Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:24, контрольная работа
Развитие Социологической мысли в России.Девиантное поведение.Этатистская и деэтатитстская тенденции в развитии современных государств
Особо выделяет Крижанич «политическую мудрость». Он считал, что правитель должен быть самым мудрым человеком и окружать себя умными советниками. Используя достижения европейского политического мышления, он формирует целостную и развернутую программу разумного управления державой. Ее смысл сводится к объективному анализу страны, народа, природных ресурсов, традиций и умелому их использованию. Идеи Крижанича по использованию конкретного научного анализа в системе политического управления обществом намного опередили идеи мыслителей Запада конца XVIII века.
Особую роль в будущем подъеме славянства Крижанич отводит России, которая, превратившись благодаря реформам в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед. Выступая за культурное единство славянства, Крижанич пытается создать для нее общеславянский язык, получивший название «крижаника». В написанной на латыни «Истории Сибири» Крижанич описал край, с которым он связывал будущее России и перспективы сотрудничества с другими народами.
Заметное
влияние на становление и развитие
общественной мысли в России оказала
социология народничества. Виднейшими
ее представителями были П.
Лавров (1823-1900 год)
и Н.Михайловский (1842-1904
год). Они придерживались так называемого
субъективного метода в социологии, который
получил всестороннюю разработку в их
многочисленных трудах. Суть этого метода
П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей
приходится прилагать к процессу истории
субъективную оценку, т.е. усвоив тот или
иной нравственный идеал, расположить
все факты истории в перспективе, по которой
они содействовали или противодействовали
этому идеалу, и на на первый план истории
выставить по важности те факты, в которых
это содействие или противодействие выразилось
с наибольшей яркостью». В развитии нравственного
идеала «единственный смысл истории»
и «единственный закон исторической
группировки событий».
Основную
задачу социологии П. Лавров усматривал
в изучении мотивов деятельности
личности и их нравственных идеалов.
При этом особое внимание уделялось
анализу «солидарных», как он писал, действий
людей, направляемых их общими интересами.
Социология: по словам Лаврова, изучает
и группирует повторяющиеся факты солидарности
между людьми и стремится открыть законы
их солидарных действий. Она ставит себе
теоретическую цель: понять формы солидарности,
а так же условия ее упрочения и ослабления
при разном уровне развития людей и форм
их общежития. Под солидарностью Лавров
понимал «сознание того, что личный интерес
совпадает с интересом общественным»
и «что личное достоинство всех солидарных
с нами людей». Солидарность - это «общности
привычек, интересов, эффектов или убеждений»,
все это обусловливает сходство поведения
идеятельности людей.Разумеется, поведение
и деятельность людей определяются многими
объективными обстоятельствами - природными
и социальными. Этого Лавров не отрицал.
Однако главными факторами, направляющими
деятельность людей он считал их внутренние
мотивы, их идеалы и волю. А потому «объективный»
анализ явлений общественной жизни, то
есть постижение «правды истины», легко
соединялся с субъективным оценочным
подходом к ним. Данный подход заключался
в нахождении «правды – справедливости»,
призванной осветить путь к обществу,
в котором бы гармонически сочетались
интересы всех людей. В этом и заключается,
так сказать, социальная направленность
субъективного метода в социологии.
В своих работах П. Лавров ставил и по своему
решал целый ряд фундаментальных проблем
социологии, в том числе о движущих факторах
исторического процесса, его объективной
и субъективной сторонах, роли личности
в истории, механизме и направленности
общественного прогресса. Он размышлял
о «социологических законах» развития
общества, которые он пытался истолковать
с позиций того же субъективного метода.
Для этого, пояснял он, надо стать на место
страждущих и наслаждающихся членов общества,
а не на место бесстрастного постороннего
наблюдателя происходящих в обществе
событий. Только тогда станет ясной закономерная
направленность воли людей и их действий.
Основным двигателем истории по мнению
П. Лаврова, являются действия критически
мыслящих личностей, составляющих передовую
часть интеллигенции.«Развитие критической
мысли в человечестве, ее укрепление и
расширение есть... главный и единственный
агент прогресса в человечестве»-
писал он.
Разработку субъективного метода в социологии продолжил Н. Михайловский. Он прямо заявил, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен. А бессилен он потому, что он не выполним. Он неизбежно оценивает их и не только с познавательных, но и иных, прежде всего с нравственных позиций, принимает их или отвергает. Поэтому делает вид Н. Михайловский, «в социологии неизбежно применение субъективного метода». Подобный метод породил его субъективную социологию. По характеристике Н. Бердяева,
Н. Михайловский
– «самый талантливый сторонник субъективного
метода «и» главный его творец» .
Как и Лавров, Михайловский придерживался
мнения о существовании правды - истины
и правды - справедливости. Сам он поэтому
поводу высказывался так: «Безбоязненно
глядеть в глаза действительности и ее
отражению - правде-истине, правде объективной,
и в тоже время, сохранять и правду-справедливость,
правду субъективную - такова задача всей
моей жизни». Он развивает учение о двуединой
правде, органически сочетающей в себе
объективную и субъективную правду. С
позиций этой двуединой правды он рассматривает
проблемы общественной жизни и различных
наук, в том числе социологии, этики, эстетики,
политики и т.д.
При этом он постоянно подчеркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога исходя из нравственных и иных позиций. Другого быть просто не может. К тому же и сами явления общественной жизни - политические, экономические, нравственные и другие - несут в себе, писал Михайловский, большой заряд субъективности, идущий от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. С одной стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которой говорил П.Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующего те или иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т.е. такого общественного устройства при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Это важная сторона субъективного метода народничества нередко оставалась в тени, либо вообще замалчивалась в литературе, из-за чего сам этот метод трактовался весьма односторонне. Исходя из требований научной объективности мы должны указать на обе стороны субъективного метода в социологии, чтобы полнее и правильнее судить о его содержании, теоретической и практической направленности.
Много
внимания уделял Михайловский решению
проблемы взаимодействия личности и
общества. На первом плане у него,
разумеется, личность, обладающая своей
особой индивидуальностью и
Сосредоточив усилия на защите индивидуальности, Михайловский как бы опускает, не анализирует проблему влияния социальной среды на формирование социальных потребностей и интересов человека и тем самым на его поведение. Он больше привлекает внимание человека к сформулированному им закону антагонизма между быстро развивающимся и усложняющимся обществом и превращением личности в носителя его частной функции. В результате развития общественного разделения труда не только крестьяне, но и рабочие превращаются в односторонне развитых людей в «палец от ноги общественного организма».
Михайловский
считает, что указанный антагонизм
можно преодолеть путем предоставления
личности большей свободы и
Исходя
из своих мировоззренческих
Во многом сохраняет свое теоретическое
и практическое значение теория общественного
прогресса Михайловского, его критика
позитивиста Г. Спенсера, который по сути
дела игнорировал особенности развития
общества по сравнению с природой. Михайловский
же считал, что в основе развития общества
лежат не биологические, а социальные
процессы, в том числе разделение труда,
борьба нового уклада общественной жизни
со старым, передовых и реакционных идей
и общественных идеалов. Он указывал на
прогресс общества и прогресс личности.
Ни один из этих видов прогресса не должен
осуществляться за счет другого. Важно
чтобы общество в своем развитии создавало
необходимые условия для всестороннего
развития каждой личности. Это было бы
справедливо и нравственно, что и зафиксировано
в «формуле прогресса» Н. Михайловского,
которая во многом согласуется с пониманием
общественного прогресса П.Лавровым.Оба
этих мыслителя, выдающиеся представители
русского революционного народничества,
оказали значительное влияние на развитие
социологической мысли в России. Они «завершили
течение Русской мысли, идущее от Герцена
и Белинского», и стали «властителями
дум эпохи вхождения в народ и кающегося
дворянства».
Распространение социологии в России имело не только гносеологическое значение, связанное с развитием нового научного направления, новой формы общественной мысли, нои общесоциальное, выражающее интересы национальной буржуазии и интеллигенции по реформированию существующих порядков. Поэтому не случайно социология получает права гражданства в России особенно после реформы 1861 года. Интенсивное развитие капиталистических отношений в России повлекло за собой бурные процессы индустриализации и урбанизации, что отразилось на социальной структуре общества. Идет активный рост рабочего класса и новых технических слоев интеллигенции, с мнением которой правительству приходится считаться.
Важным
этапом в развитии социологической
мысли в России стала и публикация
в 1910г. двухтомного труда М.
Предмет социологии – «социальный порядок и прогресс», которые в реальности существуют только в единстве социальных явлений. «Социальный порядок» есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования.
Общественный прогресс состоит в постоянном расширении сферы «солидарности» и «замирения». В истории социальная солидарность представляет собой универсальный процесс постепенного сближения социальных групп, классов, народов, государств. Революция при этом рассматривается как случайный патологический процесс эволюционного прогресса, понимаемого как прогресс социальной солидарности.
Социологическая система Ковалевского весьма содержательна и оригинальна:
Во-первых, она характеризуется историчностью анализа и широтой сравнительных обобщений. Этому способствовал активно развиваемый им историко-сравнительный метод, как метод социологического исследования истории. У Ковалевского исторический и сравнительный методы слились в один историко-сравнительный метод социологии, что было новым, оригинальным подходом. Он называл этот метод «средством построения совершенно новой еще ветви описательной социологии - я разумею историю человеческих обществ». С помощью этого метода он провел интереснейшие типологические обобщения в различных научных направлениях (социология, история, право, экономика).
Во-вторых, она, т.е. социологическая система, носит плюралистический характер. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных факторов. Теоретическая позиция Ковалевского выражена наиболее четко во включенных в настоящее издание трудах. «Следует говорить не об одностороннем влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из которых слагается общественная жизнь, и не о руководящих факторах — экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях общежития» - писал он.
Критикуя «монистов», создателей самостоятельных доктрин, по свидетельству П. Сорокина, он говорил: «Удивительно однобоки эти люди». Он был далек от прямолинейности в обобщениях и не хотел себя загонять в определенные рамки всякой монистической методологии, хотя иногда при исследовании конкретных социальных процессов придерживался определенного момента, доминирующего фактора.Так, в работе «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (1898-1903) он использует гипотезу роста населения, но в других работах этот фактор для него не стал важнейшим. Его методологический принцип состоял в обобщении на основе изучения многочисленных фактов и факторов общественного процесса. Этому способствовало непременное сочетание в его творчестве эмпирического и теоретического.
Как
отмечают исследователи, взгляды Ковалевского
на проблему факторов общественного
развития подвергались изменениям. Плюрализм
Ковалевского утвердился позже, тогда
как в ранних работах проявлялся
незначительно, о чем говорилось
выше. Однако, эволюцию Ковалевского, как
пишет П. Сорокин, надо видеть не как
переход от монизма к плюрализму,
а как переход от скрытого плюрализма
к плюрализму декларативному и явному,
переход от субстанционального понятия
факторов к методологическому
Третьим моментом социологической системы Ковалевского является генетическая социология. Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда был верен позитивистской методологии, и он никогда ей не изменял. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов.Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т.е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т.д. Здесь Ковалевский расходился с марксистской социально-исторической концепцией, утверждавшей о неизбежности обострения социальных противоречий и о необходимости их насильственной ликвидации. Кстати, это было одной из основных причин отхода Ковалевского от Маркса, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку. В целом он высоко ценил научное значение теории марксизма в области теоретической политэкономии и истории хозяйства, и в исследовании этих сфер, считал он, роль этой теории незаменима.