Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:03, реферат
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения.
Введение………………………………………………………….……….3 стр.
1. Культура в социологии
1.1 Понятие культуры ……………………………………………….…..4-5 стр.
1.2 Функции и формы культуры…………………………………….…. 6-8стр.
1.3 Культура как системное образование………………………….….9-16стр.
2. Роль культуры в жизни человека
2.1 Формы проявления культуры в жизни человека ……………….17-21стр.
2.2 Социализация личности ……………………………………….....22-23стр.
2.3 Культура - важнейший метод социализации личности………. 24-25стр.
Заключение……………………………………………………………...26 стр.
Список литературы……………………………………
В
какой-то степени этноцентризм присущ
всем обществам, и даже отсталые народы
в чем-то чувствуют свое превосходство
над всеми остальными. Они, например,
могут считать культуру высокоразвитых
стран глупой и абсурдной. Не только
общества, но и большинство социальных
групп (если не все) в обществе этноцентричны.
Многочисленные исследования организаций,
проведенные социологами разных
стран, показывают, что люди склонны
переоценивать собственные
Возникает естественный вопрос: этноцентризм - это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и однозначно. Попытаемся определить положительные и отрицательные моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм, Прежде всего следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма.
Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в культурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления, как бы примеряя их на себя.
Этноцентризм
может быть искусственно усилен в
какой-либо группе с целью противостояния
другим группам при конфликтном
взаимодействии. Уже одно упоминание
об опасности, например, для существования
какой-либо организации, сплачивает ее
членов, повышает уровень групповой
лояльности и этноцентризма. Периоды
напряженности в отношениях между
нациями или национальностями всегда
сопровождаются повышением интенсивности
этноцентристской пропаганды. Возможно,
это связано с подготовкой
членов группы к борьбе, к предстоящим
лишениям и жертвам.
Говоря о той значительной роли, которую
этноцентризм играет в процессах групповой
интеграции, в сплочении членов групп
вокруг определенных культурных образцов,
следует отметить и его консервативную
роль, негативное влияние на развитие
культуры. Действительно, если наша культура
лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать,
изменять и тем более заимствовать из
других культур? Опыт показывает, что подобная
точка зрения может значительно замедлить
процессы развития, протекающие в обществе
с очень высоким уровнем этноцентризма.
Примером может служить опыт нашей страны,
когда высокий уровень этноцентризма
в довоенный период стал серьезным тормозом
развития культуры. Этноцентризм может
также быть инструментом, действующим
против изменений внутреннего устройства
общества. Так, привилегированные группы
считают свое общество самым лучшим и
справедливым и стремятся внушить это
другим группам, поднимая тем самым уровень
этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей
неимущих слоев культивировалось мнение,
что, несмотря на нищету, они все-таки граждане
великой империи и потому выше других
народов. Это мнение специально создавалось
привилегированными слоями римского общества.
2)Культурный релятивизм.
Если члены одной социальной
группы будут рассматривать
Нужно
понять основное положение культурного
релятивизма, согласно которому определенные
элементы отдельной культурной системы
являются правильными и общепринятыми
потому, что они хорошо себя зарекомендовали
именно в этой системе; другие же считаются
неправильными и ненужными потому, что
их применение порождало бы болезненные
и конфликтные последствия только в данной
социальной группе или только в данном
обществе. Самый рациональный путь развития
и восприятия культуры в обществе - сочетание
черт и этноцентризма, и культурного релятивизма,
когда индивид, испытывая чувство гордости
за культуру своей группы или общества
и высказывая приверженность основным
образцам этой культуры, в то же время
способен понять другие культуры, поведение
членов иных социальных групп, признавая
их право на существование.
2.2 Социализация личности
Личность
является одним из тех феноменов,
которые редко истолковываются
одинаково двумя разными
Методы
социализации личности в каждой культуре
отличаются. Обратившись к истории
культуры, мы увидим, что в каждом
обществе была своя идея воспитания. Сократ
считал, что воспитать человека —
значит помочь ему «стать достойным
гражданином», тогда как в Спарте
целью воспитания считалось воспитание
сильного храброго воина. Согласно Эпикуру,
главное - независимость от внешнего
мира, «безмятежность». В Новое время
Руссо, пытаясь сочетать в воспитании
гражданские мотивы и духовную чистоту,
пришел в конце концов к выводу
о несовместимости
Сегодня специалисты продолжают спорить
о том, какой же фактор является главным
для процесса формирования личности. По-видимому,
все они в комплексе осуществляют социализацию
личности, воспитание человека как представителя
данного общества, культуры, социальной
группы. В соответствии с современными
представлениями, взаимодействие таких
факторов, как физические черты человека,
окружающая среда, индивидуальный опыт
и культура, создает уникальную личность.
К этому следует добавить и роль самовоспитания,
т. е. собственных усилий личности на основе
внутреннего решения, собственных потребностей
и запросов, честолюбия, волевого начала
— сформировать в себе определенные навыки,
способности, умения. Как показывает практика,
самовоспитание выступает мощнейшим инструментом
в достижении личностью профессиональных
навыков, карьеры, материального благополучия.
В
своем анализе мы, конечно, должны
учитывать как биологические
особенности личности, так и ее
социальный опыт. Вместе с тем практика
показывает, что социальные факторы
формирования личности более весомы.
Представляется удовлетворительным определение
личности, данное В. Ядовым: "Личность
- целостность социальных свойств
человека, продукт общественного
развития и - включения индивида в
систему социальных отношений посредством
активной деятельности и общения".
В соответствии с этим взглядом личность
развивается из биологического организма
исключительно благодаря
2.3 Культура - важнейший метод социализации личности
Прежде
всего, следует отметить, что определенный
культурный опыт является общим для
всего человечества и не зависит
от того, на какой ступени развития
находится то или иное общество.
Так, каждый ребенок получает питание
от старших по возрасту, обучается
общению через язык, получает опыт
применения наказания и вознаграждения,
а также осваивает некоторые
другие наиболее общие культурные образцы.
Вместе с тем каждое общество дает
практически всем своим членам некоторый
особенный опыт, особенные культурные
образцы, которые другие общества предложить
не могут. Из социального опыта, единого
для всех членов данного общества,
возникает характерная
Американская
исследовательница К. Дьюбойс назвала
личность, обладающую общими для данного
общества чертами, "модальной" (от
взятого из статистики термина "мода",
обозначающего величину, которая
встречается наиболее часто в
ряду или серии параметров объекта).
Под модальной личностью
Другими словами, каждое общество развивает
один или несколько базисных личностных
типов, которые соответствуют культуре
этого общества. Такие личностные образцы
усваиваются, как правило, с детства. У
равнинных индейцев Южной Америки социально
одобряемым типом личности для взрослого
мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно
настроенный человек. Им восхищались,
его поведение вознаграждалось, и мальчики
всегда стремились быть похожими на таких
мужчин.
Каким
же может быть социально одобряемый
тип личности для нашего общества?
Пожалуй, это личность социабельная,
т.е. легко идущая на социальные контакты,
готовая к сотрудничеству и обладающая
при этом некоторыми агрессивными чертами
(т.е. способная за себя постоять) и
практической сметкой. Многие эти черты
развиваются скрытно, внутри нас, и
мы испытываем неудобство, если эти
черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем
своих детей говорить "спасибо"
и "пожалуйста" старшим, учим их не
стесняться взрослого окружения, уметь
постоять за себя.
Однако в сложных обществах очень трудно
найти общепринятый тип личности из-за
наличия в них большого числа субкультур.
Наше общество имеет много структурных
подразделений: регионы, национальности,
род занятий, возрастные категории и др.
Каждое из этих подразделений имеет тенденцию
к созданию собственной субкультуры с
определенными личностными образцами.
Эти образцы смешиваются с личностными
образцами, присущими отдельным индивидам,
и создаются смешанные личностные типы.
Для изучения личностных типов различных
субкультур следует изучать каждую структурную
единицу отдельно, а затем учитывать влияние
личностных образцов доминирующей культуры.
Заключение
Личность
и культура неразрывно взаимосвязаны
между собой. Культура является той
интеллектуально-предметной оболочкой,
которая оказывает
Личность как целостная, динамично саморазвивающаяся система, является фактором культуры и включает в себя множество составных элементов, таких как нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальная культура (культура мышления). Личность характеризуется высокой степенью развитости психологических черт индивида, его интеллекта, интуиции, эмоциональной сферы, воли. Каждый человек воспринимает и, внутренне в своём субъективном мире, в своем отношении к действительности признаёт своей культуру, в категориях которой он осознаёт реальность, которая сформировала его человеческие качества.