Регулирование заработной платы на основе социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание

Современный период развития общества характеризуется резким увеличением социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Изменяются социокультурные нормы общения и взаимодействия, трансформируются или отмирают устаревшие образцы, рождаются новые модели. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х годов прошлого века.
Решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………3
1. Понятие социального партнерства……………………………………………4
2. Регулирование заработной платы на основе социального партнерства…10
2.1. Коллективно-договорное регулирование…………………………………10
2.2. Генеральное соглашение…………………………………………………...11
2.3. Территориальное соглашение…………………………………………….12
2.4. Отраслевое тарифное соглашение………………………………………..13
2.5. Коллективный договор……………………………………………………..14
Вывод………………………………………………………………………….…16
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 32.63 Кб (Скачать документ)

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………….………………3

1. Понятие социального  партнерства……………………………………………4

2. Регулирование заработной  платы на основе социального  партнерства…10

2.1. Коллективно-договорное  регулирование…………………………………10

2.2. Генеральное соглашение…………………………………………………...11

2.3. Территориальное соглашение…………………………………………….12

2.4. Отраслевое тарифное  соглашение………………………………………..13

2.5. Коллективный договор……………………………………………………..14

Вывод………………………………………………………………………….…16

Список использованной литературы…………………………………………...17 

Введение.

 

Современный период развития общества характеризуется резким увеличением  социальных проблем и усилением  роли широкой общественности в поиске путей их решения. Изменяются социокультурные  нормы общения и взаимодействия, трансформируются или отмирают устаревшие образцы, рождаются новые модели. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание  с начала 90-х годов прошлого века.

Решение социально-экономических  проблем должно производиться с  учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Важнейшим законодательным  актом в области трудового  права является Трудовой кодекс Российской Федерации. Именно в ТК впервые было закреплено понятие "социальное партнерство".

 Закон различает участников  и стороны социального партнерства.  Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели  в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей.

 Цель данной работы  заключается в исследовании социального  партнерства как основы оплаты  труда. Для достижения обозначенной  цели ставятся следующие задачи: дать понятие социальному партнерству,  определить его цели и их составляющие, выделить способы регулирования заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие социального  партнерства

 

Цели и задачи социального  партнерства следует рассматривать  в контексте концепции «достойного  труда», что означает высокоэффективный  труд в хороших производственных, социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, имеющий достойную  оплату и доставляющий каждому работнику  удовлетворение, возможность проявить свои способности и мастерство. При  таком труде достоинство и  права трудящихся защищены, и они  активно участвуют в деятельности организации.

В настоящее время нет  единства в определении понятия  «социальное партнерство», и в  различных источниках оно трактуется по-разному.

Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» - это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В экономической и социальной политике этот термин означает консультации и сотрудничество между наемными работниками и работодателями на разных уровнях по поводу определения  взаимоприемлемых условий найма  и оплаты труда.

В широком смысле социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и  групп для достижения общих целей. По своей сути социальное партнерство  отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

В узком и наиболее распространенном значении социальное партнерство - это  способ согласования интересов работников и работодателей в целях достижения социального мира с участием государственных  структур, представляющих интересы общества.

Практика показывает, что  противоречия между наемными работниками  и работодателями чаще всего возникают  по поводу оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи с различными и противоположными интересами между работниками и работодателями возникают объективные противоречия. Если эти противоречия не устраняются, возникают серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными, экономическими и политическими потрясениями. Цивилизованное общество - при ведущей роли государства - должно быть способно предотвращать неуправляемое развитие таких событий.

Социальное партнерство  не должно вести к соглашательству  или, напротив, к постоянной конфронтации. Оно должно способствовать выработке  таких позиций и договоренностей, которые позволяют удовлетворять  интересы сторон в конкретных условиях, достигать компромисса, способного установить социальный мир на предприятии, в организации, на территории, в отрасли  и в стране в целом.

В Трудовом кодексе РФ дается следующее определение: социальное партнерство в сфере труда - это  система взаимоотношений между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений. Статья 23 ТК РФ в  ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Вся система отечественного социального партнерства основана на взаимодействии людей, профессиональных и социальных групп, их объединений  и органов государственной власти и местного самоуправления.

Основной целью социального  партнерства является разработка, принятие и реализация социально-экономической  и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.

Основными составляющими  этой цели являются:

• формирование механизма  коллективно-договорного регулирования  социально-трудовых отношений;

• обеспечение занятости  и социальной зашиты населения, охраны и безопасности труда;

• профессиональное обучение работников;

• сохранение трудового  потенциала общества;

• поэтапное повышение  доходов работников на основе роста  производительности труда;

• повышение эффективности  производства.

Важнейшей задачей совершенствования  социального партнерства является разграничение различных групп  интересов и разработка механизмов их согласования и реализации.

Большое значение имеет реализация обозначенных в Трудовом кодексе  РФ основных принципов социального  партнерства:

• равноправие сторон, уважение и учет их интересов;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

• содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

• соблюдение сторонами  и их представителями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при  обсуждении вопросов, входящих в сферу  труда;

• добровольность принятых на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Статья 24 ТК РФ

Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Интересы работников могут  представлять различные профсоюзные  организации, в том числе и  не входящие в структуры общероссийских объединений профсоюзов. Отечественная  система социального партнерства  включает следующие уровни:

• федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере  труда в РФ;

• межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере  труда в двух и более субъектах  РФ;

• региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений  в сфере труда в субъектах  РФ;

• отраслевой уровень, на котором  устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в  отрасли (отраслях);

• территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда  в муниципальном образовании;

• локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства  работников и работодателей в  сфере труда.

Объектом социального  партнерства являются основные направления  реализации социально-трудовой политики государства исходя из оценки уровня жизни и показателей, характеризующих  этот уровень в целом по РФ, в  ее субъектах, а также в районах, городах и организациях.

Социальное партнерство  осуществляется в следующих формах:

• коллективных переговоров  по подготовке проектов и заключению коллективных договоров, соглашений;

• взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• участия работников, их представителей в управлении организацией;

• участия представителей работников и работодателей в  разрешении трудовых споров.

Слабость профсоюзного движения и отсутствие эффективных объединений  работодателей обуславливает необходимость  расширения и усиления роли государства  в налаживании социального диалога  между работодателями и наемными работниками, сглаживании противоречий между ними, снижении напряженности  в обществе. В этих условиях в  начале 1990-х годов государство  взяло на себя основную роль в регулировании  трудовых отношений и создании организационных  и правовых механизмов формирования социального партнерства. Начала создаваться  законодательная база социального  партнерства.

Уже в начале 1990-х годов  были изданы указы Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и  «О создании Российской трехсторонней  комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этих документов была создана Российская трехсторонняя  комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители  работодателей, профсоюзов и правительства.

Приняты и действуют Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профсоюзах, их правах и гарантиях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Об общественных объединениях», «Об объединениях работодателей» и др., реализация которых влияет на результативность социального диалога. Органы социального партнерства  и ответственность сторон закреплены в Трудовом кодексе РФ.

Сотрудничество профсоюзов, представителей работодателей и  Правительства на федеральном уровне осуществляется на Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Результаты сотрудничества сторон отражаются в генеральных соглашениях. На уровне регионов также действуют подобные трехсторонние комиссии и вырабатываются соответствующие соглашения. Во многих субъектах РФ приняты законы «О социальном партнерстве» и соответствующие правовые нормативные акты, регулирующие вопросы трудовых отношений. В организациях заключаются коллективные договоры, в которых учитываются нормы, обозначенные в генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Регулирование заработной  платы на основе социального  партнерства.

2.1. Коллективно-договорное  регулирование.

 

Важнейшей формой социально-трудовых отношений в условиях рынка труда  является социальное партнерство, которое  представляет собой такой тип  и систему отношений между  работодателями и работниками, при  котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их социально-трудовых интересов. В рамках социального партнерства на федеральном уровне ежегодно заключаются Генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими представительными органами и общероссийскими объединениями предпринимателей, на отраслевом уровне - отраслевые (тарифные) соглашения, на уровне территорий - специальные соглашения, а на уровне организаций - коллективные договоры.

Коллективно-договорное регулирование  заработной платы призвано обеспечить и развивать социальное партнерство, повышать гарантии в оплате труда  каждого работника в зависимости  от уровня его квалификации, характера  выполняемых работ, а также результативности труда. Кроме того, задачей коллективно-договорного  регулирования является упорядочение соотношений в уровнях заработной платы между отраслями, регионами  и отдельными категориями работников.

Информация о работе Регулирование заработной платы на основе социального партнерства