинную психокоррекцию и др.) лучше всего в психологических службах у профильных специалистов.
Недостатком подобных учреждений является ограниченность организационных форм работы. Как правило, она реализуется по модели оказания амбулаторной медицинской помощи: индивидуальный прием, в результате которого назначаются процедуры, по которым имеются специалисты или необходимое оборудование. Психологическая помощь при этом осуществляется изолированно, без использования традиционных мер социальной работы: посещения, патронажа и назначения непсихологических видов помощи — лечения, отдыха, трудоустройства и др. Из-за отсутствия комплексного подхода к клиенту психологическая помощь может быть неэффективной.
Включение специалистов-психологов в работу социальных служб продолжает отечественную традицию социального развития предприятий, в которых совместно работали психологи, социологи, экономисты, специалисты по социальному планированию, по идеологической, культмассовой и организационной работе. Преимущество такой организации — в комплексном подходе к клиенту: психологические методы используются в сочетании с другими формами социальной помощи. Недостатком является невозможность оказания сложных и долговременных видов психологической помощи из-за невысокой квалификации специалистов и отсутствия материальной базы.
Возможность применения психотехник и психотехнологий широко используют специалисты других направлений гуманитарной сферы. В основном новейшие психологические методы применяют педагоги, социальные педагоги и специалисты по социальной работе. Проблема заключается в том, что они не имеют достаточной квалификации, чтобы интегрировать психологические методы в процесс педагогического и социального воздействия, обеспечивая его безопасность и эффективность.
Для того чтобы обеспечить эффективное использование психотехнологий в социальной работе, необходимо соблюдать следующие организационные принципы.
При использовании психотехнологий в социальной работе психолог руководствуется также методическими принципами.
9. Природосообразность.
Как сложное системное образование психика
имеет мощные ресурсы оздоровления и развития,
поэтому
наиболее эффективными будут технологии,
использующие естественные механизмы,
повышающие целостность человека как
части природы.
10. Системность. Воздействие на любую часть психики приводит к изменению всей системы, поэтому необходимо отслеживать воздействие на всех уровнях психического.
Эффективное применение психотехник и психотехнологий требует знания основных закономерностей и этапов психологического воздействия и трансформации. В процессе психотехнического воздействия независимо от его содержания можно выделить три обязательных этапа: активацию, трансформацию, интеграцию.
Активация — это подготовительный этап, необходимый для настройки, разогрева, энергетизации, т.е. приведения психики в определенный функциональный режим.
Трансформация — главная рабочая часть процессинга, ее задача: качественные изменения психики в соответствии с конструктивной целью. В психотехнологиях существуют два основных трансформационных процесса: продукция и очистка.
Интеграция. В психотехническом смысле интеграция — это заключительная фаза любого трансформационного процесса, ее содержанием является приведение в новую целостность претерпевшей изменения психики, сборка, соединение в гармоничное состояние. На стадии интеграции нет действия — это последействие, наступающее спонтанно за счет собственных интеграционных процессов психики и за счет первичных ресурсов фазы активации. Интеграция — длительный процесс, наиболее интенсивная часть которого сравнима со временем трансформационной фазы (собственно интеграция), затем от нескольких часов до нескольких дней происходит менее выраженное последействие (так называемая сборка), и примерно месяц длится полная интеграция клирингового, или творческого, опыта.
Психотехнологии для детей и подростков.
При использовании детских и подростковых программ следует учитывать особенности возраста:
- относительную сохранность естественных механизмов интеграции психики;
- высокую скорость всех психических процессов;
- низкий уровень развития сознания (открытость бессознательного и высокую внушаемость);
У детей 6—11 лет преобладают телесные, эмоциональные и творческие механизмы психической интеграции, развитие мышления находится на уровне предметно-действенного и образного, сфера сознания и связанного с ним произвольного регулирования поведения слаба.
Основными видами деятельности ребенка являются игра и учеба, общение также имеет в основном игровые формы. Это необходимо учитывать при конструировании психосоциальных программ для детей: все они должны иметь игровой формат, опираться на телесные техники и включать творческую работу с образами.
Все словесные инструкции должны минимизироваться, необходимо абсолютно исключить оценивание и жесткие команды. Контекст как смысловая настройка должен иметь метафорическую форму: сказку, фантазию — и быть предельно обобщенным и положительным по содержанию. Сложные контексты преодоления, борьбы, а также темы страданий («страшная сказка») можно использовать лишь в специфических терапевтических целях (например, при реабилитации детей-беженцев, сирот и т.п.).
Детям необходима работа по диагностике и коррекции движений, отработке мышечных зажимов и блоков. Если существует блокировка в эмоциональной сфере, то необходимы эмоциональная активация и коррекция эмоциональной сферы. Эти технологические задачи интегрирует творческий процесс (танец, живопись, театр).