Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:27, контрольная работа
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Введение………………………………………………….3
1. Причины возникновения религии и ее функции…3
2. Структура и функции религии……………………...5
3. Современные мировые религии……………………..6
4. Современная религиозная ситуация в России…….9
Заключение……………………………………………….11
Практическое задание…………………………………..12
Список литературы……………………………………….1
Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917–1918 гг., совпал с революционным процессом в России. Он восстановил Патриаршество. Патриархом был избран Тихон.
В настоящее время под
юрисдикцией Русской
На территории России получила распространение и третья мировая религия – ислам, возникший в Западной Аравии в VII в. и распространившийся в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5–2 миллиона мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.
Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, при правлении халифа Османа, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий – Сунна о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.
На основе Корана был разработан
шариат – свод мусульманского права.
Мусульманский календарь
Рассуждая о религии, следует сказать, что ее история свидетельствует о том, что всегда рядом с верующими жили люди, скептически относившиеся к религии, которых церковники в Средневековье прозвали атеистами (противниками Бога).
После 1917 г. в России Церковь
была отделена от государства, и в
обществе впервые за всю историю
стала вестись активная пропаганда
атеизма, которая впоследствии приняла
форму атеистического воспитания населения.
Это в значительной мере ослабило
позиции Церкви в формировании религиозного
мировосприятия у части населения,
дало возможность просвещения
В настоящее время в России провозглашена свобода совести, право исповедовать любую религию или быть безрелигиозным человеком.
4. Современная религиозная ситуация в России
Для того, чтобы понять, в чем именно специфика темы, необходимо, прежде всего, иметь представление о реальной картине религиозной жизни российского общества.
По официальным данным,
а они представлены в Государственном
реестре юридических лиц, по состоянию
на 1 июня 2005 года в стране насчитывается
21800 зарегистрированных религиозных
организаций, принадлежащих к 68 религиозным
течениям. Кроме того, значительное
число религиозных групп
Важно помнить, что:
В Российской Федерации на законных основаниях действует по крайней мере 68 религиозных течений.
Зарегистрировано 21800 религиозных организаций.
Закон допускает деятельность незарегистрированных религиозных групп, однако с некоторыми ограничениями.
Такое многообразие конфессионального пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои религии и культы, и развитие экономических связей России с зарубежными странами, в том числе культурный обмен, миссионерство. Очень важны в этом аспекте собственные духовные поиски россиян.
В целом современная религиозная картина в стране характеризуется двумя тенденциями: возрождением и возрастающим влиянием традиционных конфессий и развитием новых религиозных движений.
Современная религиозная ситуация в России:
1. Изменился образ церкви в общественном сознании.
2. Вовлечение в сферу церкви различных социальных институтов (школы, больницы, тюрьмы, дома престарелых).
3. Увеличение числа крещеных и верующих.
4. Распространение не традиционных религий (Кришна).
5. Увеличение числа людей, колеблющихся между верой и неверием.
6. Падение значимости атеизма.
7. Увлечение религиозной символикой.
Заключение
Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Можно много спорить о
положении религии в
На положение религии
в современном обществе решающее
воздействие оказывают две
Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.
Практическое задание
а) Отделение Церкви От Государства принцип взаимоотношений между государственной властью и церковью, означающий отказ государства от вмешательства в дела церкви и свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; в свою очередь, церковь не имеет никаких государственных функций. Принцип отделения церкви от государства начал утверждаться с кон. 18 в. (США, Франция). В России отделение церкви от государства было провозглашено декретом Совнаркома РСФСР от 23 января (5февраля) 1918. Этот принцип закреплен в действующей Конституции Российской Федерации.
б) В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.
Светским государством считается
такое государство, в котором
не существует официальной, государственной
религии и ни одно из вероучений
не признается обязательным или предпочтительным.
В таком государстве религия,
ее каноны и догматы, а также религиозные
объединения, действующие в нем,
не вправе оказывать влияния на государственный
строй, на деятельность государственных
органов и их должностных лиц,
на систему государственного образования
и другие сферы деятельности государства.
Светский характер государства обеспечивается,
как правило, отделением церкви (религиозных
объединений) от государства и светским
характером государственного образования
(отделением школы от церкви). Такая
форма взаимоотношений
В современном мире есть государства,
где узаконена официальная
Противоположностью светскому
государству является теократическое,
в котором государственная
В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.
Как светское государство Российская
Федерация характеризуется тем,
что в ней религиозные
Существует понятие «
Усиление роли религии в современном российском обществе привело к росту религиозности россиян. Сегодня большинство населения считает себя верующими людьми (по данным общероссийских социологических опросов, это примерно 60% населения). Значительная часть этих верующих отправляет религиозные обряды (особенно крещения, венчания и похоронно-поминальные обряды), посещает храмы, отмечает церковно-религиозные праздники, использует религиозные символы и предметы в быту и одежде. Среди православных распространено ношение нательных крестиков.
Наряду с увеличением числа
убеждённых верующих в современном
обществе, в том числе и в
России, сохраняется внешняя
Список литературы
1. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки. – 1984. – №1.
2. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества // Общественно-политический и научный журнал «Россия» – 2001 – №1.
3. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, 2002. – 654 с.
4. Социальные институты // Социально-политический журнал. – 1993. – №4.
5. Яблоков И.Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 1988. – 256 с.
6. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт // Общественно-политический и научный журнал «Россия» – 2002 – №2.
7. Яблоков И.Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 1988.
8. Яблоков И.Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 1988.
9. Сайт: http://works.tarefer.ru/74/