Религия и молодежь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание

Одной из важных сторон повседневной жизни является религия, накладывающая заметный отпечаток на ценности, обычаи, поведение, производственную этику, культурные и социальные ориентации. Не случайно российское общество на протяжении веков отличалось тем, что значитенльная роль в его жизни принадлежала православной церкви. Однако современная жизнь высвечивает новые грани и аспекты старых проблем, и, прежде всего, актуализирует вопрос – состоялось ли религиозное возрождение в России после всего пережитого?

Содержание

Введение……………………...………………………………………..…3
Глава 1. Роль и место религии в современном мире………………......5
Религия и формы ее организации……………………………….5
Социология религии как отрасль социологического знания....9
Сегодняшний выбор молодежи.....................................................13
Глава 2. Социальная мотивация верующих…………………………..14
2.1 Верующие вне церкви….………………………………………..16
2.2 Влияние неверующих на мотивацию верующих………………20
Глава 3. Социологическое исследование на тему: «…...……………….22
3.1 Методологический раздел...................................................................22
3.2 Методический раздел.....................................................................27
3.3 Анализ результатов исследования...............................................29
Заключение..................................................................................................31
Список источников и литературы ............................................................35
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Религия и молодежь (1).doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, большую часть  данных, доступных и приемлемых для  использования социологами религии, не с чем сопоставить, сравнить, а, следовательно, такого рода информация практически неверифицируема. Используя такие данные, весьма затруднительно делать обобщения и формулировать выводы.

С этим связана и еще  одна проблема, которая заключается в том, что данные, которые собирают, не руководствуясь определенной научной концепцией, чаще всего имеют совсем незначительную научную ценность. В идеале же эмпирический материал должен собираться относительно проверяемых гипотез. Но лишь незначительная часть информации, с которой приходится работать социологу религии, отвечает этому требованию, действительно приносящему немалый успех.

Разумеется, такое использование  гипотез таит в себе немалую опасность. Тем не менее, такого риска едва ли, возможно избежать, предаваясь голому эмпиризму или используя лишь данные, соотносимые в процессе их сбора с другими гипотезами — скрытыми или явными, имплицитными ли эксплицитными.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сегодняшний выбор молодежи

Анализ религиозности российской молодежи позволяет констатировать новое - по сравнению с данными доперестроечного периода

явление. Речь идет о преодолении  ранее бытовавших среди молодежи отрицательных, насаждаемых школьными  программами и атеистическим  воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что "религия мешает развитию науки", "религия - удел старушек" и т. д.).

Сейчас очень активно  проводятся всяческие программы, направленные на молодое поколение. Например, в  эти дни проходит молодежный крестный ход «Святой Покров», организованный РПЦ. В свою очередь, мусульманская молодежь Москвы провела 21 сентября ифтар (торжественную трапезу) в одном из столичных кафе. А уж что касается различных акций, направленных против наркомании или распространения СПИДа, то им несть числа. Особенно активны на этом поприще протестанты.

Само собой, все это  находит отклик в сердцах молодежи. Многие, например, стремятся ближе  познакомиться с исламом, не пугаясь  навязанного ему отрицательного имиджа. Другие молодые люди, ведомые  своими мотивами, обращают взоры в сторону христианства. Активную миссионерскую деятельность проводит православная молодежная организация «Покров», действующая при одном из храмов в Ясеневе.

Невероятно сложно сказать  какие именнл факторы способствуют популярности того или иного вероучения. Еще труднее сказать, что же молодым людям не нравится. Рационально выбрать себе «веру по вкусу», как, например, кресло или автомобиль, просто нельзя. Здесь действуют иные механизмы.

Молодой ум горяч, часто  его не проймешь величавой суровостью христианства или ислама. Юношеский максимализм вкупе с духом противостояния массовой культуре, «попсе» увлекает горячие головы в дебри новых религиозных движений. Вот уж где можно развернуться, особенно если учесть, что интерес ко всякого рода оккультным и эзотерическим знаниям подпитывают современные СМИ. Бесчисленные квазинаучные передачи, разгадывающие одну тайну за другой, на самом деле ставят больше вопросов, чем находят ответов.

Оккультизм и эзотерика  всегда впечатляли и будут впечатлять молодые неискушенные умы. Интрига, страсть познать то, что другим недоступно, налет таинственности. Велико искушение всем этим заинтересоваться. Мода на альтернативную реальность делает свое дело: увлечение фантастикой и фэнтези, ролевыми играми всех мастей. Грань между реальностью и вымыслом бывает порой настолько тонка, что становится неразличима. Еще одним катализатором выступают невесть откуда взявшиеся в неизмеримом количестве потомственные и доморощенные колдуны, ведьмы и маги, целители и экстрасенсы.

Доступная литература (а  в книжных магазинах теперь есть отдельные стенды, которые так и называются – «эзотерика») может превратить увлечение магией из рождественского гадания на топленом воске в дело пусть не всей жизни, но, во всяком случае, многих лет. И действительно, есть группы молодых людей, которые на своих собраниях проводят различные магические обряды и ритуалы. Причем многие такие группы – это не детище однодневного увлечения троих одноклассников, а полноценные сообщества с иерархией, обрядами инициации, доктриной.

Ни для кого не секрет, что молодые люди часто образуют субкультуры по самым разным признакам, как правило, таким критерием выступает музыка. Часто бывает так, что субкультура предлагает некоторый образ духовного развития своего адепта. Среди любителей тяжелой музыки шире распространено увлечение неоязычеством и сатанизмом (в очень широком смысле), чем среди представителей других молодежных течений. Что приводит молодых людей на капище или на черную мессу? Круг общения, мода, а может быть – настоящая вера в Сварога и Велеса? Ответы могут быть самыми разными.

Глава 2.Социальная мотивация верующих

 

Исследования религиозной ситуации за последнее десятилетие фиксируют  динамику общественного сознания россиян  относительно степени их доверия  к институту религии, высокий  уровень религиозной самоиндентификации. Подавляющее большинство россиян (94% населения) высказывают «очень хорошее» и просто «хорошее» отношение к православию, к мусульманству – 59%, к католицизму – 58%. Верующими себя считают 52% населения. Рейтинг Церкви как религиозного института по степени доверия на протя-жении последних лет в среднем находится на довольно высоком уровне и колеблется около отметки в 37%, опережая по этому показателю Госдуму, МВД, органы госуправления.

В развитии самих религиозных организаций можно отметить наличие яв-ной положительной динамики – активной в начале 90-х гг. и более спокойной в последнее время. На 1 января 2002 г. по официальным данным на терри-тории России зарегистрировано 20441 религиозных организаций. Количество их выросло почти в два раза по сравнению с 1996 г. (10055 организаций). Спектр религиозных конфессий расширился с 20-ти официально зарегист-рированных в 1991 г. до 67-ми. По данным исследований Фонда «Общест-венное мнение» в 2002 г. из 60% россиян, считающих себя верующими-христианами (58% - православными и 2% - католиками и протестантами), только 6% посещают церковь один раз в месяц и чаще. Этот показатель держится с 1994-1995 гг. и практически не меняется. На более низком уровне находятся характеристики, которые принято считать признаками «реальных верующих»: соблюдение религиозных обрядов, чтение Библии и проч.

Прогноз о повышении реальной религиозной  активности населения не подтвердился, если под ней понимать включение  верующего в деятельность церкви, исполнение религиозных обрядов и т.п. Фактически можно говорить о весомом изменении религиозного мировоззрения россиян. Получается, что процессы непосредственно в религиозной среде и в обществе, во-первых, не совпадают по количественным характеристикам и , во-вторых, качественно различны.

Получив ответы на эти вопросы, возможно объяснить, какое же реальное влияние  оказывают на общество действующие  в России религиозные организации. Что на самом деле отражают высокие  рейтинги Церкви в массовых опросах  населения? Также станет ясно, имеют ли реальную основу межконфессиональные конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Верующие вне церкви

С целью выяснения причин, по которым  доля «активных верующих» остается незначительной, был предпринят опрос «Почему я не в церкви?». Исследование позволило выделить основные факторы, лежащие в основе мотивации той части христианских верующих, которые не являются прихожанами какой-либо конкретной церковной общины или церкви. Они не посещают церковь регулярно и не индентифицируют себя с какой-либо конкретной поместной церковью, т.о., не входят в группу «активных верующих», упомянутую выше. Основная часть опрошенных состояла из двух подгрупп.

  1. Верующие, которые никогда не были прихожанами церкви, никогда не посещали церковь регулярно.
  2. Верующие, которые были прихожанами некоторое время, но к моменту опроса перестали посещать церковь регулярно.

На вопрос «Пытались ли Вы приобщиться  к деятельности какой-либо церкви?»  утвердительно ответили 26,8% респондентов, попавших в первую подгруппу, не пытались вообще – 73,2%. Социально-демографический портрет группы выглядел так: большинство опрошенных составили женщины (74,6%), людей со средним/средним специальным образованием оказалось 53,5%, значительная доля опрошенных (43,7) имела высшее/незаконченное высшее образование; примерно равные доли (по 1/3) составили люди, попав-шие в возрастные группы 18-23 года и 30-49 лет, почти каждый пятый рес-пондент был старше 50 лет; 52% опрошенных имели семьи.

На вопрос «Почему Вы решили не связывать себя членством в церковной  общине?» были высказаны следующие суждения: 39,4% - нет времени на церковную жизнь; 38% - в этом нет необходимости, можно быть верующим и вне церкви»; 25% - много фальши и неискренности в происходящем в церкви и поведении священника; 23% - церковь как организация не вызывает дове-рия; 18,5% - смысл происходящего на богослужении не понятен; 4% - неудобное расположение церкви.

Из приведенных выше суждений можно  выделить три наиболее существенные причины, влияющие на мотивацию верующих относительно их активного участия в религиозной жизни. На первый план выступает причина, доминирующая по своему удельному весу по сравнению с другими после обобщения всех суждений – церковь как организация не вызывает доверия, в ней много неискренности, давления, политики, конфликтов. Вторая и третья причины с высокой степенью вероятности вошли в разряд существенных: отсутствие времени и убежденность в том, что можно быть и оставаться верующим и без активного участия в деятельности какой-либо церкви. То, что причина «отсутствие времени» значима, можно понять, приняв во внима-ние экономические проблемы. вместе с тем, можно полагать, что этот фактор вывели в разряд существенных именно внутренние проблемы церкви: зачем тратить время на то, что не является привлекательным, создает негативное впечатление. Так, из числа респондентов, указавших на то, что они не приш-ли в церковь по причине отсутствия времени, 68% имели когда-то желание стать прихожанами конкретной церкви, т.е. имели некий практический опыт общения в церкви с верующими и знакомства с церковной жизнью. Эти же респонденты составляют большую долю тех, кто высказал мнение о наличии неискренности в церкви. Одна треть этих же респондентов составляет число тех, кто не видит необходимости в членстве в церкви, считает, что можно оставаться верующим и за пределами церкви, выстраивать отношения с Бо-гом самостоятельно. Следовательно, отсутствие времени возможно принять в качестве существенной самостоятельной причины, но при этом следует учитывать, что вероятно она сложилась прежде всего под влиянием проблем внутрицерковной жизни и отношений в церкви.

Полученные результаты свидетельствуют  также о том, что семья или социальное окружение незначительно влияют на формирование мотивации верующих. Это согласуется с общим благоприятным для религии социальным фоном в стране – симпатий по отношению к религии высказывается больше, чем антипатий.

Таким образом, опрошенные верующие христиане, не ставшие прихожанами и лишь изредка посещающие богослужения, в большинстве имеют четко сформулированные мотивы такого типа своего существования в вере.

Обратимся ко второй подгруппе респондентов, ушедших из церкви.

Можно полагать, что решение уйти из церкви в основном принимают люди молодого и среднего возраста. Что касается семейного положения, то среди верующих, ушедших из церкви, в два раза больше разведенных по сравнению с верующими вне церкви; доля респондентов, не имевших работу на момент опроса, увеличилась до 58% по сравнению с 33,8% в предыдущей подгруппе. Т.е, в свое время в церковь пришли менее благополучные с точки зрения семейных отношений и карьеры люди, большая часть которых имеет образование среднее/среднее специальное.

На вопрос «Как долго Вы были прихожанином церкви?» были получены следующие  ответы: 1 – 6 месяцев – 4,4%; от 6 месяцев  до года – 43,5%; 1 – 3 года – 34,8%; 3 – 5 лет – 13%; 5 – 10 лет – 4,3% и более 10 лет – 0,6%. В це-лом, в число опрошенных по данной подгруппе верующих в основном попа-ли люди, стаж пребывания которых в церкви составил от 6-ти месяцев до 10 лет – 95,6%. Т.о., можно заключить, что спектр суждений о причинах прек-ращения посещения будет отражать мнение людей «со стажем» пребывания в церкви, имевших возможность разобраться в особенностях внутрицерковной организации, межличностных отношениях и прочих сторонах жизнедеятель-ности поместной церкви. Т.е. можно полагать, что полученные нами в ходе дальнейшего опроса суждения – результат продуманного опыта, формиро-вавшегося у опрошенных в течение года, двух и пяти лет. В контексте дан-ных рассуждений окажутся полезными также следующие штрихи к портрету данной подгруппы верующих – 30,4% из них несли в церкви служение, прошли разного рода церковное обучение – 43,5%, имели в церкви друзей – 54,4%. Т.е., принятое решение покинуть церковь было продиктовано серьез-ными причинами, например: отсутствие времени личные духовные пробле-мы.

Итак, можно заключить, что по мнению большинства опрошенных верую-щих, ушедших из церкви и не являющихся членами какой-либо церкви, особенности внутрицерковной организации, характер межличностных и меж-конфессиональных отношений, сложившиеся в современных церквах, в целом. Не являются привлекательными. Причем выделенные признаки оказывают существенное влияние на мотивацию верующих и выступают в качестве основной причины нежелания верующих регулярно посещать какую-либо церковь, принимать участие в ее жизни в качестве постоянных членов общины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Влияние неверующих на мотивацию верующих

 

Анализ мотивации верующих, находящихся  за пределами церкви, оказался бы неполным, если бы мы не выяснили, какое влияние  на самоиденти-фикацию верующих оказывают  неверующие, доля которых в обществе зна-чительна. Для решения этой задачи группе респондентов, считающих себя неверующими, было задано несколько вопросов.

Информация о работе Религия и молодежь