Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 02:32, реферат
Задачи:
- проанализировать девиацию с точки зрения Р. Мертона;
- раскрыть сущность девиантного поведения;
- установить причины девиантного поведения.
Жизнь и деятельность Р. Мертона
Девиантное поведение
Система профилактики и коррекции девиантного поведения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДОНЕЦКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по курсу «Социология»
на
тему «Р. Мертон о девиантном поведении»
Донецк 2011
План
Жизнь и деятельность Р. Мертона
Девиантное поведение
Система профилактики и коррекции девиантного поведения
Введение
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Что свидетельствует об актуальности данной темы в обществе.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом. Поэтому целью работы является изучение возможных проявлений девиантного поведения в обществе и восприятие их различными социальными группами.
Девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным и неписаным нормам. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в худшею сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В свою очередь позитивные выдающиеся качества (смелость, гениальность, сострадание и др.) встречаются среди людей так же редко, как негативные выдающиеся качества. Поскольку они обращают на себя внимание больше других, то создается впечатление, что их достаточно много. Тоже самое происходит и с отклоняющимся поведением. Преступников-злодеев, если общество развивается в нормальных условиях не больше 5%; людей, совершивших тяжкие преступления непредумышленно и готовых встать на путь исправления, не должно быть более 15%. Если эта цифра выше, то следует говорить о том, что общество патологически больное.
Задачи:
- проанализировать девиацию с точки зрения Р. Мертона;
- раскрыть сущность девиантного поведения;
-
установить причины
Жизнь
и деятельность Р.
Мертона
Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (англ. Robert King Merton; урожденный Meyer R. Schkolnick; 4 июля 1910, Филадельфия - 23 февраля 2003, Нью-Йорк) - один из самых известных американских социологов двадцатого века, представитель структурно-функционального анализа. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета, президент Американской социологической ассоциации .
Родился
в Филадельфии, в семье рабочих,
еврейских иммигрантов
Внес значительный вклад в разработку и формирование ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма, социологии науки, изучения социальной структуры, бюрократии, социальной дезорганизации и др. Выступая продолжателем классической традиции буржуазной социологии (М. Вебер, Дюркгейм), Мертон независимо от своих учителей Сорокина и Парсонса, много сделавших для популяризации в США европейской теоретической социологии, ищет самостоятельный путь ее соединения с установившимся в США стандартом эмпирического исследования.
Первой работой такого рода явилась написанная в 1938 г. монография «Наука, техника и общество Англии XVII в.», носившая историко-социологический характер. Отталкиваясь от идеи М. Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма и науки, Мертон показал, что основные ценности господствующей в Англии 17 в. пуританской религиозной морали (полезность, рационализм, индивидуализм и др.) оказали стимулирующее воздействие на научные открытия видных английских ученых той эпохи. Развивая эти идеи в последующих работах, Мертон формулирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами. Этот обязательный для науки комплекс ценностей и норм включает в себя четыре основополагающих «институциональных императива»: «универсализм», «общность», «бескорыстность» и «организованный скептицизм». Мертоновский подход стимулировал большое число исследований в области социологии науки, сыграв важную роль в формировании ее как самостоятельной области исследования. В период 40-х гг. Мертон активно занимается прикладными социальными исследованиями в области средств массовой коммуникации (Массовой коммуникации исследования), межличностных отношений, социологии медицины и др. Деятельность Мертона на посту содиректора (вместе с Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследовании Колумбийского университета во многом способствовала росту авторитета эмпирической социологии, олицетворяя собой единство теории и метода в рамках американской социологии.
Большую популярность принесла Мертону программа создания теорий среднего уровня, которую он выдвинул в 1948 г. в противовес пропагандируемой Парсонсом стратегии построения «всеохватывающей теории» структурного функционализма. Созданная Мертоном в тот период «парадигма» функционального анализа, концентрирующая в себе систему понятий и принципов этого подхода, как раз и должна была служить методологической базой формирования теорий среднего уровня. В отличие от Парсонса, уделявшего основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре. Пример такого подхода - работа «Социальная структура и аномия», в которой анализируются различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения социальной структуры: «конформизм», «инновация», «ритуализм», «ретритизм», «мятеж».
В
50- 60-е гг. под руководством и при непосредственном
участии Мертона осуществляется ряд крупных
исследовательских проектов в области
социологии науки, изучения массовых коммуникаций,
социальной стратификации, бюрократии,
социологии профессий, социологии медицины,
социальных проблем, различных аспектов
теории и методологии. В последние годы
Мертон наряду с социологами старшего
поколения Козером, Блау и другими предпринимает
попытку возродить методологию структурализма,
с позиций которой он стремится осмыслить
нынешнее состояние западной социологии.
Девиантное поведение
Девиа́нтное поведе́ние (от лат. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
По мнению Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Роберта Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
Синонимы девиантного поведения:
- отклоняющееся поведение;
-
социально-нежелательное
- нарушенное поведение;
-
ненормативное поведение.
Девиантное
поведение занимает среднюю позицию
между нормой и патологией. Отклоняющееся
поведение личности бессмысленно рассматривать
с точки зрения психопатологии, отклоняющееся
поведение отражает социально-психологический
статус личности на оси социализация—дезадаптация—
Формы девиантного поведения:
- Гемблинг (игровая зависимость)
- Пищевая зависимость
- анорексия
- булимия
- Сексуальные девиации
- педофилия
- зоофилия
- некрофилия и др.
- Алкогольная зависимость
- Работоголизм
- Клептомания
- Суицидальное поведение и др.
Признаки девиантного поведения (девиация - только если присутствуют все признаки):
1)
Отклоняющееся поведение
2)
Девиантное поведение и
3)
Девиантное поведение наносит
реальный ущерб самой личности
или окружающим людям. Таким
образом, девиантное поведение
деструктивно или
4)
Девиантное поведение можно
5)
Девиантное поведение должно
согласовываться с общей
6)
Девиантное поведение
7)
Девиантное поведение
8)
Девиантное поведение имеет
Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.
Существует несколько объяснительных моделей причин девиантного поведения. Все теории, объясняющие девиацию, можно свести в три основные группы: биологические, психологические и социологические. В биологических теориях делается упор на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков. В психологических теориях девиантное поведение объясняется различными отклонениями в психическом развитии. Социологическое объяснение строится на основе учета социальных и культурных факторов.
Двумя центральными моментами в концепции Мертона выступают цели,
которые определяются культурой данного общества, и, средства, используя которые, их можно достигать. Основываясь на них, можно выявить важнейшие варианты поведения людей: подчинение, инновацию, ритуализм, ретреатизм, мятеж. Однако некоторые виды девиантного поведения не совсем «вписываются» в рамки мертоновской схемы. В частности, самоубийство или алкоголизм, входящие в выше описанную классификацию как ретреатизм – уход от жизни через достижение неодобряемых целей неодобряемыми методами, могут трактоваться и иначе.
В качестве примера можно привести поведение главных героев драмы Шекспира «Ромео и Джульета», которые совершают самоубийство, т.е., в рамках концепции Мертона, совершают асоциальное действие, ведущее к асоциальным целям. Однако вместо критики и негодования со стороны общества, они становятся земным выражением божественного чувства – любви.
Этот пример заставляет задуматься над тем, что же движет людьми на самом деле – только ли определяемые культурой цели, или же имеются и другие стимулы к действию? Кроме того, законен вопрос: не лежит ли в основе определяемых культурой целей некий глубинный фактор, вызывающих их появление?
Возможно, на поставленные вопросы можно ответить, исходя из концепции социальной значимости, в которой утверждается, что эта значимость является главным стимулом деятельности людей как социальных существ. Понимается она как «способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Противоположное понятие - социальное ничтожество. Люди "в норме" избегают социального ничтожества и стремятся к социальной значимости. На уровне обыденного сознания они не слишком отчетливо понимают свое подлинное стремление и ориентируются на более доступные их восприятию ценности, которые далее называются модусами (т.е. формами проявления или существования) социальной значимости». Таким образом, концепция социальной значимости уточняет мертоновское понятие культурно определяемых целей. Эти цели, которые задаёт общество, существуют в неразрывной связи с социальной значимостью, являются её модусами и подчинены ей. В результате появляется возможность расширить и уточнить саму схему Мертона. В частности, в нее можно включить вид девиантного поведения, выпавший из схемы, который можно условно называть «симпатичный ретреатизм». Он означает вид поведения, когда нарушители преступают границы норм (и против них должны бы использоваться) применяться санкции, но они получают сочувствие и поддержку общества.