Религия как социальный институт: признаки, функции, организации. Структурные элементы религии. Государственная политика в отношении религ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:19, реферат

Описание

Целью курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о религии как о социальном институте.
Основные задачи работы:
- изучение понятия социального института, его характерных черт;
- рассмотрение религии как социального института.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Понятие социального института………………………………………………3
1.1. Функции и цели социального института…………………………………...4
II. Религия как социальный институт…………………………………………...6
2.1. Определение религии как социального института……………………….7..
2.2. Анализ религии как социального института……………………………...9.
2.3. Признаки и основные функции, структура религии в обществе………...9
2.4. Государственная политика в отношении религии………………………...
Заключение……………………………………………………………………….1
Список литературы………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Реферат_Религия как социальный институт.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

имени П.А.СТОЛЫПИНА 

 

 КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р Т

 

по специализации:   Социология 

на тему:                   «Религия как социальный институт: признаки, функции, организации. Структурные элементы религии. Государственная политика в отношении религии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса,  2 группы

Второго высшего профессионального                     образования,                                                                                                    

специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление                                                                           

 

Руководитель


 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Религия - это  своеобразное поведение (культ), мировоззрение  и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Данный реферат представляет собой попытку рассмотреть религию как социальный институт. Целью курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о религии как о социальном институте.

Основные задачи работы:

- изучение понятия социального института, его характерных черт;

- рассмотрение религии как социального института.

Цель и задачи реферата обусловили выбор его структуры. Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

В первой части реферата «Понятие социального института» излагаются основные характеристики социального института.

Во второй части «Религия как социальный институт» непосредственно  раскрывается тема курсовой работы и проводится анализ религии как социального института.

В заключении подведены  основные итоги данной работы.

 

I. Понятие социального института

1.1. Функции и цели социального института

Термин "социальный институт" (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализмами и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. 1

Выделяют следующие  виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д.

Социальные институты  выполняют в обществе функции  социального управления и социального контроля как одного из элементов управления.

Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Каждый социальный институт характеризуется:

    • наличием цели своей деятельности;
    • набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института;
    • конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Одним из необходимых  условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты признаны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

Возникновение определенных общественных потребностей, а также  условия для их удовлетворения являются первой характерной чертой социального  института. 2

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Выделяют четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов  общества.

Главным институтом, выполняющим данную функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация

Передача индивидам  установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение.

Обеспечиваются экономическо-социальными  институтами управления и контроля - органы власти.

4) Функции управления  и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные  институты - собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты  - государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества.

3) Социокультурные и  воспитательные институты ставят  целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. 3

На основе вышеизложенного, можно дать сделать следующие выводы:

Социальные институты - это организованные объединения  людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей  деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

 

II. Религия как социальный институт

2.1. Определение  религии как социального института

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии  должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при исследовании ее функций как социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа религии состоит в том, чтобы учитывать позицию личности, точку зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент также чрезвычайно важен, ибо чисто внешнее, объективное наблюдение и изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии.

Имеющийся на сегодня эмпирический материал, накопленный социологией  религии за вековую историю своего существования, дает основание предположить в качестве наиболее существенных черт религии связь религиозного опыта и практики с "предельными, конечными условиями человеческого существования", к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и другие драматические моменты. Социологи полагают, что возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняются стремлением человечества не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с тем сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности.

Проблема решения смысла "конечных условий человеческого существования" встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства. 4

Своеобразную культурологическую трактовку религии предлагает Т.Парсон. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической  модели системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимосвязями (прямыми и обратными) четырех подсистем - биологического организма, личности, социальной и культурной систем - он так трактует религию: "В социокультурной сфере то, что обычно называют религией, находится на самом высоком уровне кибернетической иерархии сил, которые, в смысле определения общей направленности человеческих действий среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, контролируют процессы человеческих действий". Несмотря на некоторую условность этого истолкования религии, ввиду отождествления общества с кибернетическим механизмом, оно, подобно предыдущим интерпретациям, подчеркивает смыслообразующий момент религиозных ценностей, обуславливающих их уникальное место в системе культуры.

Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

Рассмотрим характерные черты религии как социального института.

 

 

 

2.2. Анализ  религии как социального института

 

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях развития общества. Ввиду чрезвычайной сложности указанного вопроса, ограничимся описанием основных типов религиозных верований. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами, Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Информация о работе Религия как социальный институт: признаки, функции, организации. Структурные элементы религии. Государственная политика в отношении религ