Развод как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:27, реферат

Описание

Актуальность темы заключается в том, что хотя отношения между людьми в браке личные и сугубо индивидуальны, но вместе с тем они имеют и общественное значение. В этих отношениях кроется будущее государства, что должно представлять особенный интерес и служить предметом заботы со стороны государства и общества.

Содержание

1.Введение……………….………………………….2-3стр.
2.Развод как социальное явление….……………3-5стр.
3.Причины разводов..……………………………6-12стр.
4.Последствие разводов…………………………13-14стр.
5.Статистика разводов в Росси…...……………15-16стр.
6.Заключение……………..………………………17-18стр.
7.Список используемой литературы…….……….19 стр.

Работа состоит из  1 файл

Реферат!!!По социологии!!!.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 

1.Введение……………….………………………….2-3стр.

                  2.Развод как социальное явление….……………3-5стр.

3.Причины  разводов..……………………………6-12стр.

4.Последствие разводов…………………………13-14стр.

5.Статистика  разводов в Росси…...……………15-16стр.

6.Заключение……………..………………………17-18стр.

7.Список  используемой литературы…….……….19 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность  темы заключается в том, что хотя отношения между людьми в браке личные и сугубо индивидуальны, но вместе с тем они имеют и общественное значение. В этих отношениях кроется будущее государства, что должно представлять особенный интерес и служить предметом заботы со стороны государства и общества.

Можно с уверенностью сказать, что общество и государство заинтересованы в  том, чтобы разводов было меньше, а семейно-брачные отношения развивались нормально и совершенствовались. Развод в любом случае свидетельствует о непрочности и разрушении семейных связей и поэтому объективно не может рассматриваться как явление положительное.

Общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно сказывается на воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных проблем (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство и т. д.). Следовательно, в самом общем виде государство и общество не могут не видеть в разводе свидетельства неблагополучия в сфере семейных отношений. С этой точки зрения развод является социальным злом.

Общество  и государство оказывают влияние  на брак различными путями: экономическими, политическими, идеологическими. Наиболее непосредственным проводником этого влияния являются правовые и моральные средства. Для того чтобы общественное влияние на брак было эффективным, необходимо достоверное знание действительного положения дел: общих тенденций развития семейно-брачных отношений; причин, конфликтных ситуаций, возникающих в браке; ценностных ориентации лиц, состоящих в браке или собирающихся в него вступить; влияния одних факторов брачной жизни на другие и т. п. Только на основе такого анализа возможны подлинно научные рекомендации по совершенствованию брачно-семейных отношений.

Эта же проблема приобретает существенное значение и сейчас в связи с  насущными задачами социального  планирования. Разработка планов социального развития не может не касаться и сферы семейно-брачных отношений. Обоснованные рекомендации могут быть сделаны только в том случае, если мы будем хорошо знать действительные процессы, происходящие в современных браках, влияние на эти процессы различных социальных факторов.

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая  сторона. Социологический анализ проблем  развода (социология развода) - это в  определенной степени и анализ проблем  самого брака, в основном его отрицательных сторон. Для того чтобы этот анализ был успешным, необходимо правильное представление о социальной природе того явления, которое анализируется, о его месте в ряду других социальных явлений. Не менее важны, данные, подвергаемые анализу. Они должны достоверно и репрезентативно (то есть представительно) характеризовать основные обстоятельства брачной жизни, во всяком случае, те из них, которые ведут к кризису брака. Только на основе всего этого можно выступать с достаточно серьезными предложениями, направленными на укрепление семьи и сохранение брака. 
 
 
 

Развод  как социальное явление. 

Общество  и государство оказывают влияние  на  брак  различными  путями: экономическими, политическими,  идеологическими.  Наиболее  непосредственным проводником этого влияния являются правовые и моральные средства.  Для  того чтобы общественное влияние на брак было эффективным, необходимо  достоверное знание действительного положения  дел:  общих  тенденций  развития  семейно-брачных  отношений;  причин,  конфликтных  ситуаций,  возникающих  в  браке; ценностных ориентации  лиц,  состоящих  в  браке  или  собирающихся  в  него вступить; влияния одних факторов брачной жизни на другие и т. п.  Только  на основе  такого   анализа   возможны   подлинно   научные   рекомендации   по совершенствованию  брачно-семейных  отношений.  Необходимость   в   подобном анализе   уже    возникала.    В    период    обновления    брачно-семейного законодательства (1968-1969 гг.) мы столкнулись  с  целым  рядом  спорных  и сложных проблем правового регулирования брака и развода.  Сохранять ли судебный порядок развода или пойти на  передачу  дел  о  разводах  в  органы

ЗАГС; сделать  это в отношении всех дел или  только части их; каким  критерием при этом  руководствоваться?  Законодатель  смог  принять  решение  по  этим вопросам лишь на  основе  анализа  соответствующих  социологических  данных, характеризующих проблему развода. Эта же проблема  приобретает  существенное значение и сейчас в связи с  насущными  задачами  социального  планирования. Разработка планов социального развития не может не касаться и сферы семейно-брачных отношений. Обоснованные рекомендации могут  быть  сделаны  только  в том  случае,  если  мы   будем   хорошо   знать   действительные   процессы, происходящие  в  современных  браках,  влияние  на  эти  процессы  различных социальных факторов. Развод, то есть юридически  фиксируемый  распад  брака,  есть  антитеза брака,  его  теневая  сторона.  Социологический   анализ   проблем   развода (социология развода) - это в определенной степени и  анализ  проблем  самого брака, в основном его отрицательных сторон. Для того чтобы этот  анализ  был успешным, необходимо правильное  представление  о  социальной  природе  того явления, которое  анализируется,  о  его  месте в ряду  других  социальных явлений.  Не  менее  важны,  данные,  подвергаемые   анализу.   Они   должны достоверно  и  репрезентативно  (то  есть  представительно)  характеризовать основные обстоятельства брачной жизни, во всяком случае, те из  них,  которые ведут к кризису брака. Только  на  основе  всего  этого  можно  выступать  с достаточно серьезными предложениями, направленными  на  укрепление  семьи  и сохранение брака.

       Как отнестись к разводу? Что  это  -  социальное  зло,  правонарушение, преступление?  Взгляд  на  расторжение   брака   как   на   явление   всегда нежелательное  иногда  встречается.  В  период  обсуждения   проекта   Основ законодательства о браке и семье один читатель писал, в  газету  "Известия": "Надо не облегчать разводы, а ввести закон о наказании  тех  людей,  которые обращаются за разводом и способствуют развалу семьи". Можно с уверенностью сказать, что общество и государство заинтересованы в том, чтобы разводов было меньше, а семейно-брачные  отношения  развивались нормально и совершенствовались. Развод  в  любом  случае  свидетельствует  о непрочности и разрушении семейных связей  и поэтому объективно  не  может рассматриваться как явление положительное.

Общество  заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как  это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно  сказывается  на воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных  проблем  (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство и т.  д.).  Следовательно,  в  самом общем виде  государство и общество  не  могут   не   видеть   в   разводе свидетельства неблагополучия  в  сфере  семейных  отношений.  С  этой  точки зрения развод является социальным злом. Вместе с тем на развод следует смотреть и с иных позиций. Применительно к каждому конкретному  браку  вопрос  о  нежелательности  или  желательности развода не может решаться однозначно. В отдельных случаях развод  не  только не является социальным злом, он, наоборот, необходим. Государство, конечно, заинтересовано  в  укреплении  семьи,  и  это  не случайно:  семья  представляет  собой  первичную  ячейку  общества.  Степень материального благополучия семьи, ее духовное, и  нравственное  здоровье  во многом определяют облик человека, его общественную  и  трудовую  активность. Семья оказывает решающее влияние на подрастающее поколение.  Можно  сказать, что успехи и трудности, которые переживает  семья,  не  только  определяются социально-экономическими условиями развития общества, но и  в  свою  очередь

влияют  на общество в целом.

Таким   образом,   укрепление   здоровой,   высоконравственной   семьи, основанной на чувствах любви, уважения и дружбы  всех  ее  членов,  является важнейшей общественной задачей. Большая  часть  наших  семей  отвечает  этим требованиям. Было бы, однако, лицемерием отрицать тот факт, что имеется  еще немало людей, поведение которых  в  семье  и  быту  далеко  от  тех  высоких требований,  которые  предъявляет  к  этому  поведению  общество.  Пережитки прошлого в общественном сознании наиболее живучи именно  в сфере семейных отношений,  которые  в  силу  своего  личного  и   сравнительно   замкнутого характера менее других отношений поддаются общественному контролю.  Но  дело не только в пережитках. Брак заключается добровольно, и в основе  его  лежит личная склонность супругов. Даже при самом  безупречном  поведении  супругов эта  склонность  (любовь,  уважение,  духовная  близость)  может  претерпеть серьезные  изменения  под  влиянием  как  объективных,  так  и  субъективных причин.

Причин  расторжения  брака  много,  и  далеко  не  всякая  причина  дает основание  для  оценки  каждого  конкретного  развода   как   отрицательного явления. В той массе разведенных которых опрашивали, около 5%  указывали  в качестве  существенной  причины   развода   "невозможность   иметь   детей".

Потребность  в  материнстве  или  в  отцовстве   является   естественной   и неодолимой   потребностью   человека.   В   реализации   этой    потребности заинтересовано  и  общество.  Значит  и  в   этом   случае   развод   нельзя рассматривать как нежелательное явление. А ведь есть и другие причины, при наличии которых мы не  можем  бросить упрек одному из супругов, если он решается на развод: душевная  болезнь  или слабоумие; длительное тюремное заключение; безвестное отсутствие, - все  это причины  такого  характера,  которые   делают   каждый   конкретный   развод оправданным, а в некоторых случаях даже необходимым. Таким образом, определенная часть разводов отвечает  не  только  личным интересам одного или обоих супругов, но и интересам общества в целом.

Имеется и еще одна очень важная сторона  этой  проблемы.  Брак  является свободным  и  добровольным  союзом  между  мужчиной  и   женщиной.   Свобода вступления в  брак  предполагает  и  свободу  развода.  «Свобода  развода  - обратная сторона свободы брака, неотъемлемая часть свободы личности»

         Из всего сказанного нужно сделать такой вывод: не развод  сам  по  себе является  главным  социальным  злом.  Главным   социальным   злом   являются ненормальные отношения в браке, которые  ведут  к  разводу.  Именно  с  ними необходимо вести борьбу всеми средствами, в том числе в некоторых случаях  и с помощью развода.

Причины разводов. 

  Во  многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов  при разводе служит супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.

  Измена  затрагивает область супружеских  чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существования семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты, дисгармонию между супругами. Супружескую неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще - в конфликтных, проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов.

  Мотив “измены” наблюдается чаще всего  при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о  незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия, как ”священность семейных уз”. Огромную роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть и уважать в женщине, прежде всего человека, друга и личность.

Кроме того, супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения: мужчины  и женщины, имевшие добрачные  половые связи, легче нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой опыт, скорее всего не основанный  на настоящей любви, снижает оценку сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому партнеру. Чувство супружеского долга - это осознание человеком своих обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов с интересами семьи.

  Существует  мнение о том, что измена, случайная  связь заставляет человека понять, что в семье была любовь. По некоторым  исследованиям, 75% мужчин не находят в случайном партнере того, что ожидали, и начинают больше ценить свою жену. Среди неверных жен число таких, кто не испытал ничего, кроме разочарования и угрызений совести, оказалось еще больше - 90%. Супруг осознает, что совершил страшную ошибку, что предал близкого человека и впредь будет дорожить своим очагом.

  И все же в большинстве случаев  измена не идет на пользу любви. Измену, наверное,  простить труднее всего. И трудно, даже невозможно забыть. Даже супруги с солидным семейным  стажем признаются, что воспоминание об измене одного из них сохраняет горечь на долгие годы.

  Измена  разрушает семью, неважно кто  изменил, муж или жена. Простить ее или не простить, зависит от человека, от того, сколько любви сохранилось  в душе, сможет ли, если не забыть, то глубоко запрятать обиду, нанесенную изменой.

  Когда живешь с человеком, вместе с ним  строишь семью, свой дом, в котором  будут расти дети, нужно быть уверенным  в этом человеке. Уверенным, что он не предаст, не изменит. Измена, как  неожиданный удар наотмашь, выбивает почву из-под ног. Не каждый в состоянии после такого удара оправиться.

  Нельзя  утверждать, что измену совершает  только безнравственный человек. Если в семье ненормальные отношения, подозрения, ревность, скандалы, отсутствует  доброта, сочувствие, понимание, то рано или поздно это приведет к тому, что один из супругов невольно начинает искать человека, который его понимает и уважает в нем личность.

Информация о работе Развод как социальная система