Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:03, дипломная работа
За последнее десятилетие ситуация в области социальной педагогики существенно изменилась. В различных учреждениях возникают социально педагогические службы. Почти в каждом школе работают социальные педагоги, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.
Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностного кризиса родителей.
1.1.Личностный кризис: понятие, природа, виды.
1.2.Влияние личностного кризиса родителей на социальное развитие несовершеннолетних детей.
1.3.Личный кризис и родительство. Отражение личностного кризиса родителей на отношениях с несовершеннолетними детьми.
Глава 2.Проявление личностного кризиса родителей.
2.1. Изучение показателей личностного развития несовершеннолетних.
2.2. Диагностика отношений несовершеннолетних детей с родителями, переживающими личностный кризис.
Заключение
Список литературы
К
маленьким детям безотчетно, на эмоциональном
уровне переходит беспокойное, возбужденное
состояние взрослых. Таким образом,
нервное состояние детей - это
отражение конфликтной
Средний возраст мама, когда ребенок заболевает
неврозом, - 34 года, а отцов - 37 лет. В этом
возрасте у взрослых возникает наибольшая
внутренняя напряженность, личностный
кризис. Нужно взглянуть на себя со стороны,
осознать недостатки своего характера,
перестроить отношения в браке или с детьми,
стать более зрелой созидающей личностью.
Мама превращается в следователя, если
такой личностный кризис не преодолевается
путем решения проблемы, если супружеские
и родительские отношения заходят в тупик.
У мамы нарастает внутреннее напряжение,
что сказывается на отношениях с детьми.
Получается замкнутый круг. Чем больший
дискомфорт испытывает мама, тем сильнее
давление на детей, тем чаще проявляются
крайности в воспитании. Родители вымещают
взаимные обиды на детях, тем самым усугубляя
ситуацию. Очень дорогой ценой платят
родители за преодоление своего кризиса
- здоровьем собственного ребенка, его
развивающимся неврозом.
Родители "преодолевают" свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем. Непроизвольно используя ребенка в качестве "козла отпущения", вымещая на нем свое нервное напряжение, свои взаимные обиды и недовольства, некоторые родители, особенно отцы, верят, что это делается для его же блага, чтобы он прошел "суровую школу жизни".
Рассмотренные негативные факторы воспитания в целом выглядят следующим образом:
- непонимание родителями своеобразия личностного развития детей;
- непринятие их индивидуальности;
- несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
- негибкость в отношениях с детьми;
- неравномерность воспитания в различные годы жизни детей (эффекты родительской депривации в первые годы и гиперопека и чрезмерный контроль в последующем);
- непоследовательность в обращении с детьми;
- несогласованность
воспитания между родителями.
Таким образом, анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.
2.2. Диагностика отношений несовершеннолетних детей с родителями, переживающими личностный кризис.
Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кризиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети.
Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
Исследование детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик (Марковская И. М., 2002):
1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителя.
Важнейшей сферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особенности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности.
Эти
аспекты взаимоотношений
1. методика измерения родительских установок и реакций (PART) (E. Шефер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет);
2. опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер);
3. тест - опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин);
4. опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).
2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка:
1.проективный графический тест «Рисунок семьи»;
2.проективная методика Р. Жиля;
3.опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская);
4.опросник
«Родителей оценивают дети» — модификация
опросника «Анализ семейных отношений»
(АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А.
А. Аладьиным.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»
Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Описание методики
Опросник
«Взаимодействие родитель-
Соответственно, опросник имеет три набора утверждений: один для детей и два для взрослых, по 60 вопросов в каждом. Все три формы опросника прошли проверку на валидность и надежность.
Текст опросника включает 10 шкал-критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух шкал, которые большинством исследователей считаются базовыми в детско-родительских отношениях. Это шкалы «Автономия—контроль» и «Отвержение—принятие» — в них вошло по 10 утверждений, в остальных шкалах содержится по 5 утверждений.
Взрослый
вариант опросника для
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — «Совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит»;
5 баллов — «Совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит».
Характеристика шкал опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).
Шкала
1: «Нетребовательность-
Шкала 2: «Мягкость—строгость родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
Шкала 3: «Автономность—контроль по отношению к ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителей привить ему самостоятельность.
Шкала 4: «Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю». Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с ними. Сравнивая данные родителей и ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к ним ребенка.
Шкала 5: «Отвержение-принятие ребенка родителем». Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, принятие или отвержение его личностных качеств и поведенческих проявлений. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, адекватной самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
Шкала 6: «Отсутствие сотрудничества — сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
Шкала 7: «Несогласие—согласие между ребенком и родителем». Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком, отражая частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
Шкала
8: «Непоследовательность—
Шкала 9: «Авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
Шкала 10: «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». На основании полученных данных можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьниковряд утверждений, которые оказались неадекватными для детей этого возраста, были изменены. Кроме того, вместо шкал «Несогласие-согласие» и «Авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы:
Шкала 7: «Тревожность за ребенка».
Шкала 9: «Воспитательная конфронтация в семье».
Информация о работе “Ресоциализация несовершеннолетних осужденных”