Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:19, реферат
Целью курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о религии как о социальном институте.
Основные задачи работы:
- изучение понятия социального института, его характерных черт;
- рассмотрение религии как социального института.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Понятие социального института………………………………………………3
1.1. Функции и цели социального института…………………………………...4
II. Религия как социальный институт…………………………………………...6
2.1. Определение религии как социального института……………………….7..
2.2. Анализ религии как социального института……………………………...9.
2.3. Признаки и основные функции, структура религии в обществе………...9
2.4. Государственная политика в отношении религии………………………...
Заключение……………………………………………………………………….1
Список литературы………………………………………………………………18
Вступление человечества в эпоху
цивилизации знаменовалось
Другим известным типом
Как уже было сказано ранее, рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.
С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.
Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Христа, само церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п. Все религиозные действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведение церковной службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательно происходят с использованием религиозной символики. Ее художественное оформление призвано служить, с одной стороны, символом того священного мира, с которым соприкасается верующий во время культовых действий, а с другой - призвано вызвать у верующих соответствующие религиозные чувства и настроения.
Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся религиозные обряды и церемонии, проповеди, молитвы, богослужения и т.п. Различают два основных вида культовых действий: 1) магическое (колдовское) и 2) умилостивительный культ.
Магические элементы присущи любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место в первобытных религиях. В мировых религиях магические действия наполнились новым содержанием и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего заключается в том, что верующие в ходе совершения культового действия обращаются к объектам поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире. В любой достаточно развитой религиозной организации существует особая группа лиц (жрецы, священнослужители и т.п.), которые выступают посредниками между божественными, священными силами и объектами, и группой верующих.
Важную роль в социологическом
исследовании религии отводят изучению
структуры религиозной
Основной формой современной
религиозной организации
В церковной организации выделяются две основные социальные группы: 1) клир - служители церкви, священники и 2) миряне - рядовые члены церкви. Священнослужители, таким образом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др. Надо отметить, что не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, то есть быть священником. 5
Религия как культурный
феномен обладает рядом признаков,
отличающих ее от псевдорелигий:
1. Верования или вероучения
- устные или письменные сказания, предания,
мифы и легенды о божественных силах и
существах. Различают верования многобожеские
и единобожеские. Идея Бога составляет
ядро верования. Верования систематизируются
и осмысливаются в богословских трудах
и по каналам проповеди, общения, обучения
и воспитания проникают в обыденное сознание
приверженцев религии.
2. Своеобразное поведение
и взаимоотношения между верующими. Важно
отметить, что поведение верующих во многом
обусловлено и светской жизнью. Степень
влияния мирского поведения зависит не
только от специфики веры, но и от степени
и глубины самой веры. Поведение верующего
конфессионально, т. е. отражает те или
иные особенности веры. Иногда религиозные
требования доходят до полной изоляции
от иноверцев и атеистов.
3. Наличие культа. Культ
- это разнообразные, освященные канонами
специфические формы поклонения Богу
и другим религиозным святыням: церемонии,
молебны, обряды, ритуалы и т. д. Культовые
ритуалы выполняют для верующих функцию
субъективной связи с Богом. Культ символичен
и сакрален. Культ требует точного исполнения.
Культ-это система религиозной практики,
основанная на почитании, поклонении и
возвеличивании какой-либо идеи, концепции,
личности, вещи и т. д. Культ может носить
и светский характер (культ денег, культ,
питания, культ личности, культ разума
и т. д.);
4. Функционирование религиозных
организаций. Религия - институтализированное
образование, представленное Церковью.
Церковь - культовое объединение единоверцев,
управляемое особыми установлениями и
разделенное на духовенство и мирян. Церкви
как правило являются официально признаваемыми,
а иногда государственными учреждениями.
Исторически церковь выросла из института
жречества. Церковь построена по иерархическому
признаку соподчинения, при котором низшие
чины должны подчиняться высшим. Главенство
принадлежит наивысшему иерарху (папа,
патриарх, далай-лама (в ламаизме-течении
буддизма)). Исключением является мусульманское
духовенство, в котором нет организационных
структур. Большое значение в любой Церкви
играет монашество. Монахи - наиболее ревностные
приверженцы религии, отрекшиеся от светского
мира и придерживающиеся особо строгих
аскетических правил. Они служат эталоном
для мирян и обычно объединяются в общины
- монастыри, являющиеся центрами церковной
жизни. Церковь - это сложный отрегулированный
механизм, система, обладающая определенной
материальной базой и четким уставом.
Но это не является обязательной нормой
для всех религий.
5. Религия наделена особым предназначением
в культуре. По выражению А. Тойнби религия
выступала “куколкой” зарождающихся
цивилизаций, во многом определяя тип
нарождающейся культуры. Религия несет
в себе особое духовно-эмоциональное состояние,
дополняющее научную, познавательную
деятельность человека. Религия отзывается
на вечную потребность человека в бессмертии,
возмещая неустроенность земного бытия
для человека. Религия регулирует отношения
между людьми, объединяя их в устойчивые
общности. Наконец, религия канонизирует
многие ценности культуры.
С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:
1) интегративную;
2) регулятивную;
3) психотерапевтическую;
4) коммуникативную.
Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.
Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей. 6
Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям.
Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа -богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.
Указанные четыре функции
религии как социального
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Религия как социальный институт характеризуется:
наличием цели своей деятельности;
набором социальных позиций и ролей;
конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.
Элементы структуры религии схематично можно представить следующим образом:
2.4. Государственная политика в отношении религии
Последние 10 лет сохраняется устойчивая тенденция: возрастание роли религиозного фактора в нашей общественной жизни. Постепенно возрастает число верующих, открываются вновь восстановленные храмы. О своем доверии к Церкви заявляет большая часть населения страны. Причем численность "доверяющих" Церкви существенно превышает процент верующих. Высокий уровень доверия к Православию встречается не только среди его приверженцев. За "хорошее" и "очень хорошее" отношение к Русской Православной Церкви высказываются около 90% населения России.
На этом тезисе об отделении Церкви от государства настаивает и священноначалие нашей Церкви. Принятые на юбилейном Архиерейском соборе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" дают довольно сдержанную оценку синодальному периоду истории Русской Церкви, когда она официально была государственной. Святейший Патриарх не раз подчеркивал, что в отношениях между Церковью и государством принцип отделения религиозных объединений от государства должен оставаться незыблемым. "В России, в отличие от некоторых западных стран, государственной религии нет и быть не может. Что, разумеется, не отменяет исторической роли Православия в становлении национальной государственности, культуры, духовно-нравственного облика русского человека. Как не отменяет того факта, что до 80% населения современной России крещено в православной вере".
Преобладающее большинство людей России на протяжении веков исповедует традиционные религии. Благодаря их объединяющей роли на территории России сохранились уникальное единство и многообразие народов. Трудно переоценить влияние Православия на формирование российской культуры. Сегодня большинство населения страны остаются приверженцами именно традиционных религий. Невозможно представить национальное самосознание народов России без Православия или ислама. Духовный строй, идеалы народа сформированы Церковью за долгие века российской истории. В годы репрессий и гонений Православие часто оказывалось нравственной опорой для большинства россиян. Не будет преувеличением сказать, что духовные ценности Православия, многовековое православное воспитание в значительной мере помогли выстоять народам России в войнах и испытаниях ХХ века, сделали возможными свершения Советского Союза в экономической, научной, военной и многих других областях.