Роль личности в истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:11, реферат

Описание

Роль личности в истории не является решающей - это несомненно. Нельзя не согласиться с поэтом, что «одни, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный». Жизнь же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытаться «перевернуть» ее или даже просто «поднять» в одиночку - дело бесперспективное.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие личности…………………………………………………..5
Глава 2. Роль личности в истории…………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………...15
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

социология 2.docx

— 34.72 Кб (Скачать документ)

Случайно здесь то, что именно эта, конкретная личность заняла данное место, случайно в том смысле, что  это место мог бы занять кто-то другой, поскольку замещение этого  места стало необходимым.

Всемирно-исторические личности являются не только практическими и политическими  деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость  и потому, казалось бы, должны быть в  этом смысле свободными в своих действиях  и поступках.

Но трагедия всемирно-исторических личностей состоит в том, что  «они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только орудия Мирового духа, хотя и великое орудие». Судьба, как  правило, складывается для них несчастливо.

Народ, по словам И.А.Ильина, есть великое  раздельное и рассеянное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства. Единство же народа требует очевидного духовно-волевого воплощения - единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа. Народ нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе  государства, армии, народного движения, политической партии, личность может  оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко  бывает, и то и другое. Поэтому  обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная и вообще административная власть.

Выдвижение личности обусловливается  и потребностями общества, и личными  качествами людей. «Отличительная черта  подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы  уметь извлечь пользу из каждой необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств  повернуть на благо государству».

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека - это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М.Карамзин так сказал о Петре Первом: «Народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился!» То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, - чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена найдется.

Зачастую в силу исторических условий весьма видную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным. Об этом мудро сказал Демокрит: чем «менее достойны дурные граждане получаемых ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются глупости и наглости». В связи с этим справедливо предостережение: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».

В процессе исторической деятельности с особой остротой и выпуклостью  выявляются и сильные, и слабые стороны  личности. И то и другое приобретает  порой огромный социальный смысл  и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и человечества.

Поскольку в истории решающим и  определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят  от народа, как дерево от почвы, на которой  оно растет. Если сила легендарного Антея заключалась в его связи  с землей, то социальная сила личности - в ее связи с народом. Но тонко «подслушивать» мысли народа способен только гений.

Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках  детерминирована сложившейся совокупностью  общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить  свои капризы в закон, то она становится тормозом и, в конечном счете, из положения  кучера экипажа истории неминуемо  попадает под его беспощадные  колеса.

Деятельность политического вождя  предполагает способность глубокого  теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы, программу. Мудрый государственный деятель умеет зорко следить не только за общей линией развития событий, но и за многими частными «мелочами» - одновременно видеть и лес, и деревья. Он должен вовремя заметить изменение в соотношении социальных сил, прежде других понять, какой путь необходимо избрать, как назревшую историческую возможность превратить в действительность.

Как сказал Конфуций, человека, который  не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды. Высокая власть несет, однако, и тяжелые обязанности. В Библии сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется». При любой форме государственного устройства на уровень главы государства  выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно  ответственную роль в жизни и  развитии данного общества. От руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все. Многое зависит  от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень  главы государства.

Таким образом, появление на исторической арене выдающихся личностей подготавливается объективными обстоятельствами, вызреванием  определенных общественных потребностей. Такие потребности появляются, как  правило, в переломные периоды в  развитии стран и народов, когда  в повестку дня встают масштабные социально-экономические и политические задачи. Из всего сказанного ранее  прямо и непосредственно вытекает вывод о несовместимости с  духом и сутью диалектико-материалистической социальной философии теории и практики культа личности. Культ личности в  современных проявлениях состоит  в навязывании народу преклонения  перед носителями власти, в приписывании личности способности творить историю  по своему усмотрению и произволу, в  перенесении на личность того, что  является делом и заслугой народа.

Культ личности (это ясно обнаружил  культ личности Сталина), чреват большими опасностями и тяжелыми последствиями. Попытки в одиночку решать сложные  вопросы теории и практики ведут  к ошибкам и промахам не только в теории, но и на практике (проблема темпа коллективизации, вывод об обострении классовой борьбы по мере успехов социализма и т.д.). Культ  личности питает и подкрепляет догматизм  в теории, поскольку право на истину признается только за одним человеком.

Культ личности особенно опасен тем, что он влечет за собой разрушение законности и подмену ее произволом, что ведет к массовым репрессиям. Наконец, пренебрежение интересами рядовых людей, прикрываемое мнимой заботой об общественных интересах, имеет своим следствием прогрессирующее  затухание инициативы и социального  творчества снизу по принципу: нам, товарищи, думать неча, за нас думают вожди.

Народ - это не однородная и не одинаково образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, роль выдающейся личности состоит  в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью  помогает классу, массам успешно решать поставленные объективным ходом  истории задачи общественного развития. Она может споспешествовать массам в решении этих задач, ускорить их решение, а значит и развитие общества, но, подчеркнем еще раз, не может по своему произволу изменить или отменить закономерный ход истории.

Современными исследователями  личность рассматривается не просто как «слепок» с общества, т.е. совокупность общественных отношений, социальных ролей  или чистый продукт развития общественного  устройства. Взаимодействие личности и общества понимается сейчас как  деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях  индивида, когда его адаптация  к требованиям среды (общества) представляет собой лишь момент, подчиненный задачам  самореализации личности.

Неоднозначность и многогранность проблемы роли личности в истории  требует адекватного, многостороннего  подхода к ее решению с учетом как можно большего количества причин, определяющих место и роль личности в том или ином моменте исторического  развития. Совокупность этих причин называется фактором ситуации, анализ которого позволяет  не только объединять разные точки  зрения, локализовав их и «урезав» их претензии, но и облегчает методически  изучение конкретного случая, никак  не предопределяя результат исследования.

При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших  проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности. Если некая личность сумела сделать нечто, значит для этого в недрах общества уже имелись потенциальные возможности. Никакие личности не способны создать великие эпохи, если в обществе нет накопившихся условий. Причем наличие более или менее соответствующей личности общественным задачам является чем-то предопределенным, скорее случайным, хотя и достаточно вероятным.

И глубоко прав Г.В.Плеханов, когда  пишет: «Не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей  открыто широкое поле действия. Оно  открыто для всех имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать  и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий, есть понятие относительное. В нравственном отношении велик  каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Долуцкий И.И. Отечественная  история. XX век: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Долуцкий. - М.: Мнемозина, 2007.

2. Загладин Н.В. История Отечества. XX век: Учебник для 9-го класса  общеобразовательных учреждений. 3-е  изд. / Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко  и др. М.: Русское слово, 2004.

3. Замятин Д.Н. Империя пространства: Хрестоматия по геополитике и  геокультуре России / Д.Н.Замятин,  А.Н.Замятин. - М.: РОССПЭН, 2003.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии  / Д.П.Зеркин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

5. Платонов С.Ф. Учебник русской  истории для средней школы:  Курс систематический (современное  переиздание) / С.Ф.Платонов. - М.: Звено, 2000.

6. Плеханов Г.В. Избранные философские  произведения / Г.В.Плеханов. - М.: ИНФРА-М, 2006.

7. Политология / Под ред. Н.И.Азарова. - М.: Высшая школа, 2004.

8. Политология: Учебное пособие  / под. общ. ред. док. фил. наук, проф. Д.С.Клементьева. - М.: изд. Знание, 2003.

9. Сахаров А.Н. История России  с древнейших времен до конца  XVII века. Ч. 1. 7-е изд., перераб. и  доп. / А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. - М.: Просвещение, 2001.

 


Информация о работе Роль личности в истории