Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:32, реферат
Семья была и остаётся важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и культурным ценностям. Серьёзные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Огромные проблемы в воспитании ребёнка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведённые родители.
Введение……………………………………………………………………………….4
1.Неполная семья как система………………………………………………………..6
2.Детско-родительские отношения в неполных семьях…………………………….9
3.Влияние неполной семьи на несовершеннолетнего и общество…………….......14
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...........24
Среди специалистов бытует мнение, что утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру. В одном из исследований, в ходе, которого проводилось наблюдение за австралийскими подростками, подтвердились проявления практически всех перечисленных выше симптомов.
«Отмечается, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки».
«В одном из первых отечественных исследований по общим вопросам сексологии И.С. Кон в качестве примера, подтверждающего мысль о нарушении половой идентичности у мальчиков из неполных семей, приводит данные, полученные в начале 90-х гг. группой американских ученых. Сопоставив особенности жизненного пути и личностные свойства 106 мужчин-гомосексуалистов с контрольной группой из 100 гетеросексуальных пациентов, специалисты нашли между ними существенные различия. Так. 63% гомосексуалистов сообщили, что они были любимцами своих матерей; 65% гомосексуалистов сказали, что их матери стремились быть в центре внимания сыновей. Только 18% гомосексуалистов сказали, что их матери поощряли в них маскулинные установки и занятия. Матери гомосексуалистов чаще вмешивались в их сексуальную жизнь. Многие гомосексуалисты чувствовали себя отвергнутыми своими отцами, про водили мало времени в их обществе, сексуальную информации: они получали, в основном, от матерей». [6, 96 с.]
Отсутствие в семье отца оказывает на девочек прямо противоположный эффект. В раннем детстве они ощущают его довольно слабо, но в подростковом возрасте влияние этого фактора заметно усиливается. Отсутствие в семье ярко выраженного взаимодействия мужского и женского начала может создать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Работы, посвященные этой проблеме, полны подробностей, касающихся подобных затруднений. Некоторые девушки, живущие после развода родителей с матерями, имеют склонность к обольщению мужчин, иногда проявляют неразборчивость в связях. Такие девушки могут переживать противоречивые чувства к представителям противоположного пола, вызванные негативными воспоминаниями о собственных отцах. Они рано начинают встречаться с мужчинами и часто вступают в интимные отношения с ними. Девочки, чьи отцы умерли, наоборот, могут стать чрезмерно застенчивыми и испытывать крайнюю неловкость в обществе мужчин. Причиной этому, по-видимому, служит недостаток навыка общения со взрослыми представителями противоположного пола.
«О прямой связи состояния семьи с правонарушениями подростков свидетельствуют данные отчетов ГУВД, УВД Центрального федерального округа за 2008 г. По форме «Несовершеннолетние». От трети до половины и более несовершеннолетних, состоящих на учете и задержанных за правонарушения, воспитываются неполной семье или не имеют родителей. Эти данные в равной мере относятся к задержанным за правонарушение местным жителям или другого субъекта РФ. Удельный вес состоящих на учете в г. Москве из неполных семей или без родителей равен 47,3% (москвичи), среди доставленных за правонару-
шения этот показатель примерно такой же и равен 48% (и москвичи, и приез-
жие). Подобная закономерность прослеживается по всему ЦФО».
Таблица
2. Некоторые сведения
о структуре осужденных
несовершен-нолетних
по России за 2001-2008 гг. (удельный
вес в %)
Группы несовершеннолетних | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Осуждено (всего) | 116,5 | 121,0 | 120,6 | 132,2 | 146,7 | 148,6 | 142,8 | 88,3 |
Воспитывались в семье с одним родителем | 39,8 | 39,6 | 38,7 | 38,9 | 39,4 | 39,6 | 41,3 | 43,2 |
Воспитывались
вне семьи |
5,4 | 5,3 | 5,3 | 5,3 | 5,4 | 5,5 | 6,2 | 7,0 |
Неучившиеся
и неработавшие |
40,1 | 40,6 | 36,8 | 36,8 | 36,7 | 36,0 | 36,0 | 36,8 |
Совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения | 34,7 | 33,0 | 28,6 | 25,2 | 22,2 | 21,7 | 25,5 | 34,0 |
Факты говорят о том, что существует некая взаимосвязь между проживанием детей с матерями-одиночками и вероятностью совершения ими правонарушений. Действительно, подростки из таких семей чаще совершают преступления, однако это вовсе не означает, что причиной их противоправного поведения служит именно отсутствие отца. Совершив какой-либо проступок, они чаще, чем их сверстники, живущие с обоими родителями, бывают арестованы и попадают под следствие, так как их матери имеют меньше возможностей обратиться за помощью. И все же главной причиной совершения подростком преступления является скорее не тип семьи (с отцом или без него), а наличие конфликтных ситуаций, ведущих к ее распаду. Глубина семейных конфликтов гораздо точнее, чем состав семьи, определяет вероятность будущей трагедии. Известно, что отцы подростков, совершивших преступления, нередко относились к ним с неоправданной строгостью, недоверием и пренебрежением. В таких случаях присутствие в доме отца может принести ребенку только вред. Неслучайно многие подростки испытывают облегчение после развода родителей
Матери, проживающие отдельно от мужа или разведенные с ним, часто испытывают материальные трудности. Некоторые из них оказываются в настоящей бедности и вынуждены проживать с детьми в неблагополучных районах города в недопустимых условиях. При этом проблемы воспитания возникают не впрямую из-за отсутствия отца, а как следствие нищеты и низкого социального статуса такой семьи. Развод или раздельное проживание супругов неизбежно приводят к потере контроля за окружением детей. По признаниям самих матерей, после развода они имеют гораздо меньше возможностей влиять на поведение подростка — в том числе и наказывать его: во-первых, из-за того, что подросток тяжело переживает развод родителей, во-вторых, из-за его убеждения, что именно мать несет ответственность за потерю отца, в-третьих, из-за того что мать сама испытывает чувство вины за развод и, пытаясь завоевать расположение подростка, избегает строгостей и, наконец, в-четвертых, из-за чрезмерной занятости матери на работе, вследствие чего она не имеет возможности уделять детям достаточно внимания. [11, 56 с.]
Во время одного из исследований была проведена очень важная и кропотливая работа: анализ наличия вредных привычек у подростков из 508 семей. Обследуемые были поделены на три группы: в первую и вторую вошли те, чьи родители развелись, когда они находились соответственно в детском и подростковом возрасте, в третью — проживающие в крепких семьях. В итоге оказалось, что представители второй группы в большей степени подвержены пристрастию к наркотикам, чем представители первой и третьей. По мнению исследователей, это объясняется попытками подростков самостоятельно приспособиться к неблагоприятной семейной обстановке, а также недостатком положительного влияния родителей. Исследование показало также, что на подростков-мальчиков развод оказывает более негативное воздействие, чем на девочек. Однако если родитель (и в особенности мать), с которым проживает девочка, создает новую семью, то вероятность обращения дочери к наркотикам возрастает. Что же касается мальчиков, то вступление в брак проживающего с ними родителя мало влияет на их тягу к наркотикам. В результате было сделано заключение о том, что вступление в повторный брак родителя, проживающего с детьми, более благотворно влияет на мальчиков, чем на девочек. Однако приложимость этого вывода ограничена, поскольку выборка состояла преимущественно из семей белых имеющих хорошее образование и доходы выше среднего уровня.
Таблица
3. Процентные показатели
наличия вредных привычек
у подростков из разных
типов семей.
Тип семьи | Кол-во подростков | Пробовали курить сигареты | Курят сигареты постоянно | Употребляют алкоголь | Курят марихуану | Опыт интимных отношений |
Обычная | 1230 | 36,1 | 11,2 | 47,3 | 5,5 | 11,4 |
С отчимом | 245 | 45,8 | 19,2 | 53,4 | 12,3 | 20,6 |
С мачехой | 51 | 56,9 | 16,3 | 66,7 | 16,0 | 28,0 |
Оба родителя неродные | 47 | 51,1 | 15,4 | 54,3 | 4,3 | 20,0 |
С матерью-одиночкой | 410 | 44,8 | 13,3 | 53,9 | 10,1 | 23,0 |
С отцом-одиночкой | 95 | 43,0 | 13,4 | 53,7 | 14,9 | 27,2 |
Итого | 2078 | 40,3 | 12,9 | 50,3 | 7,9 | 16,1 |
«Наблюдение за 2102 подростками в возрасте от 12 до 14 лет и их матерями, проведенное в десяти городах юго-восточных штатов США, ставило своей целью выявить зависимость между структурой семьи (полная, неполная или имеющая в своем составе отчима или мачеху) и наличия у подростков опыта употребления алкоголя, курения и вступления в сексуальные отношения. Полученные данные позволили установить, что вероятность приобретения подростком подобного негативного опыта ниже всего в крепких семьях».
Дальнейшие исследовании — с учетом влияния
факторов возраста, пола и цвета коней
детей, а также образовательного уровня
их матерей — только подтвердили этот
вывод: подростки, живущие с одним из родителей
или в семье с отчимом или мачехой, подвержены
большему риску приобретения вредных
привычек, чем их сверстники из крепких
семей. В табл. 3 приведены процентные показатели
наличия вредных привычек у подростков
в семьях разных типов.
Заключение
Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленных примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей.
Вместе с тем специалисты, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что хотя полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а создает лишь предпосылки для успешного формирования его личности, тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи более сложное дело и таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.
Информация о работе Развитие личности детей в неполных семьях