Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа
Одной из важных сторон повседневной жизни является религия, накладывающая заметный отпечаток на ценности, обычаи, поведение, производственную этику, культурные и социальные ориентации. Не случайно российское общество на протяжении веков отличалось тем, что значитенльная роль в его жизни принадлежала православной церкви. Однако современная жизнь высвечивает новые грани и аспекты старых проблем, и, прежде всего, актуализирует вопрос – состоялось ли религиозное возрождение в России после всего пережитого?
Введение……………………...………………………………………..…3
Глава 1. Роль и место религии в современном мире………………......5
Религия и формы ее организации……………………………….5
Социология религии как отрасль социологического знания....9
Сегодняшний выбор молодежи.....................................................13
Глава 2. Социальная мотивация верующих…………………………..14
2.1 Верующие вне церкви….………………………………………..16
2.2 Влияние неверующих на мотивацию верующих………………20
Глава 3. Социологическое исследование на тему: «…...……………….22
3.1 Методологический раздел...................................................................22
3.2 Методический раздел.....................................................................27
3.3 Анализ результатов исследования...............................................29
Заключение..................................................................................................31
Список источников и литературы ............................................................35
Приложение
На вопрос «Влияет ли деятельность современной церкви на формирование Вашего отношения к религии?» отрицательный ответ дали 75% респон-дентов, но 20,8% признали, что влияет. 33,3% имели в виду православную церковь, давая положительный или отрицательный ответ, 12,5% - католи-ческую и 14,2% - протестантскую, остальные 40% не назвали какую-либо конкретную церковь.
На вопрос «Как Вы относитесь к мировоззрению верующих?» были полу-чены ответы, которые позволяют судить о том, что большая часть опрошен-ных терпимо и с пониманием относится к мировоззрению верующих. 58,3% ответили, что «каждый имеет право на выбор, верить в Бога или нет»; 33% считают, что «это их личное дело». Лишь 8,3% ответили – «не понимаю, как в наше время может сохраняться такое заблуждение», а 4,2% считают «миро-воззрение верующих вредным, т.к. оно уводит людей от решения реальных проблем их жизни».
Большинство опрошенных (79,2%) имели опыт общения с верующими, причем 75% признали, что верующие входят в круг их постоянного общения. На вопрос «Оказывают ли верующие влияние на Ваши взгляды?» 33,3% ответили, что оказывают, 41,7% убедительно ответили «нет», остальные не смогли дать определенный ответ.
Интересно проследить реакцию неверующих на вопросы, отражающие их желание получить некоторую информацию о религии или конкретной рели-гиозной группе. Так, читали Библию (целиком или частично) 58,3%, не читали 33,3%. Большая часть опрошенных (75%) когда-то присутствовала на богослужениях, остальные 25% не присутствовали. На миссионерских встречах побывали однажды 25% опрошенных, ни разу не были на подобных встречах 66,7%, остальные уклонились от ответа.
Опрошенную группу можно охарактеризовать как в основном терпимо и с пониманием относящуюся к мировоззрению верующих, имеющую в кругу своего общения верующих людей, так или иначе предпринимавших опреде-ленные действия для того, чтобы получить информацию о религии. Итак, о влиянии неверующих на мотивацию верующих, не пришедших в церкви или ушедших из них, опрос позволил сделать заключение, что если такое влияние и есть, то оно не существенно.
Глава 3. Социологическое исследование
3.1. Методологический раздел
Данную проблему лучше всего изучать методом опроса. Источником информации в данном случае может служить словесное или письменное суждение человека. Отталкиваясь от нашей темы лучше выбрать анкетирование, как метод опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуются анкетой. Анкета это - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.
Вторая часть анкеты - основная.
Она содержит вопросы (их блоки), направления
на получение необходимой
Тема веры является достаточно интимной стороной человеческой жизни. Анкета обеспечивает анонимность, в связи с чем повышается и уровень достоверности данных, полученных в результате опроса.
Интрепретация основных понятий:
Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 14 - 30 лет.
Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему.
Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи.
Религиозность определяется тем, как часто люди посещают церковь, отмечают православные праздники, читают религиозную литературу. Имеют ли в своей квартире предметы культа, посещают ли церковно – приходскую школу и.т.д.
Конфессия - вероисповедание. Отождествление себя с верующими определенной конфессии - исповедание определенной религии.
Церковь - 1. Тип религиозной организации, социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность, при этом пользующийся авторитарным централизованным, иерархическим правлением, установленными положениями религиозных вероучений, системами норм, морали и канонического права. 2. Синоним религии, конфессии, религиозного течения 3. В христианстве культовое здание, помещение для проведения богослужений.
Проблемы, влияющие
на религиозность современной
Первичные социализации:
Личностные убеждения:
Религиозность современной молодежи определяют следующие позиции:
- Моральная удовлетворенность после общения с духовными лицами
- Воспитание
- Семейные молитвы
- Традиции религиозных праздников в семье
- Доступность религиозной литературы
- Наличие предметов культа дома
- Потребность в вере
Факторы, влияющие
на религиозность современной
К объективным относится
К субъективным – личные внутренние убеждения индивида.
Всех верующих людей можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные верующие это те, кто, прежде всего, ходят в церковь, соблюдают пост, чтят заповеди и т.д.
Пассивные – просто верят в Бога не соблюдая при этом каких-либо религиозных традиций.
Предметом в данном вопросе является изучение религиозности современной молодежи.
Объектом является современная молодежь (возрастной интервал 17-22 года).
Цели:
Задачи:
Респондентами социологического опроса стали 33 человек, студенты различных ВУЗов города Чебоксары.
Методом
социологического опроса было выбрано
анкетирование, так как оно позволяет
сохранить анонимность
Проблемная ситуация.
Религиозность современной молодежи находится на низком уровне, молодежь не привлекает православная церковь. А ведь только церковь сможет помочь возродить былую духовность и религиозность русского народа. Еще одной мерой по преодолению отчуждения молодежи от религии должено стать введение курса религиоведения в различных учебных заведениях.
Анализ объекта данного исследования позволяет сформулировать следующие гипотезы.
Общая гипотеза.
Религиозность современной молодежи определяется религиозностью семьи.
Общая гипотеза раскрывается через ряд частных гипотез:
3. 2. Методический раздел
Стратегический план и метод исследования.
Предполагается провести
аналитико-экспериментальное
Методом сбора эмпирических данных является опрос в форме группового анкетирования. В качестве группы анкетирования выступает студенческая учебная группа, члены которой будут одновременно заполнять анкеты в учебной аудитории. Выбор метода и методики исследования обусловливается тем, что нужно опросить большое количество респондентов(студенты ВУЗа) за короткий срок.
В соответствии с положениями
методологического раздела
- контактная часть (религиозность молодежи)
- религиозность семьи
- источники моральной поддержки
- социально-демографические характеристики («паспортичка»)
Операционализация основных понятий.
Контактная часть – религиозность молодежи.
Религиозность семьи:
Источники моральной поддержки:
Социально-демографические характеристики:
3.3. Анализ результатов исследования
В опросе приняло участие 33 человека. По данным опроса, видно, что только 21% считают себя верующими и чуть меньше половины опрошенных, скорее верят, чем нет. Основная часть респондентов исповедует православие. В вопросе приоритета православия над другими религиями в России единого мнения не оказалось примерно третья часть опрошенных за приоритет православия над другими религиями - 36,36%, примерно столько же человек за другое вероисповедание. У большинства респондентов из предметов культа имеются иконы... Анализ религиозности российской молодежи позволяет констатировать новое - по сравнению с данными доперестроечного периода явление. Речь идет о преодолении ранее бытовавших среди молодежи отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что "религия мешает развитию науки", "религия - удел старушек" и т. д.). Религиозность современной молодежи определяется религиозностью семьи – и с этим нельзя поспорить. Молитвы родителей, религиозная литература и предметы культа в доме, традиции – все это воспитывает в человеке с детства отношение к религии.