Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:46, курсовая работа
Распад СССР и обретение бывшими советскими республиками государственной независимости вызвали необходимость реформирования существовавших в советское время иерархических систем духовного управления различных конфессий. Большинство таких реорганизаций не вызывали политических дискуссий или обеспокоенности со стороны государственных органов Казахстана, поскольку казахстанское государство не рассматривало эти конфессии в качестве своих основных "религиозных партнеров".
Введение.
Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан, во многом определяется специфической полиэтнической структурой населения.
Заметное влияние на религиозную ситуацию в Казахстане оказывают специфические исторические традиции казахского общества. Казахи, основная масса которых до начала 30-х годов вела кочевой или полукочевой образ жизни, как свидетельствуют различные источники, весьма поверхностно приняли религиозные нормы ислама. Уровень религиозных знаний кочевников был невелик, многие религиозные нормы ими не соблюдались, ислам в большинстве районов парадоксальным образом сосуществовал с шаманством и языческими традициями, что делало невозможным серьезные проявления религиозного фундаментализма.
В целом, значение религиозного фактора в общественно-политической жизни Казахстана до конца 80-х годов было невелико. Отдельные случаи противостояния верующих и государственных органов по вопросам регистрации или деятельности религиозных общин имели лишь ограниченное политическое значение. Однако в условиях горбачевской перестройки деятельность религиозных структур стали существенной составляющая политической жизни этой страны
Распад СССР и обретение бывшими советскими республиками государственной независимости вызвали необходимость реформирования существовавших в советское время иерархических систем духовного управления различных конфессий. Большинство таких реорганизаций не вызывали политических дискуссий или обеспокоенности со стороны государственных органов Казахстана, поскольку казахстанское государство не рассматривало эти конфессии в качестве своих основных "религиозных партнеров". Однако государственные органы проявили значительное внимание к реформированию структур управления мусульманскими и православными общинами, активно вмешиваясь в процесс создания новых структур, а в случае с мусульманами - и в борьбу различных группировок духовенства.
Современная религиозная ситуация в РК
Последние годы отмечены своего рода религиозным ренессансом: наряду с усилением позиций существовавших религиозных конфессий ( ислам, православие, католицизм, лютеранство, баптизм, пятидесятничество и некоторых других), наблюдается появление многочисленных новых. Так, в 1990-96 гг. появились общины новых для Казахстана, но имеющих длительную историю развития за рубежом протестантских конфессий - методизма и пресвитерианства; нетрадиционные протестантские церкви - "Агапе", "Новая жизнь", "Новое небо" и др.; нетрадиционные религиозные культы - бахаи, Храм Исиды, Церковь Сатаны и т.д.
Усиление позиций религии в республике, как и на всем постсоветском пространстве, обусловлено процессами демократизации общественной жизни, идеологическим вакуумом, образовавшимся после краха коммунистической идеи. Немаловажную роль имеет активизация религиозной пропаганды, а также определенная клерикализация общественной жизни, стремление новых государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий - ислама и православия.
В общественном сознании усиление позиций религии оценивается, в основном, позитивно. Однако появление нетрадиционных религиозных культов общественностью и государственными органами воспринимается по большей части отрицательно, как подрыв национальной духовной культуры. Особенно негативно воспринимается христианская пропаганда среди коренного населения республики, активно проводимая протестантскими конфессиями. Принятие казахами христианства вызывает серьезные конфликты в семьях, а в ряде случаев и полный разрыв отношений. Это показывает, что в обществе еще не утвердилось осознание права граждан на свободу убеждений, равенства всех религий. Нетерпимость к инакомыслию, свойственная предшествовавшему советскому периоду, естественно, не может исчезнуть сразу, необходим длительный период демократического развития.
Согласно республиканскому законодательству, религиозные объединения не имеют права выполнять какие-либо государственные функции, а государство не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит закону. При этом государство не финансирует религиозные объединения, они функционируют за счет добровольных пожертвований верующих
Отметим, что по данным социологических исследований, проведенных в Казахстане в конце 80-х гг., количество верующих и сочувствующих колебалось, в зависимости от региона, от 20 до 70%. Проведенное в 1995 г. исследование показало уже 39,7% верующих, то есть, произошел рост их числа примерно в 2 раза. Эти данные аналогичны результатам социологических исследований 1996 г. в России. Цифры показывают, что ожидавшегося возрождения религиозности населения не произошло, что религия не оказывает существенного влияния на большую часть населения республики. При этом мусульмане составляют, по нашим расчетам, около 65% верующих, православные - 30 %,
Рассмотрим подробнее ислам- ведущую конфессию Казахстана. Ведущим течением ислама в нашей республике является суннизм ханафитского мазхаба (толка), характеризующийся терпимостью к инакомыслию, использованием местного обычного права, применением в правовых вопросах свободного индивидуального суждения (рай) и суждения по аналогии (кияс). Он исповедуется казахами, уйгурами, узбеками и верующими ряда других национальностей. В республике имеются верующие и других суннитских мазхабов, но они, как и шииты, организационно не оформлены.
Ислам в Казахстане пока не имеет своей издательской базы, хотя типография уже строится. Духовные книги для нашей республики издаются на арабском и казахском языках в Турции и Пакистане, а из России ввозится мусульманская литература на русском языке. В Саудовской Аравии был издан Коран на казахском языке в переводе Халифа Алтая и подарен мусульманам Казахстана. В г.Алматы издан Коран на казахском языке в переводе муфтия Ратбека Хажи Нысанбай- улы. Духовное управление издает исламскую газету мусульман Казахстана "Иман" ("Вера") на казахском, уйгурском и чеченском языках (в настоящее время выпуск приостановлен) и с 1997 г. приступило к изданию ежемесячного журнала "Ислам элеми" (Мир ислама) тиражом 5000 экземпляров.
В последние годы все большее число верующих совершают хадж в Мекку.. Немало мусульман поклоняется святым местам, из которых особо выделяется Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Возле некрополей "Бекет-Ата", "Шопан-Ата" (Атырауская область [бывшая Гурьевская]), "Шора-Молда" (Южно-Казахстанская область), "Айша-биби", "Арстан-баб" (Жамбылская область) построены специальные жилые помещения для паломников, количество которых год от года возрастает. Вообще-то паломничество к могилам религиозно-родовых авторитетов, поклонение кому бы то ни было кроме Аллаха является нарушением норм ортодоксального ислама. Однако, практически во всем исламском мире, кроме Саудовской Аравии, мусульмане поклоняются святым. В последние годы под влиянием пакистанских проповедников в Казахстане возникла община "Ахмадие". Она зарегистрировала свой устав в 1994 г. в Министерстве юстиции. Полное название общины "Национальный Ахмадийский Мусульманский Жамагат (Община) Республики Казахстан".
В Южно-Казахстанской и ряде других областей определенное распространение имеет суфизм, связанный с поклонением Ходже Ахмеду Ясави (1103-1166/67 гг.), который среди тюркских мусульман считается вторым святым после Мухаммада, а город Туркестан, где он проповедовал - малой Меккой. История свидетельствует, что Ясави оказал сильное влияние на распространение и утверждение ислама на территории Казахстана и Южной Сибири. Это было обусловлено тем, что он и его ученики проповедовали идеи ислама на тюрских языках, учитывали ментальность кочевого населения, большую самостоятельность женщин и даже разрешали женщинам следовать суфийскому тарикату.
В Караганде с 1996 г. действует мечеть, духовенство которой получило посвящение в ученики ордена Накшбандиа от пира (суфийский наставник) из Бухары. Узбекские суфийские наставники распространили свое влияние также на часть мусульман Кзыл-Ординской и Южно-Казахстанской областей.
Таким образом, ислам в республике находится на подъеме. Отметим и то, что уже имеются случаи принятия ислама русскими и поляками. Тем не менее имеются и определенные трудности. Все еще крайне мало подготовленных кадров священнослужителей.
Христианство в Казахстане.
В настоящее время христианство в Казахстане представлено тремя его основными направлениями ( католицизм, православие и протестантизм). Кроме того, в 1994 г. Министерством юстиции зарегистрирован устав Армянской религиозной общины "Сурб Хач" Армянской Апостольской Церкви.
Православие в Казахстане является вторым по численности верующих религиозным направлением (на первом месте стоит ислам). На 1 января 1997 г. Русская православная церковь (РПЦ) имела на территории республики 202 прихода (по данным православного духовенства). В 1991 г. Священный Синод РПЦ разделил их по трем епархиальным управлениям (Алматинское и Семипалатинское, Шымкентское, Уральское). Частью духовенства и мирян такое разделение было воспринято болезненно. Государственные органы республики считают, что необходим единый духовный центр РПЦ в Казахстане. Очевидно, это объясняется стереотипом, оставшимся в наследство от прежней административно-командной системы новым чиновникам.
Русской православной церковью проводится большая работа по строительству церквей и молитвенных домов на территории Республики Казахстан, реставрации старых культовых зданий. За последние годы открыто три женских монастыря - в Акмолинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях и три мужских - один в Восточно-Казахстанской и два в Алматинской областях (Серафимо-Феогнотовская мужская пустынь и Спасско-Силуянова пустынь). Но они еще крайне малочисленны. Лишь в Акмолинском женском монастыре число монахинь приближается к 30. В большинстве же монастырей число насельников не превышает 10 человек. Издается ежемесячная газета "Свет православия в Казахстане" тиражом 2000 экз. В целом, позиции РПЦ в Казахстане укрепляются. Определенные проблемы вызывает эмиграция русскоязычного населения, но она вряд ли скажется на росте числа храмов и молитвенных домов, так как их, как и священников, по-прежнему не хватает.
Характеристика религиозной ситуации в Казахстане.
(Интервью с Аманбеком Мухашовым, заведующим секретариатом Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики
Казахстан)
А.М.: В целом, как стабильную. Отсутствие серьезных конфликтов в межконфессиональных отношениях явилось следствием демократизации государства и коренного изменения положения религии в казахстанском обществе. Положение религиозных объединений приведено в соответствие с Конституцией и законами независимого государства. Правовой основой реализации права на свободу совести является Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Считаю его одним из самых либеральных законов, регулирующих положение религиозных организаций в постсоветских государствах. Надо отметить, что в Казахстане за прошедшие 14 лет произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня действует 3259 религиозных объединений, что на 102 больше, чем было на 1 января 2004 года. А в 1990 году действовало всего 670 религиозных объединений. В числе религиозных объединений представлены Ислам - 1766 (в 1990 г. – было всего 46), Русская православная церковь – 255 (62), Римско-католическая церковь – 90 (42). Евангельские христиане-баптисты – 291 (168), Лютеране – 28 (171), Адвентисты седьмого дня – 62 (36), Свидетели Иеговы – 104 (27). Объединений Пятидесятников насчитывается 50 против 42 в 1990 году. Новых религиозных образований (новые протестанты, бахаи, общество сознание Кришны, церковь последнего Завета и т.д.) сегодня в республике 450 (13), а других немногочисленных религиозных формирований – 159 (64). По-прежнему доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане. Религиозным объединениям принадлежат 2369 культовых сооружений, из которых 1643 - мусульманские мечети, 229 – православные церкви, 74 - католические костелы, 10 – синагоги, и более пятисот протестантских и других церквей.
В настоящее время религиозными объединениями республики выпускаются 38 наименований периодических печатных изданий, тогда как раньше они не располагали ни одной газетой или журналом.
Современные государственно-
На сегодня в Казахстане зарегистрированы 334 иностранных миссионера из более чем 22 стран мира (в т.ч. из Кореи – 63, Польши – 55, Турции – 17, США – 17, Германии – 14, Филиппин – 4, России – 16, Кыргызстана – 5, Азербайджана – 4, по 1-2 из Италии, Испании, Швейцарии, Конго и др.). Наибольшее их количество сосредоточено в католических, протестантских и православных общинах, деятельность которых находится под постоянным контролем Советов по связям с религиозными объединениями при акимах областей, городов и районов. Советы по связям с религиозными объединениями совместно с заинтересованными центральными и местными органами государственной власти проводят работу по профилактике и противодействию распространению религиозного экстремизма. В своей деятельности они руководствуются Указом Президента РК «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма», Законом РК «О противодействии экстремизму» и решениями, принятыми на заседании Совета Безопасности РК от 31 августа 2004 года. Широко используется позитивный опыт, авторитет и влияние руководителей религиозных и национально-культурных объединений, их привлечение к участию в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия.