Развитие социологической мысли а России(Ю.Крижанич,П.Лавров,М.Ковалевский,В.Ленин,П.Сорокин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:24, контрольная работа

Описание

Развитие Социологической мысли в России.Девиантное поведение.Этатистская и деэтатитстская тенденции в развитии современных государств

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по социологиии политологии.doc

— 205.01 Кб (Скачать документ)

Классы  это такие группы людей, из которых  одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в  определенном укладе общественного  хозяйства.

Большая заслуга принадлежит развитию Лениным  положений марксизма о войне  как продолжении политики средствами вооруженного насилия, как продолжение  политики конкретных заинтересованных держав и разных классов внутри них  в данное время.      

В.И.Ленин  вошел в историю не только как  ученый, но и как практик, политик. Под его руководством осуществилась  в России Великая Октябрьская  социалистическая революция, было построено  первое в мире социалистическое государство, в котором все средства производства были национализированы, обобществление средств производства доведено до максимума. Тем самым всему миру был продемонстрирован  пример, в котором проявилась тенденция  в развитии капиталистических обществ  к обобществлению. Благодаря этой революции процесс обобществления в развитых странах получил широкое  распространение в форме акционерных  обществ, изменилась система распределения  благ и ценностей, повысилась роль государства  в регулировании общественных отношений  с целью их оптимизации, получили развитие и применение на практике научные теории управления общественными процессами.   Капитализм  трансформировался   в    государственно-монополи- стическую форму с элементами планового развития и регулирования рыночных отношений, как его называют в настоящее время «капитализм с человеческим лицом». 
 

Вопрос   №2.  Девиантное поведение: сущность, виды, факторы и возможная реакция общества . 

В настоящее  время термин «девиантное поведение» используется представителями различных  дисциплин в нескольких основных значениях, достаточно сильно отличающихся друг от друга.

В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В социологии и правоведении под девиантностью  понимают социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. 

В психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу различных причин патологической выраженности, имеющей место при психических расстройствах и заболеваниях.  

Принятым  среди большинства исследователей является следующее определение:

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.
 

  

Однако  это определение является слишком  «описательным» (не раскрывающим сущности понятия) и поэтому нуждается  в уточнениях. Речь идет о дополнительных признаках, позволяющих отличать девиантное поведение от других схожих явлений.

Вот некоторые  из этих критериев:

  Девиантное  поведение всегда имеет разрушительный характер: оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность).

  Девиантное  поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения, социальных санкций (в крайних проявлениях – даже форму уголовного наказания).

  Девиантное  поведение является стойко повторяющимся – многократным или длительным.

  Девиантное  поведение согласуется с общей направленностью личности, то есть является достаточно предсказуемым и проявляющимся в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы, самообороны.

  Девиантное  поведение рассматривается в пределах медицинской нормы (оно не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться).

  Девиантное  поведение имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие, то есть по-разному проявляется у разных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия затрагивают мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации. В то же время верно и обратное: само по себе состояние дезадаптации, вызванное другими причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения. 

Во всех подходах ключевым для определения  девиантного поведения является понятие социальной нормы, а точнее – совокупности социальных норм. Ведь именно факт неоднократного их нарушения  позволяет отнести того или иного  подростка к категории «трудных».   

Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
 

 

Существуют  следующие виды социальных норм: 

Духовно-нравственные нормы – общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли (традиции, обычаи, образы, заповеди).

Морально-этические нормы – ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов.

Правовые нормы – свод законов, предполагающий наказание при их нарушении.

Организационно-профессиональные нормы – регулирующие жизнь в учебной или профессиональной среде (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции).

Эстетические нормы – соответствие принятым в данном обществе в данное время эстетическим идеалам – представлениям о красивом, возвышенном, прекрасном. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы — безобразное, низменное, ужасное.  

В зависимости  от вида нарушаемой нормы можно выделить различные виды девиантного поведения. Например, психологом Е.В. Змановской предложена следующая классификация: 

Антисоциальное (делинквентное) поведение – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Как правило, к асоциальному поведения относят различные проявления агрессии, аморального поведения, бродяжничество, проституцию и т.п. 

Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – поведение, угрожающее целостности и развитию личности. К этому виду относятся различные варианты аддикций (зависимостей) и суицидальное поведение. 

Некоторые авторы дополнительно выделяют еще  конформистское (ориентированное на внешние авторитеты), нарциссическое (управляемое чувством собственной грандиозности) и фанатическое поведение (слепая приверженность какой-либо идее). 

Оригинальной  и интересной является классификация  видов девиантного поведения, предложенная отечественным ученым В.Д. Менделевичем . В ее основе лежит анализ отношения  человека к окружающей его реальности.

Взаимодействие  индивида и реальности представлено пятью различными способами: приспособление, противодействие, болезненное противодействие, уход и игнорирование.

• Гармоничный  человек выбирает адаптивное приспособление к реальности, то есть достижение равновесия между ценностями, особенностями индивида и требованиями окружающей социальной среды.

• При  противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном (предкриминальном) поведении.

Болезненное противостояние реальности – это следствие психической патологии и психопатологических расстройств, при которых окружающий мир воспринимается враждебным из-за искажения его восприятия и понимания. В данном случае девиантное поведение сочетается с заболеванием и определяется именно болезненным состоянием психики. Так, например, агрессивность и подозрительность может быть следствием бредового расстройства, при котором окружающим людям приписываются несуществующие враждебные мотивы.

Уход от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые негативно оценивают существующую реальность и считают себя неспособными адаптироваться к ней. Считается, что приоритеты человека могут быть сосредоточены в четырех областях, названных: «тело/ощущения», «деятельность/работа», «контакты», «фантазия/будущее». Гармоничное существование человека предполагает равномерное распределение приоритетов и жизненной энергии по всем четырем сферам. Если же человек не справляется с реальностью, то наблюдается «бегство» (уход) в одну из четырех сфер. Речь может идти об «уходе в болезнь» (или, наоборот, поглощенности идеями здоровья), о трудоголизме, игромании, аутизации или, наоборот, чрезмерной общительности и созависимых отношениях.

Чаще  всего «уход от реальности» проявляться  в злоупотреблении психоактивными веществами – алкоголем и наркотиками. Крайним вариантом «ухода» является суицидальное поведение.

Игнорирование реальности предполагает существование человека в собственном (например, узкопрофессиональном) мире. Такие люди не принимает в расчет требования и нормы реальности, а существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области. 

Каковы  причины возникновения  девиантности?

Традиционно выделяют биологические, личностные (психологические и психопатологические), социальные и семейные факторы риска отклоняющегося поведения.

К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патологию нервной системы; соматическую ослабленность; врожденные уродства и косметические дефекты,   а     также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями.

Личностные особенности индивида также могут определять его предрасположенность к формированию девиантного поведения.

Это могут  быть специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нарушения гендерной идентичности, акцентуации характера, нравственная незрелость личности, узость круга интересов.

Отклонения  в поведении могут возникать  и при некоторых «пограничных состояниях» - психогенных расстройствах (неврозах, реактивных депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах, депривационных нарушениях), психосоматических заболеваниях, личностных расстройствах (психопатиях), а также при социальной и педагогической запущенности индивида.

                    Реакция     общества    на   девиантное    поведение . 
Осознание  неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости  постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле 
понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на 
нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или 
минимизации. 
       Основные механизмы социального контроля: 1) собственно контроль,осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций; 2)внутренний контроль,обеспечиваемый интериализацией социальных норм и  ценностей; 3) косвенный контроль, вызванный     идентификацией с референтной законопослушной группой; 4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей,  альтернативных      противоправных   или  аморальных. 
 

Информация о работе Развитие социологической мысли а России(Ю.Крижанич,П.Лавров,М.Ковалевский,В.Ленин,П.Сорокин)