Р. Мертон о девиантном поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 02:32, реферат

Описание

Задачи:

- проанализировать девиацию с точки зрения Р. Мертона;

- раскрыть сущность девиантного поведения;

- установить причины девиантного поведения.

Содержание

Жизнь и деятельность Р. Мертона

Девиантное поведение

Система профилактики и коррекции девиантного поведения

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

    Анализ  с точки зрения концепции социальной значимости позволяет прояснить, что это происходит в связи с тем, что социальная значимость может достигаться как за счёт упорного труда, так и посредством сильных поступков – подвигов, героизма, драматических деяний. Кроме того, люди часто видят в такого рода поступках (пусть и саморазрушительных) - наикратчайший путь к достижению социальной значимости. Это и подталкивает людей к такому виду девиантного поведения как симпатичный ретреатизм.

    Вполне  вероятно предположить, что если убрать или, по крайней мере, затруднить возможности достижения социальной значимости подобным способом, то это послужит снижению девиантного поведения в целом. Подобная корректировка сможет оказать благотворное влияние на общество и снизить уровень ретреатитского девиатного поведения – самоубийства, алкоголизм и прочие наркотические зависимости, получение наслаждения от страданий как духовного, так и физического мазохизма.

    Согласно  Мертону, девиантное поведение может  быть охарактеризовано как симптом  рассогласованности между избираемыми  субъектами средствами реализации целей  и общественно организованными способами их достижения. Мертон выделял две мыслимых разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры:

    а) ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем  не ограничивается, разрешены любые  средства и способы достижения этих целей;

    б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, «первоначальные  цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному  поведению принимает характер подлинной одержимости».

    Роберт  К. Мертон внес некоторые изменения  в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными  целями общества и социально одобряемыми  средствами их достижения. Мертон классифицирует поступки в зависимости от того, как люди относятся к социально одобряемым целям и допускаемым обществом средствам их достижения. Оценивается не поведение личности в целом, а его поведение в отдельной сфере (экономике, политике, семье и т.д.) Поведение относится к социальной структуре общества.

    Мертон  выделяет пять типов поведения 

    1. конформизм  - предполагает согласие  с целями общества и законными  средствами их достижения. Молодой  человек или девушка, которые  получают хорошее образование,  находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

    2. инновация - она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. «Инноватор» будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег). Инноватор не стремится изменить социальную структуру общества. Он подбирает средства, которые позволят ему занять в этой структуре более высокое положение. Каждому типу поведения соответствует своеобразный «символ веры». Человек находит способы обоснования своего поведения. «Символ веры» инноваторов – надежда на удачу.

    3. ритуализм -  предполагает отрицание  целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все это делается. «Символ веры» ритуалистов: «я играю по правилам», «чем выше взлетишь, тем больнее падать», «главное – семья и дети» и т.д.

    4. ретреатизм- бегство от действительности  наблюдается в случае, когда человек  одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства  их достижения. Наиболее ярким  проявлением ретреатизма становятся  маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п.  «Символ веры» ретреатистов – «не общество изгнало меня, я сделал свой свободный выбор». Чаплиновский бродяга – яркое воплощение этого «символа веры».

    5. бунт - подобно бегству от действительности, данное поведение тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология (она может быть революционной). К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую. Бунтари (мятежники) стремятся к изменению социальной структуры. При этом следует помнить, что бунтари – это не обязательно обездоленные люди, но они апеллируют к чувствам обездоленных и призывают их к действиям.

    Из  всех рассмотренных поведенческих  реакций только конформизм не является девиацией. Все другие относятся  к разновидностям девиантного поведения.

    Концепция Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди.

 

     Система профилактики и коррекции девиантного  поведения 

    1) Профилактика

    Предполагает  систему общих и специальных  мероприятий на различных уровнях  социальных организаций:

    • общегосударственном,
    • правовом,
    • медицинском,
    • педагогическом,
    • социально-психологическом,
    • экономическом,
    • общественном.

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделять первичную, вторичную  и третичную профилактику:

    Первичная - направлена на устранение неблагоприятных  факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

    Вторичная - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и  работа с группой риска.

    Третичная - лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным поведением.

    Формы профилактической работы:

    -организация социальной среды

              -социальная реклама

              -политика СМИ

    -информирование

              -лекции

              -беседы

             -распространение литературы

    -активное социально-психологическое обучение важным навыкам

              -тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию

                              -умение говорить: "Нет"

                              -изменение установок на девиантное поведение

              -тренинг ассертивности (аффективно-ценностного обучения)

              -тренинг формирования жизненных навыков

    -организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, например:

              -познание (путешествие)

              -испытание себя (спорт с риском)

              -значимое общение

              -любовь

              -творчество

              -деятельность

    -организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов

    -минимизация негативных последствий девиантного поведения (снижение вреда)

    2) Работа

    Это психологическое вмешательство  в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.

    Цель: ослабить или устранить те формы  поведения личности, которые препятствуют социальной адаптации.

    Задачи:

    -формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление

    -стимулирование личностных изменений

    -коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения

    -создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления

 

     Заключение 

    Отклонения  от социальных норм, несмотря на большое  разнообразие, имеют некоторые общие  причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту  и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и  субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что  девиантное поведение может принять два противоположных направления: в положительную и отрицательную сторону. Также существуют методы избежания проявлений в обществе отрицательно влияющих на людей видов девиаций и целый ряд мероприятий для решения проблем, связанных с последствиями этих проявлений. 

 

     Литература

 
1. Энциклопедический словарь, 2009
http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/33734/Мертон

2. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-                 1978. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/108443/Мертон

3. Макеева Е.Н. Лекции по психологии девиантного поведения.

4.  Merton R.K. Social Structure and Anomie. American Sociological Review. 1938.

5. Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции / Социологические исследования. 2004. № 8 
 
 

Информация о работе Р. Мертон о девиантном поведении