Роль культуры в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:03, реферат

Описание

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………….……….3 стр.
1. Культура в социологии
1.1 Понятие культуры ……………………………………………….…..4-5 стр.
1.2 Функции и формы культуры…………………………………….…. 6-8стр.
1.3 Культура как системное образование………………………….….9-16стр.
2. Роль культуры в жизни человека
2.1 Формы проявления культуры в жизни человека ……………….17-21стр.
2.2 Социализация личности ……………………………………….....22-23стр.
2.3 Культура - важнейший метод социализации личности………. 24-25стр.
Заключение……………………………………………………………...26 стр.
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 48.83 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный  университет путей  сообщения

Факультет экономики и управления

Кафедра «Управление персоналом и социология» 
 
 
 

Реферат

по  учебной дисциплине «Социология» 

     Тема:  Роль культуры в жизни человека 
 
 
 
 
 

       Выполнил:

     

     

     Проверил:

                         

       
 

     Екатеринбург

     2011

Содержание

Введение………………………………………………………….……….3 стр.

1. Культура в социологии

1.1 Понятие культуры  ……………………………………………….…..4-5 стр.

1.2 Функции и  формы культуры…………………………………….…. 6-8стр.

1.3 Культура как  системное образование………………………….….9-16стр.

2. Роль культуры  в жизни человека 

2.1 Формы проявления  культуры в жизни человека  ……………….17-21стр.

2.2 Социализация  личности ……………………………………….....22-23стр.

2.3 Культура - важнейший метод социализации личности………. 24-25стр.

Заключение……………………………………………………………...26 стр.

Список литературы………………………………………………….…..27стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем  Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые  разные стороны человеческого поведения.

       Очевидно, что в привычном, обыденном  понимании существует несколько  различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения,  так и стороны деятельности  человека, а также видов деятельности.

     В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений  культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого  социального феномена. Наиболее удачное  определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это  некоторое сложное целое, которое  включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и  другие способности и привычки, приобретаемые  и достигаемые человеком как  членом общества" (217, с. 1).

     Культура  играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также  другим группам. Культура возвышает  человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.

     1. Культура в социологии

     1.1 Понятие культуры 

     Современное понимание слова культура имеет  четыре основных смысла:

      1) общий процесс интеллектуального,  духовного, эстетического развития;

     2) состояние общества, основанного  на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 

     3) особенности образа жизни какого-либо  общества, группы людей, исторического  периода; 

     4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной  деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение. 

     Культуру  изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность  социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры?

     Характерная особенность социологии культуры заключается  в том, что она обнаруживает и  анализирует закономерности социокультурных  изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными  структурами и институтами.

     С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она  охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются  людьми, либо пользуются пассивным  признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне  и помимо культуры, объективно и  независимо от нее.

     Специфика культуры состоит в том, что она  представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые  что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной.

     Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого  общества; во-вторых, культура не наследуется  биологически, но предполагает обучение.

     Понятия культура существует несколько сот  его определений. Мы будем использовать одно из них,  дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это  некоторое сложное целое, которое  включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и  другие способности и привычки, приобретаемые  и достигаемые человеком как  членом общества" (217, с. 1).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Функции и формы  культуры 

     Культура  выполняет многообразные и ответственные  социальные функции. Прежде всего структурирует  общественную жизнь. Культура передается от одного поколения к другому  в процессе социализации. Поскольку  культура не передается биологическим  путем, каждое поколение воспроизводит  ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой  социализации. Ребенок усваивает  ценности, верования, нормы, правила  и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности - важная функция культуры.

     Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения  личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически  неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить  об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею  случая оказались полностью лишенными  общения с людьми и «воспитывались»  в стаде зверей, в джунглях. Когда  они были найдены — через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались  не в состоянии усвоить упорядоченный  образ жизни, жить среди людей. У  этих диких детей не произошло  развития личности, для которого необходимо общение с людьми.

       Тесно связана с социализацией  духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает  и передает вечные ценности  в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная  система. Совокупность ценностей,  общепринятых в той или иной  социальной группе, стране, выражающих  особое видение ими социальной  реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические,  эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей  являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные  варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

     Сложность понимания феномена культуры заключается  также и в том, что в любой  культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.  
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

     Народная  культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко  нарушалась. С появлением средств  массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая  не связана с религиозными или  классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться  “массовой”, когда ее продукты стандартизируют  и распространяют среди широкой  публики.  
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

     Субкультура формируется под влиянием таких  факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место  жительства.  
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

     Термин  “субкультура” не означает, что  та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство  общества относится к субкультуре  с неодобрением или недоверием. Эта  проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы  или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей  формируется контркультура.

     Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают  в саму господствующую культуру. Длинные  волосы, изобретательность в языке  и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом  через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому  привлекательными для контркультуры  и, соответственно, менее угрожающими  для культуры господствующей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Культура как системное  образование 

     С точки зрения социологии, в культуре можно выделить две основные части  — культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в  состоянии движения. Культурная статика  — это внутреннее строение культуры, т. е. совокупность базисных элементов  культуры. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию  культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

     Культура  — сложное образование, которое  представляет собой многостороннюю систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно  переходят одно в другое, пронизывают  все сферы жизни общества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы, которая  создавалась многочисленными предшествующими  поколениями людей, то отдельные  элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным или  к нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляет особую форму культуры — материальную культуру, куда включаются все объекты, все предметы, которые созданы  руками человека. Это станки, машины, электростанции, здания, храмы, книги, аэродромы, обрабатываемые поля, одежда и проч.

Информация о работе Роль культуры в жизни человека