Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:24, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований
1.2 Особенности управления социально - экономическим развитием сельских муниципальных образований
1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России
2. Анализ социально - экономического развития и механизмов функционирования Серпуховского муниципального образования
2.1 Социальная инфраструктура сельских поселений как фактор социально-экономического развития Серпуховского района
2.2 Оценка результативности деятельности местного самоуправления в муниципальном районе
2.3 Анализ перспектив социально-экономического развития муниципального района
3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований
3.1 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием
3.2 Методика стратегического управления развитием муниципального образования
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

Несмотря на наличие значительного пессимизма в возможности влияния людей на решение социальных проблем муниципального образования 86% респондентов считает, что необходимы выборы всех уровней исполнительной власти, и 14% считает необходимым оставить все как есть.

Таким образом, обобщенные результаты социологического исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. В настоящее время население района выступает лишь как объект воздействия, а вовсе не субъект, способный к самоорганизации в рамках местного сообщества. Более того, можно констатировать, что формированию демократической системы местного самоуправления мешает общая неразвитость институтов гражданского общества, а если говорить точнее, это неготовность российских граждан к самоорганизации и низкая значимость ценностей самоуправления в массовом сознании. Население при использовании предоставленных ему прав по выбору способа самоуправления ведет себя, как правило, очень пассивно. Сказывается выработанное с годами чувство, что за тебя кто-то должен все решить. Именно этот социокультурный фактор не позволяет местному самоуправлению в ближайшей перспективе стать влиятельным политическим институтом. В современной России реально существует гибрид самоуправления и местной государственной администрации.

2. Значительная часть населения оказывается на обочине качественных преобразований в обществе, испытывая на себе негативное влияние не только объективных факторов становления новой экономической системы, но и не цивилизованности власти. Оно не доверяет власти, которая слабо выражает его интересы и зачастую преследует свои корыстные цели. Ярко выраженная форма взаимного неудовлетворения друг другом проявляется в отчуждении населения от государства и ненадлежащем исполнении гражданских обязанностей обеими сторонами.

3. Местная власть не всегда является основным организатором разработки и реализации стратегий местного развития, несмотря на накопленный опыт работы, набор используемых для этого механизмов и инструментов управления. Эта общая проблема включает в себя ряд составляющих: нет четких проработок определения органами местного самоуправления основных параметров и показателей, влияющих на стратегическое развитие муниципального образования; не выделяются и не обобщаются факторы взаимодействия власти с местным сообществом; не определено концептуальное содержание стратегий развития большинства сельских поселений.

4. Существует острейшая проблема профессиональной неподготовленности сотрудников органов местного самоуправления.

5. Имеет место недостаточное взаимодействие граждан и институтов местного самоуправления.

Для устранения выявленных недостатков в Серпуховском районе необходима целевая программа содействия социально-экономическому развитию муниципального образования, превращению его в устойчивую саморазвивающуюся систему. Эта цель может быть достигнута при условии решения нескольких основных задач.

Во-первых, должны быть выработаны проекты согласованного и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Во-вторых, для разработки и реализации этих проектов важно выявить внутренние материальные, трудовые и интеллектуальные ресурсы развития каждой территории.

В-третьих, в рамках законодательства, с учетом накопленного опыта необходимо укрепить роль местного самоуправления как выразителя интересов населения в решении внутренних проблем.

2.3 Анализ перспектив социально-экономического развития муниципального района

Сельские муниципальные образования могут самостоятельно определять собственную стратегию развития. Для того чтобы обеспечить объективность - принимаемых решений в сфере управления процессом развития местные органы власти должны обладать достоверной и объективной информацией об уровне развития муниципального образования, актуальной базой целевых государственных программ поддержки развития сельских поселений.

Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования это также управляемый процесс изменений в экономике муниципального образования и его социальной сфере. Он направлен на достижение более высокого уровня развития в социальной и экономической сфере на территории муниципального образования, он ориентирован на наименьший ущерб для природных ресурсов и наибольший уровень удовлетворения коллективных потребностей населения при соблюдении общих интересов государства.

Рассматривая угрозы и возможности, можно сделать следующие выводы.

1. Существует ряд параметров, не поддерживающие стратегический выбор развития района. Это угрозы, связанные с сокращением полномочий Администрации района и снижением поступлений в бюджет района:

рост цен на энергоносители. Финансирование льгот не в полном объеме (Угроза Т2), Для нейтрализации этих угроз необходимо увеличивать эффективность расходования бюджетных средств, развивать механизмы социального партнерства, привлекать частные средства.

близость Москвы (Угроза Т4). Для нейтрализации этой угрозы необходимо создавать более привлекательные условия проживания в районе.

2. В то же время, ряд параметров предполагает, что можно реагировать на них по-разному, в зависимости от позиции, внутренних и внешних условий. Именно эти параметры определяют стратегический выбор:

1. Государственная политика, направленная на реформирование ряда сфер жизнедеятельности - пенсионная реформа, реформа образования и т.д. (Возможность 03). В связи с этим, существует две модели поведения:

а) проводить изменения в районе в соответствии с национальными проектами и государственными программами;

б) проводить изменения в районе самостоятельно, без «команды сверху».

2. Бизнесу района предстоит столкнуться с усиливающейся конкуренцией (угроза Т1). В связи с этим, существует две модели поведения:

а) учитывая, что во многих сферах бизнес более эффективен и располагает большими ресурсами, чем власть, предприятия района самостоятельно справятся с угрозой усиления конкуренции. Задача района - забота о населении;

б) местной власти необходимо отреагировать на угрозу совместно с бизнесом путем совершенствования подготовки кадров, улучшения условий проживания в районе, совместного решения ряда социальных и экономических проблем.

Исходя из представленных моделей поведения местной власти могут иметь место следующие сценарии развития Серпуховского муниципального района.

1. Сценарий сдержанного развития. Это пессимистическое видение будущего. Оно не предполагает существенного улучшения текущей социально-экономической ситуации. Сдержанный сценарий основан на гипотезе о том, что инвестиционный рост последних лет - это лишь кульминация постдефолтного компенсационного роста и, следовательно, вскоре произойдет его замедление. Это означает, что предполагаемые к инвестированию площадки останутся в той же функции, что и сейчас; модернизация существующих производств будет проходить крайне медленно и не потребует расширения территории. Это приведет к тому, что рост доходов будет едва опережать инфляцию, и существенного повышения благосостояния жителей района не случится. Негативные тренды законсервируются также в демографии и социальной сфере. Нехватка мест приложения труда приведет к сохранению миграционного оттока и ухудшению показателей рождаемости и смертности. Низкие бюджетные поступления замедлят процесс совершенствования систем здравоохранения и образования, работы коммунальных систем, повышения качества жилищных, условий.

Второй и третий сценарии представляют собой два разных варианта сценария умеренного развития.

2. Сценарий агропромышленного развития. Индустриальный сценарий предполагает, что в результате усилий со стороны аппарата управления и населения инвестиционная привлекательность района возрастет. Будет открыто значительное число малых и средних агропромышленных предприятий, район привлечет несколько крупных производств (в том числе машиностроительного профиля). Рост экономики потребует создания логистических центров, обслуживающих как Серпуховские предприятия, так и предприятия района. Кардинальное изменение спроса на рынке труда приведет к тому, что люди рабочих специальностей не только перестанут уезжать из района, но и появится приток рабочей силы (в том числе квалифицированной) из Москвы и Серпухова. Это потребует улучшения жилищных условий в существующих населенных пунктах и нового жилищного строительства. Растущие бюджетные поступления района (главным образом, налог на доходы физических лиц, арендные платежи) позволят в необходимой мере оптимизировать сеть учреждений сферы обслуживания.

3. Сценарий субурбанизационного развития. Этот сценарий предполагает усиление пригородных функций района, всё более тесную интеграцию района и города. По этому сценарию приток инвестиций в промышленность района не будет быстро расти, зато положительные тенденции в экономике Серпухова приведут к росту доходов и трансформации потребностей её жителей. При этом сценарии в Серпухове сформируется средний класс, с его ориентацией на большую семью, жилье за городом, интенсивное потребление новых товаров и услуг. В результате миграционный приток в Серпуховский район будет положительным за счет состоятельных людей, готовых платить за жилье высокого качества, испытывающих потребность в развитии торгово-развлекательной функции. По этому сценарию в районе появятся элитные коттеджные поселки на расстоянии порядка 15-25 км от Серпухова, со свободной планировкой, большими участками и развитой системой обслуживания. Удаленные сельские территории получат рекреационную функцию. Немного ослабеет кризис сельской занятости в малых населенных пунктах: во-первых, личные подсобные хозяйства смогут стать прямыми поставщиками свежих продуктов питания жителям элитных поселков, во-вторых, субурбанизация предложит рабочие места в сфере обслуживания (уборка, садовые работы, охрана и др.).

4. Сценарий многопланового развития. Четвертый сценарий представляет собой оптимистичное видение будущего. Многоплановое развитие подразумевает бурный инвестиционный приток в промышленность Серпуховского района и, одновременно, субурбанизацию, связанную с экономическим развитием Серпухова. Этот сценарий не просто сочетает в себе достоинства второго и третьего сценариев. Индустриальная и пригородная функции, взаимодействуя друг с другом, обеспечит прорыв в социально-экономическом развитии. Мощный рост доходной части бюджета сделает возможным внедрение инновационных технологий в управление, социальную сферу, инфраструктуру. Формирование элитных поселков и развитие торгово-развлекательной функции повысят стандарты потребления населения района, а приток инвестиций в реальный сектор экономики увеличит доходы. В результате ещё больше возрастет потребность в площадях под торгово-развлекательную функцию. Возможны и другие формы взаимного усиления функций.

Разные сценарии не исключают друг друга - вопрос лишь в преобладании той или иной тенденции.

На основе анализа существующих методик стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований предлагается методика стратегического управления муниципальн ым образованием с учетом политики Администрации Серпуховского района, области и федеральных органов власти.

Отличительные преимущества предлагаемой методики для проведения комплексного анализа социально-экономического развития муниципального образования от существующих заключаются в следующем:

Анализ комплексного социально-экономического положения и тенденций развития МО в разрезе и динамике сельских поселений (1 этап)

Социальная сфера

Природно-сырьевой потенциал

Состояние инфраструктурных объектов

Финансы и бюджет

Инвестиционный климат

Экономическая база

Выявление «точек роста» и проблемных областей, на основе которых формируются стратегические направления социально-экономического развития района посредством SWOT-анализа (II этап)

Сильные и слабые стороны внутренней среды

Оценка внешних потенциальных возможностей и угроз

Географическое и геополитическое положение

Природные ресурсы

Население

Агропромышленный комплекс

Промышленность и строительство

Инфраструктура

Предпринимательство

Инвестиции

Использование географического положения, коммуникация, туризм

Использование пространственной организации и земельных ресурсов, экологического, природно-рекреационного потенциала

Использование и развитие человеческого потенциала, привлечение квалифицированных кадров

Политика Администрации МО, области и федеральных органов власти

Развитие экспортноориентированных и импортозамещающих производств

Финансово-инвестиционный потенциал

Функционирование и развитие инфраструктуры экономики района

Межрегиональные связи и проекты

Разработка концепции комплексной программы социально-экономического развития МО на основе выявленных приоритетных задач и «полюсов роста» (III этап)

1. Проведение анализа комплексного социально-экономического положения и тенденций развития муниципального образования в разрезе и динамике районных муниципальных образований РФ для обеспечения гармонизации районной социо-эколого-экономической среды.

2. Диверсификационная направленность экономики в аграрно-промышленном комплексе, повышение конкурентоспособности и продвижение продукции субъектов малого предпринимательства на региональные, общероссийские рынки за счет интеграции ресурсов в интересах обеспечения стратегически важных приоритетных направлений способных обеспечить для местного сообщества высокое и устойчиво повышающееся качество жизни.

3. Анализ правовых условий и административных барьеров, связанных с деятельностью субъектов малого предпринимательства, а также разработка рекомендаций для принятия нормативных правовых актов на муниципальном уровне, позволяющий создать основу для разработки законодательных и нормативных актов в сфере малого предпринимательства в муниципальном образовании.

4. Стимулирование развития горизонтальных связей и создание содержательных инструментов на основе взаимодействия «власти-бизнеса-сообщества».

5. Создание качественных транспортных коммуникаций и системы современных средств связи.

Информация о работе Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием