Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:08, курс лекций
Лекции по предмету "Региональная политика"
Основные положения региональной политики в Российской Федерации
Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.
Основные положения региональной политики в социальной сфере
4.4. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности
В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружа-ющей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной поли-тики являются:
экологически обоснованное размещение производительных сил;
экологически безопасное развитие промышленности, сельского хо-зяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
рациональное использование природных ресурсов;
предупреждение возникновения противоречий в экологически небла-гоприятных регионах Российской Федерации между развитием произво-дительных сил и сохранением экологического равновесия;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и вос-становление уникальных природных комплексов при решении террито-риальных проблем;
совершенствование управления в области охраны окружающей сре-ды и природопользования.
5. Региональные аспекты
национально-этнических
Характерной особенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств. Народы России различаются по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельно-сти, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфесси-ональной принадлежности.
В практическом плане национальная политика представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федератив-ного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разре-шения национальных и межнациональных проблем.
Региональная политика
в области национально-
1) в государственно-правовой сфере:
2) формирование модели федеративного устройства, отвечающей со-временным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России и направленной на сохранение территориаль-ной целостности государства;
3) создание правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений;
4) создание на
уровне федеральных органов
5) создание правовых,
организационных и
6) объединение усилий
всех звеньев государственной
системы и граж-данского общества,
политических и религиозных деятелей
для достиже-ния межнационального согласия,
решительной борьбы с проявлениями агрессивного
национализма;
7) в духовной сфере:
8) уважение прав
и свобод человека и
9) равные права
народов при любых формах их
самоопределения;
10) предотвращение
и мирное урегулирование
11) государственную
поддержку сохранения
12) развитие национальных
языков и культур во всех
сферах, прежде все-го в сфере образования;
13) реальные возможности
для функционирования русского
языка как
14) укрепление национальной
общеобразовательной и высшей
школы как важнейшего условия
сохранения и развития
15) распространение
объективной информации о
16) сохранение исторического
наследия русской культуры, создание
в обществе атмосферы уважения
к ее достижениям, дальнейшее
развитие многовековых
17) учет религиозных
и конфессиональных
Федеральный закон
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 1.
«Образование, формирование,
деятельность законодательных (пред-ставительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
их полномочия и ответственность, порядок
взаимодействия между собой и с федеральными
органами го-сударственной власти основываются
на Конституции Российской Феде-рации
и регулируются федеральными конституционными
законами, на-стоящим Федеральным законом,
иными федеральными законами, конституциями
(уставами), законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации».
Статья 2. Обеспечение
верховенства Конституции Российской
Федерации и федерального законодательства
1. Федеральными законами,
договорами о разграничении полномочий,
соглашениями о передаче осуществления
части полномочий между федеральными
органами исполнительной власти и исполнительными
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (да-лее -- соглашения),
конституциями (уставами), законами й иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации не могут передаваться,
исключаться или иным образом перераспределяться
установленные Конституцией Российской
Федерации предметы ведения Российской
Федерации, предметы совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации (далее предметы совместного
ведения), а также предметы ведения субъектов
Российской Федерации. В случае противоречия
Конституции Российской Федерации положений
указанных актов действуют положения
Конституции Российской Федерации.
Законы и иные
нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, принятым по предметам
ведения Российской Федерации и
предметам совместного ведения.
В случае противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.