Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:32, реферат
Для того чтобы психологический метод или методика стали технологией, необходимо прежде всего определить, к кому и с какими целями будет применено воздействие, каковы приемы и ожидаемые результаты воздействия.
У подростков более выражено подавление эмоций, они уже не столько времени проводят в подвижных играх и творчестве. В связи с этим необходима более сложная корректировка дыхания, обучение навыкам саморегуляции, исправление нарушений процесса сна. Продолжительность занятий не должна быть более 2 ч.
Психолог должен обладать профессиональной этикой, т. е. придерживаться в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения. В первую очередь это касается взаимоотношений с людьми, обращающимися за психологической помощью. Практический психолог не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство клиентов или их интересы. Он обязан соблюдать конфиденциальность — неразглашение сообщенных сведений. Ему следует информировать клиентов о целях работы и сути назначенных мер. При проведении психотерапевтических процедур психолог исходит из принципа ненанесения вреда клиенту, соблюдает принципы деонтологии и врачебной этики. Психолог не должен использовать клиентов для решения своих личных проблем. Необходимо отметить, что в настоящее время нет юридических оснований для деятельности психологов, вследствие чего профессиональная этика специалиста является единственной гарантией от недобросовестной работы и злоупотребления.
В
большинстве психотехнологий
В
целом профессиограммы
Высокая степень личностной интеграции — это доминирование позитивного эмоционального состояния, положительное самовосприятие и мировосприятие, высокая степень открытости и доверия, способность быстро преодолевать негативный опыт, осознанность, пластичность, высокая личная автономия, способность делать выборы и нести ответственность за них. Противоположными качествами являются низкий эмоциональный тонус, негативное отношение к себе и к миру, враждебность, недоверие, склонность к застреванию в негативных ситуациях, большое количество комплексов неполноценности, дезинтеграция и недостаточная осознанность поведения.
Социальная успешность — гармоничные социальные связи, удовлетворенность социальным окружением, высокий социальный статус, успешность в деятельности, социальная активность. Что касается требований профессиональной подготовки, то специалист, использующий в работе психотехнологии, должен обладать совокупностью знаний и умений, предъявляемых к психологам.
§ 2. Конструирование психосоциальных технологий
В каждом социальном процессе можно выделить психологическую составляющую, так как психика человека непосредственно управляет его жизнью и поведением, при этом нарушения в жизни можно рассматривать как следствие нарушений в психике человека.
Конструирование психосоциальной технологии осуществляется специалистами в области психосоциальной работы и имеет следующие этапы.
Рассмотрим эти этапы более подробно. При определении социальной категории, для которой предназначена психотехнология, необходимо обозначить возраст, социальную и этническую принадлежность, дать психологическую характеристику людей, указать их психологические проблемы и особенности. При постановке социальной задачи следует указать, какой социальный результат даст применение психосоциальной технологии, в чем конкретно он будет выражаться и каким образом отслеживаться. Основная теоретическая работа специалиста связана с формулированием конкретной психологической задачи, так как одну и ту же социальную задачу можно конкретизировать в различных психологических целях. Например, задача снижения безработицы применительно к различным социальным группам может требовать реализации различных социально-психологических целей, таких как:
1) активный самопоиск работы;
2) принятие варианта временной или менее оплачиваемой работы;
Постановка цели зависит от того, насколько точно определены социальная категория и ее психологические особенности, а также от приоритетности социальных задач для данного региона. После постановки психологической цели следует этап подбора методик для ее реализации. Очевидно, что цель задает средства. Продолжая пример с трудоустройством, в случае определения цели «активный самопоиск работы» подбираются различные методы: обучение навыкам устной и письменной самопрезентации, тренинг коммуникативных умений при проведении собеседования и интервью.
Следующий этап конструирования социальной психотехнологии — подбор методик устранения препятствий — связан с тем, что психика человека в трудной жизненной ситуации, как правило, имеет различные ограничения, снижающие эффективность поведения и мешающие воспользоваться оптимальными жизненными стратегиями. В нашем примере это могут быть психологический барьер перед инициативой в коммуникации, опыт неудач при попытках трудоустройства, установка на получение платной помощи от кадровых агентств, заниженная самооценка и др. Все эти психологические препятствия требуют соответствующих методов для устранения, которые должна предусматривать психотехнология. В противном случае человек не сможет освоить методы эффективного поведения, но даже если освоит, не сможет их реализовать.
Методики адаптации и поддержки призваны включить клиента в соответствующий его актуальным целям социальный контекст. В нашем примере это может быть «Клуб ищущих работу» при службе трудоустройства, где распространяется идея успеха, оказывается психологическая поддержка и снимается социальная изоляция клиента.
Методы отслеживания результата необходимо сразу закладывать в психосоциальную технологию, чтобы «не бросать клиента». Это могут быть визиты в службу занятости, тесты и другие способы получения информации.
Далее начинается апробация психосоциальной программы с целью практического применения, устранения ошибок, внесения изменений. В ходе апробации обычно выявляются ошибки, допущенные на предыдущих этапах, — неверно поставленная цель или слишком размытые границы социальной категории. Возможно, психосоциальная технология значительно модифицируется или будет иметь несколько вариантов применения.
На стадии организационной адаптации психосоциальной технологии необходимо вписать психотехнологию в практику работы конкретного социального учреждения, во временные и пространственные рамки. Необходимо предусмотреть обеспечение оборудованием и расходными материалами, квалификационные требования к специалистам, режим их работы, оплату труда и т.д.
Затем следует методическая и технологическая стандартизация психосоциальной технологии, «доводка» программ. Обычно этот этап осуществляется уже в ходе практической реализации: устраняются дублирующие техники, упрощается или, наоборот, усложняется процедура, выявляются и устраняются несоответствия и несовершенства программы.
В
ходе применения психосоциальной технологии
осуществляется мониторинг
результатов с целью оценки ее эффективности
и целесообразности. Только после применения
программы в течение довольно длительного
времени (в условиях современной России
— хотя бы 1,5 — 2 года), после проведения
мониторинга, давшего положительные результаты,
после детализации и документального
оформления всех этапов, разделов и элементов
программы можно считать ее психосоциальной
технологией. Таким образом, на создание
одной психосоциальной технологии требуется
несколько лет работы коллектива специалистов,
в силу чего в настоящее время очень редко
можно встретить психосоциальную технологию,
удовлетворяющую всем необходимым требованиям.
§ 3. Оценка эффективности психотехнологий в социальной работе
Главный результат применения психотехнологий в социальной работе — повышение уровня психической интеграции, т.е. повышение целостности психики клиента. Целостность — это взаимосогласованность, непротиворечивость, системность. Целостная психика здорова и эффективно функционирует.
Психосоциальные технологии должны давать следующий качественный эффект:
Эффект здоровье + развитие + системность является триединым, так как любая психотехнология должна быть одновременно оздо-равливающей, развивающей и организующей. В зависимости от того, к какому стартовому уровню человека приложено воздействие, оно выразится больше либо в оздоровлении, либо в развитии, либо в организации, либо в том, и другом, и третьем одновременно. Таким образом, ожидаемый результат применения психосоциальной технологии должен выражаться в значимых улучшениях по трем указанным параметрам.
Для оценки результатов групповой и индивидуальной работы с применением психотехнологий целесообразно применять три группы критериев: а) реальные изменения; б) субъективные изменения; в) данные исследований.
Реальные изменения. В том случае, если в жизни клиента происходят реальные изменения, направленные в сторону улучшения, разрешения проблем, можно говорить о результативности психотехнологического воздействия. Повышение успеваемости в учебе, продвижение по службе, устройство на работу, разрешение конфликта, выздоровление, успехи в спорте, создание семьи и другие жизненные успехи, которые клиент не мог осуществить ранее, но осуществил самостоятельно благодаря повышению своего личностного потенциала — это реальные результаты.
В групповой работе реальными результатами являются творческие созидательные дела, которые осуществила группа, снижение количества конфликтов, эффективное разрешение конфликтов, повышение уровня самоуправления в группе, конструктивное целе-полагание и достижение целей.
В более широком социальном контексте реальными результатами будут снижение уровня девиации и заболеваемости, повышение социальной активности и результативности всего общества. Реальные результаты отслеживаются специалистом по социальной работе в течение длительного периода после осуществления интенсивного процессинга.
Субъективные изменения — это перемены во внутреннем мироощущении и самочувствии клиента. Изменение ценностей, нахождение смыслов, снятие значимости проблем, разрешение внутренних противоречий, понимание самого себя и других, а также всевозможные открытия, идеи и душевные состояния: подъем, воодушевление, любовь, прощение, которые осознаются клиентом, — все это значимые субъективные результаты психосоциальной работы, показатели повышения уровня интеграции психики.
Эти результаты появляются сразу в ходе самих занятий и непосредственно после них, и продолжают ощущаться в течение нескольких дней, а иногда недель после прохождения клиентом процессинга. Фиксировать эти результаты можно при помощи про-говора, рисунка, видео-, аудиоинтервью, самоотчета, анкетирования, дневниковых методов.
Данные исследований. Повышение целостности психики выражается в изменении ряда психологических параметров, которые могут быть выявлены при помощи психологических методов исследования. В социальных учреждениях наиболее применимый метод — наблюдение. Психотехническая работа проводится психологом при участии супервайзеров, которые в ходе занятий отслеживают поведенческие, невербальные проявления участников, осуществляют поддержку и вмешательство, выслушивают прого-воры и проводят индивидуальную коррекцию. Их наблюдение является основанием для интерпретации индивидуальных результатов.
Тестирование также может применяться в качестве метода фиксации изменений. Как показывает опыт, наиболее валидными являются проективные методы исследования личности: рисунки, сочинения, тесты, а также экспресс-диагностика состояний.
Механизм
психологического воздействия таков,
что его значимые результаты проявляются
через несколько дней, месяцев, а иногда
и лет. В связи с этим возникает проблема
определения оптимальных сроков психодиагностики,
а также интерпретации диагностированных
изменений именно как результатов психосоциальной
работы, а не как следствие иных факторов.
Это значительно затрудняет оценку эффективности
психосоциальной работы. Для отслеживания
результатов применим метод экспертной
оценки. Большую помощь в этом могут оказать
эксперты из ближайшего социального окружения
клиента — соседи, учителя, коллеги, члены
семьи.