Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:27, контрольная работа
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Введение………………………………………………….3
1. Причины возникновения религии и ее функции…3
2. Структура и функции религии……………………...5
3. Современные мировые религии……………………..6
4. Современная религиозная ситуация в России…….9
Заключение……………………………………………….11
Практическое задание…………………………………..12
Список литературы……………………………………….1
Министерство образования и науки РФ
Уральский государственный экономический университет
Контрольная работа
по социологии на тему:
«Религия как социальный институт»
Исполнитель:
студент гр. Мпп-09 Пр
Иванов Ю.В.
Проверила:
Кузнецова В.Ф.
Первоуральск
2012
Содержание
Введение………………………………………………….3
1. Причины возникновения религии и ее функции…3
2. Структура и функции религии……………………...5
3. Современные мировые религии……………………..6
4. Современная религиозная ситуация в России…….9
Заключение……………………………………………….
Практическое задание…………………………………..12
Список литературы…………………………………
Введение
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.
Религия является необходимым
составным элементом
1. Причины возникновения религии и ее функции
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социальные, гносеологические и психологические.
Социальные причины –
это те объективные факторы
Отношение людей к природе
опосредовано имеющимися средствами и
орудиями труда. Чем менее они
развиты, тем слабее человек перед
лицом природы, тем больше над
ним господство природных сил. Слишком
ограниченными средствами обладал
первобытный человек для
В более поздние эпохи отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.
Гносеологические причины
– это предпосылки, возможности
формирования религиозных верований,
возникающие в процессе познания
человеком закономерностей
Психологические причины
возникновения и
Религия обладает рядом функций.
Главная ее функция определяется
как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать,
восполнять). Религия выполняет роль
иллюзорного компенсатора из-за слабости
человека, его бессилия, прежде всего
социального. Будучи не в силах решить
жизненные проблемы на земле, человек
переносит их решение в мир
иллюзий. Проблемы, которые не решаются
в этом мире, религия обещает
Важное значение имеет
мировоззренческая функция
2. Структура и функции религии
Религия – явление полифункциональное,
она выполняет множество
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
§ религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т.п.);
§ религиозные отношения (культовые, внекультовые);
§ религиозные организации.
Основные функции (роли) религии:
Мировоззренческая – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
Компенсаторная, или утешительная,
психотерапевтическая, также связана
с её мировоззренческой функцией
и обрядовой частью: суть её состоит
в возможности религии
Коммуникативная – общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная – осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная – позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая – лидеры
различных общностей и
Культурная – религия
содействует распространению
Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.
Психотерапевтическая – религия может быть использована как средство психотерапии.
3. Современные мировые религии
Религия вместе с обществом
шла от несовершенных верований:
фетишизма, тотемизма, магии и анимизма
к современным мировым
Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.
Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их. Все мировые религии обещают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем мире и в зависимости от благочестия в этом.
Буддизм – одна из первых
мировых религий. Возник в VI–V вв. до
н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь,
он распространился среди народов
Центральной и Юго-Восточной
Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сидцхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма – Брахму. Все боги делятся на добрых и злых.
По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения драхм, духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.
Христианство возникло в I в. н.э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.
Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в основном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христианство. Ветхий Завет является священной книгой как для иудеев, так и для христиан. В 325 г. в городе Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи.
В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.
На Руси Православие введено киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное оформление Русская Православная Церковь получает при Ярославе Мудром (ок. 978–1054), когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Святой Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051).
Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новгородскую, Черниговскую, Ростовскую, Владимирскую и др.) – церковные области, возглавлявшиеся епископами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который назначался или утверждался по представлению русских князей константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита выбирало вече в сане архиепископа.
После разорения Киева татаро-монголами киевский митрополит переехал на жительство в город Владимир. При Иване Калите церковный центр во главе с митрополитом Петром был перенесен в Москву.
В 1448 г. великий князь Василий
Васильевич созвал в Москву на собор
епископов Русской земли. Главой
церкви был избран митрополит рязанский
Иона с титулом «митрополит
В 1589 г. по инициативе царя Федора
Иоанновича и с согласия константинопольского
патриарха и восточных
На протяжении тысячелетней
истории в Русской Православной
Церкви как в живом организме
происходили различные