Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:08, курс лекций
Лекции по предмету "Региональная политика"
Основные положения региональной политики в Российской Федерации
Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.
Основные положения региональной политики в социальной сфере
Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов.
Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики.
В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:
участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;
создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру; содействие малому и среднему бизнесу.
Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных-образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельно-го формирования бюджетов.
Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;
законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного само-управления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации;
сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы;
право в пределах автономных финансовых ресурсов самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
3.3. Государственное
регулирование международной и
внешнеэкономической
Целями региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации являются:
использование региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене;
реализация внешнеполитической линии Российской Федерации и ее международных обязательств, согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выполнении международных договоров и соглашений;
учет интересов субъектов Российской Федерации при разработке концепции внешней политики Российской Федерации, подготовке и зак-лючении международных договоров Российской Федерации;
содействие субъектам Российской Федерации в освоении опыта де-ятельности в области внешних связей, их активному вхождению в меж-дународное сотрудничество и участию в проектах и программах между-народных организаций, связанных с региональным развитием; поддержка внешнеэкономической деятельности российских регио-нов, способствующей их экономическому развитию и улучшению усло-вий жизни населения:
развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на ре-гиональном уровне, расширение контактов и поддержка соотечественни-ков за рубежом;
содействие установлению тесных связей между регионами России и государствами -- участниками Содружества Независимых Государств;
широкое участие представителей субъектов Российской Федерации в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей.
Механизмы реализации целей региональной политики в области вне-шних связей включают:
государственную поддержку программ регионального развития субъектов Российской Федерации, предусматривающих укрепление эк-спортного потенциала и становление импортозамещающих производств;
совместную координацию Российской Федерацией и субъектами Рос-сийской Федерации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
обеспечение государственной поддержки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию внешних связей;
создание условий для улучшения инвестиционного климата и эффек-тивного привлечения иностранных капиталовложений в экономику Рос-сийской Федерации;
оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях международных и внешнеэкономических связей.
4. Основные положения
региональной политики в
Региональные особенности процессов социального развития требу-ют адекватного отражения при формировании системы мер государ-ственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.
4.1. Задачи региональной социальной политики
Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требу-ется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бед-ных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответ-ствии с федеральной и региональными миграционными программами;
содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой выс-шего и послевузовского образования;
оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситу-ацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.
Особое место в региональной социальной политике занимают про-блемы демографии. Их решение должно включать в себя:
регулирование миграционных процессов с учетом стратегических за-дач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;
регулирование потоков
вынужденных мигрантов и
осуществление мер экономического и социального характера, на-правленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.
4.2. Региональная политика в области повышения уровня жизни населения
Важнейшие задачи региональной политики -- создание прочной ос-новы для повышения уровня жизни населения, государственная поддер-жка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.
Основным элементом социальной политики является поэтапное повы-шение уровня минимальных государственных гарантий -- минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индек-сация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главными целями региональной политики в области доходов являются:
обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, посо-бий и других денежных доходов граждан России;
стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.
Субъектам Российской
Федерации, которые не имеют достаточных
средств для обеспечения
В целях минимизации
отрицательных последствий
расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объ-единениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.
4.3. Региональная
политика в сфере занятости
Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России яв-ляется сохранение относительной стабильности в сфере занятости.
На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются:
перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающих-ся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для но-вых прогрессивных производств;
защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессио-нальная переориентация.
В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организа-циях рыночной инфраструктуры.
Основная нагрузка в реализация мероприятий по повышению занято-сти населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключа-ется в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех ре-гионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения кото-рой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государствен-ных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и во-енно-промышленного комплекса.
В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходи-мо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибе-гая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льгот-ных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, яв-ляющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних го-родов.
В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избыт-ка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мел-котоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропро-мышленном комплексе.