Рекомендации по решению социально-экономических проблем современным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Содержание

Введение
1. Понятие семьи
1.1 Семья, как социальный институт
1.2 Функции семьи
1.3 Типология семей
2. Анализ социально-экономических проблем современной семьи
2.1 Проблемы неполных семей
2.2 Проблемы простых (нуклеарных) семей
2.3 Проблемы сложных (многодетных) семей
3. Рекомендации по решению социально-экономических проблем современным семьям
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

молодая семья.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)


Введение

1. Понятие семьи

1.1 Семья, как социальный институт

1.2 Функции семьи

1.3 Типология семей

2. Анализ социально-экономических проблем современной семьи

2.1 Проблемы неполных семей

2.2 Проблемы простых (нуклеарных) семей

2.3 Проблемы сложных (многодетных) семей

3. Рекомендации по решению социально-экономических проблем современным семьям

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


Введение

 

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Социально-экономические проблемы являются факторами, вызывающими деструкции семейных отношений и, как следствие, новые трудности в жизненной самореализации человека. В какой-то степени это свидетельствует о неэффективности и неверной направленности реализуемой модели социальной политики, об отсутствии надежных механизмов социальных гарантий.

Следует запомнить одну мудрую мысль А. Моруа: «Удачный брак — это строение, которое всегда нужно реконструировать». Счастливая семья — это усилия и еще раз усилия, неустанная работа души и ума, которые необходимо прилагать обоим супругам постоянно, не забывая ни на минуту о том, что вознаграждением за них будут эмоциональное тепло, поддержка, забота и взаимопонимание в семье.

Актуальность данной темы заключается в том, что семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Объектом исследования являются современная семья и социально-экономические проблемы в этой семье.

Целью работы является изучение социально-экономических проблем в современной семье.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1.   Изучение основных аспектов семьи, а именно понятие семья, её функции и различные типологии семей;

2.   Рассмотрение социально-бытовых проблем в разных семьях;

3.   Разработка рекомендаций по решению социально-экономических проблем для разных типов семей.

В данной работе использовано множество литературных источников, посвященных изучению современной семьи, её основных аспектов и различных проблем, возникающих в семьях разного типа.

Целуйко В.М.в своей книге «Психология современной семьи» дает анализ и характеристику важнейшим социально-психологическим проблемам современной семьи. Отдельно выделяет вопросы, связанные с особенностями становления молодой семьи и теми психологическими трудностями, которые возникают в них на начальных этапах организации совместной жизни. Рассматривает кризисные ситуации на протяжении жизненного цикла семьи, внутрисемейные проблемы супружеской пары при повторном вступлении в брак, особенности воспитания детей в сводной семье.

Антонов А.И. и Медков В.М. в учебном пособии «Социология семьи» отражают основные разделы социологии семьи: предмет этой науки и ее место среди других гуманитарных дисциплин, история становления, структуры и функции семьи, семья как малая группа и как социальный институт, основные тенденции семейных изменений и их социально-экономическая детерминация, семейное поведение, проблемы семейной политики.

Гурко Т.А в своей книге «Актуальные проблемы семей в России» в первой части сборника представляет статьи, в которых анализируются причины и последствия социального сиротства в России, а также наиболее перспективные семейные формы устройства детей, лишенных родительского попечения. Вторая часть посвящена результатам исследований наиболее актуальных проблем российских семей - представления молодежи о браке, корпоративная политика в отношении семей, а также проблемы насилия и неблагополучия.

Данный курсовой проект состоит из Введения, основной части, которая состоит из трёх глав. В первой главе рассматривается как таковое понятие семьи, особенности функционирования и различные классификации семей . Во второй главе идет анализ социально-экономических проблем современных семей, а именно рассматриваются основные проблемы неполных, нуклеарных и многодетных семей. И в третьей части предложены рекомендации по решению различных социально-экономических проблем семьи. Далее идет Заключение и Список используемой литературы. И в конце прилагается к тексту несколько приложений в виде таблиц и диаграмм.

 


1.   Понятие семьи

 

Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.[10;4]

Не секрет, что семья является главной составляющей жизни каждого человека, об этом говорили еще древние мыслители.

Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, — преступление. «Пренебрегающий этой обязанностью должен был ежегодно платить налог, чтобы не воображал, что жизнь без брака удобна и выгодна». При этом немаловажное значение имело то, как молодые люди, особенно женщины, подготовлены к семейной жизни. По мнению Платона, они должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и они, овладевать воинскими навыками. При заключении брака важно знать, из какой семьи молодой человек берет жену, или в какую семью родители отдают свою дочь. К тому же и сами молодые люди должны хорошо знать друг друга до брака. Главным назначением семьи Платон считал рождение здоровых детей (граждан). Поэтому он приводил конкретные рекомендации относительно того, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению, самых крепких детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55 лет. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии алкогольного опьянения, так как это чревато тяжелыми последствиями для будущих детей.

О необходимости и пользе супружества, особенностях взаимоотношений мужа и жены, роли каждого из них в семье говорил в «Никомаховой этике» Аристотель. Он считал, что семья - это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Объединение нескольких семей Аристотель называл «селением», считая его переходной формой от семьи к государству. Именно от Аристотеля берет свое начало мысль о том, что семья — неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают проблемы общества, а с другой — семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни. Каждый член семьи сохраняет определенную автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, в социальные группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

В то же время семья не является простым набором индивидуумов, каждый из которых занимается своими делами. Это сложное социальное образование, каждый член которого одновременно является и неповторимой личностью, индивидуальностью, и составной частью единого целого — семейной группы. В свою очередь, эта группа не так проста, как может показаться на первый взгляд. Не случайно исследованием ее проблем активно занимаются философы, социологи, этнографы, демографы, правоведы, историки, экономисты, психологи, педагоги, медики. Кроме того, она привлекает внимание исследователей таких областей научного знания, которые, на первый взгляд, не имеют к семье непосредственного отношения.

 

1.1 Семья, как социальный институт

 

По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер: это 1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений; 2) малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками). В каждой конкретной семье необязательно должны иметься все три типа связей (например, неполную семью связывают только родительские узы), но наиболее крепкими являются такие семьи, где они представлены в комплексе.

При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы.

В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как "единство взаимодействующих личностей". Изучение семьи как социального института в своем развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть как из многообразия результатов семейного поведения складываются "макротеяденции" изменения семьи.

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы.

Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений.

Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. [1;75 ]

1.2 Функции семьи

 

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций и их иерархия.

Информация о работе Рекомендации по решению социально-экономических проблем современным семьям