Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:27, контрольная работа

Описание

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Содержание

Введение………………………………………………….3
1. Причины возникновения религии и ее функции…3
2. Структура и функции религии……………………...5
3. Современные мировые религии……………………..6
4. Современная религиозная ситуация в России…….9
Заключение……………………………………………….11
Практическое задание…………………………………..12
Список литературы……………………………………….1

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 34.88 Кб (Скачать документ)

Поместный Собор Русской  Православной Церкви, состоявшийся в 1917–1918 гг., совпал с революционным процессом  в России. Он восстановил Патриаршество. Патриархом был избран Тихон.

В настоящее время под  юрисдикцией Русской Православной Церкви находятся епархии на территориях  государств бывшего СССР, в Западной и Центральной Европе, Северной и  Южной Америке, Японии и других местах мира.

На территории России получила распространение и третья мировая  религия – ислам, возникший в  Западной Аравии в VII в. и распространившийся в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в  городах Мекке и Медине. В Мекке  находится древнее святилище  Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают  паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5–2 миллиона мусульман. Мусульманин  обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди  в устной форме и только после  его смерти, при правлении халифа Османа, со слов людей, знавших проповеди  пророка Мухаммеда наизусть, был  составлен Коран. Позднее был  создан сборник преданий – Сунна  о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.

На основе Корана был разработан шариат – свод мусульманского права. Мусульманский календарь основан  по фазам Луны, поэтому его год  на И дней короче христианского. Главный  праздник мусульман – курбан-байрам (жертвоприношение). В России ислам  получил распространение среди  татар, башкир и народов Северного  Кавказа.

Рассуждая о религии, следует  сказать, что ее история свидетельствует  о том, что всегда рядом с верующими  жили люди, скептически относившиеся к религии, которых церковники в  Средневековье прозвали атеистами (противниками Бога).

После 1917 г. в России Церковь  была отделена от государства, и в  обществе впервые за всю историю  стала вестись активная пропаганда атеизма, которая впоследствии приняла  форму атеистического воспитания населения. Это в значительной мере ослабило позиции Церкви в формировании религиозного мировосприятия у части населения, дало возможность просвещения общества с позиций науки. Общество нацеливалось на познание законов функционирования природы и его самого. Творцом  своей судьбы провозглашался сам  человек без упования на различные  сверхъестественные силы.

В настоящее время в  России провозглашена свобода совести, право исповедовать любую религию  или быть безрелигиозным человеком.

 

4. Современная  религиозная ситуация в России

Для того, чтобы понять, в  чем именно специфика темы, необходимо, прежде всего, иметь представление о реальной картине религиозной жизни российского общества.

По официальным данным, а они представлены в Государственном  реестре юридических лиц, по состоянию  на 1 июня 2005 года в стране насчитывается 21800 зарегистрированных религиозных  организаций, принадлежащих к 68 религиозным  течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной  регистрации, не получая статуса  юридического лица, что допускается  законом.

Важно помнить, что:

В Российской Федерации на законных основаниях действует по крайней  мере 68 религиозных течений.

Зарегистрировано 21800 религиозных  организаций.

Закон допускает деятельность незарегистрированных религиозных  групп, однако с некоторыми ограничениями.

Такое многообразие конфессионального  пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике. Оно складывалось в результате исторически  длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение  в ее состав новых территорий с  населявшими их народами, исповедовавшими  свои религии и культы, и развитие экономических связей России с зарубежными  странами, в том числе культурный обмен, миссионерство. Очень важны  в этом аспекте собственные духовные поиски россиян.

В целом современная религиозная  картина в стране характеризуется  двумя тенденциями: возрождением и  возрастающим влиянием традиционных конфессий  и развитием новых религиозных  движений.

Современная религиозная  ситуация в России:

1. Изменился образ церкви  в общественном сознании.

2. Вовлечение в сферу  церкви различных социальных  институтов (школы, больницы, тюрьмы, дома престарелых).

3. Увеличение числа крещеных  и верующих.

4. Распространение не  традиционных религий (Кришна).

5. Увеличение числа людей,  колеблющихся между верой и  неверием.

6. Падение значимости  атеизма.

7. Увлечение религиозной  символикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальные институты  – это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Религия как социальный институт – это организованное объединение  людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых  членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Можно много спорить о  положении религии в современном  обществе. Однако однозначно оценить  ее роль, возможности и перспективы  попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал  несостоятельность односторонних  прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого  и близкого отмирания, либо грядущего  возрождения былой мощи. Сегодня  очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что  она претерпевает глубокие и необратимые  изменения.

На положение религии  в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные  силы современности – наука и  политика. Их эволюция в современном  обществе ведут к неоднозначным  для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые  возможности.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность  сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности  перед лицом реальных проблем  общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых  большинством религий, лежат универсальные  общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание

  1. Что означает отделение церкви от государства? Является Россия светским или религиозным государством?

а) Отделение Церкви От Государства принцип взаимоотношений между государственной властью и церковью, означающий отказ государства от вмешательства в дела церкви и свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; в свою очередь, церковь не имеет никаких государственных функций. Принцип отделения церкви от государства начал утверждаться с кон. 18 в. (США, Франция). В России отделение церкви от государства было провозглашено декретом Совнаркома РСФСР от 23 января (5февраля) 1918. Этот принцип закреплен в действующей Конституции Российской Федерации.

б) В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается  такое государство, в котором  не существует официальной, государственной  религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные  объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный  строй, на деятельность государственных  органов и их должностных лиц, на систему государственного образования  и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных  объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая  форма взаимоотношений государства  и церкии с той или иной степенью последовательности установлен в целом  ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле – иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство  всех религий (ФРГ, Италия, Япония и  др.). Однако в таком государстве  одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными  привилегиями, оказывает известное  влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому  государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня –  Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство  с церковью не слито. Однако церковь  через институты, установленные  в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных  догматов. Таким государством является, например, Иран.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения  отделены от государства и никакая  религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 14), «не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной». Содержание этого положения  раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести  и о религиозных объединениях»,* где сказано, что религиозные  объединения равны перед законом.

  1. Выявите причины резкого роста религиозности в современном российском обществе.

Существует понятие «религиозность», которое отражает состояние сознания верующих. Религиозность — это  степень влияния религии на отдельного человека и группы, а также процессы и тенденции, которые происходят в религиозных представлениях и  в деятельности. В России исторически  религиозность населения была высокой. Только в Москве до революции 1917 г. было «сорок сороков» церквей, т. е. 40 раз  по 40! В советский период в результате гонений против религии и церкви религиозность резко снизилась. Коммунистам и работникам умственного  труда (учёным, учителям и преподавателям), а также молодёжи (пионерам и комсомольцам) запрещалось быть верующими. Религиозность  верующей части населения носила скрытый и размытый характер.

Усиление роли религии в современном  российском обществе привело к росту  религиозности россиян. Сегодня  большинство населения считает  себя верующими людьми (по данным общероссийских социологических опросов, это примерно 60% населения). Значительная часть этих верующих отправляет религиозные обряды (особенно крещения, венчания и похоронно-поминальные  обряды), посещает храмы, отмечает церковно-религиозные  праздники, использует религиозные  символы и предметы в быту и  одежде. Среди православных распространено ношение нательных крестиков.

Наряду с увеличением числа  убеждённых верующих в современном  обществе, в том числе и в  России, сохраняется внешняя религиозность, увлечение мистикой, теософией, оккультизмом. Традиционные религии и официальная  церковь во всех странах осуждают эти явления. В России в сфере  религиозности людей можно также  наблюдать слияние традиционных религиозных представлений и  различных нетрадиционных увлечений (астрология, хиромантия и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреев Ю.П. Категория  «социальный институт» // Философские  науки. – 1984. – №1.

2. Андреев Ю.П. Роль  социальных институтов в жизни  общества // Общественно-политический  и научный журнал «Россия»  – 2001 – №1.

3. Общая социология: Учебное  пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, 2002. – 654 с.

4. Социальные институты  // Социально-политический журнал. –  1993. – №4.

5. Яблоков И.Н. Социология  религии. – М.: Прогресс, 1988. –  256 с.

6. Пархоменко И.Т. Религия  как социальный институт // Общественно-политический  и научный журнал «Россия»  – 2002 – №2.

7. Яблоков И.Н. Социология  религии. – М.: Прогресс, 1988.

8. Яблоков И.Н. Социология  религии. – М.: Прогресс, 1988.

9. Сайт: http://works.tarefer.ru/74/100559/index.html.


Информация о работе Религия как социальный институт