Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, реферат
В условиях рыночной экономики увеличивается роль системы высшего образования как фактора социально-экономического роста через обеспечение рынка труда молодыми квалифицированными специалистами. Таким образом, актуальность исследования обусловлена возрастанием роли образования в современном мире, с одной стороны, и необходимостью совершенствования управления образованием, поиска его новых форм и резервов повышения эффективности, с другой.
Введение.
Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
Функции внутренней среды ВУЗа
Компоненты внутренней среды Вуза
Технологические направления оптимизации внутренней среды
Основные факторы формирования профессиональной культуры.
Заключение.
Министерство Образования Российской Федерации
Московский
Государственный Университет пищевых
производств.
Кафедра:
«Социология и социальные технологии»
Реферат на тему:
«Роль ВУЗа в формировании студента
как специалиста»
Выполнила работу:
Студентка 1-го курса, группы 11-Э-1
Шлапак
Светлана
Принял работу:
Мастихин
Алексей Александрович
Москва
2011
Содержание.
Введение.
Введение.
В условиях рыночной экономики увеличивается роль системы высшего образования как фактора социально-экономического роста через обеспечение рынка труда молодыми квалифицированными специалистами. Таким образом, актуальность исследования обусловлена возрастанием роли образования в современном мире, с одной стороны, и необходимостью совершенствования управления образованием, поиска его новых форм и резервов повышения эффективности, с другой.
Преобладающий сегодня подход усвоения знаний, в рамках которого основной образовательной задачей считается усвоение студентами учебной программы, слабо способствует развитию самостоятельности, познавательной и социальной активности. В результате такого обучения мы имеем людей, осведомленных в конкретной области знания, но не субъектов целостной профессиональной деятельности.
При вступлении молодежи
на рынок труда сложились особенно
жесткие условия в связи с
ее низкой конкурентоспособностью. Это
обусловлено действием
Таким образом,
целью написания этого
Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Оно также выступает гарантом индивидуального развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Развитие государства, структурные преобразования на микро - и макроуровнях должны гармонично объединяться с формой образования в высших учебных заведениях для того, чтобы удовлетворить потребности и стремления молодых людей, установить новую систему ценностей, отвечающую изменениям в запросах человечества, повысить уровень знаний, умений и навыков выпускников.
Педагогический процесс высшего учебного заведения, все его структурные компоненты ведут к внутренним изменениям личности: образованности, воспитанности, интеллектуального, нравственного, эмоционального развития, повышению профессионализма будущего специалиста.
В педагогическом процессе можно выделить следующие задачи:
Осуществляя цели и задачи, стоящие перед высшей школой, педагогический процесс ВУЗа реализует четыре основные функции:
Основная задача вузовского образования - способствовать саморазвитию личности студента, его профессиональному становлению, начиная с первых лет учебы в вузе. В связи с этим актуализируется задача возможно раннего выявления потенциальных возможностей студентов и их самореализации на всех уровнях профессиональной подготовки. В таких условиях особую значимость приобретают социологические исследования внутренней среды вуза как комплекса влияний и условий, способствующего формированию профессиональной культуры специалиста.
Будучи инструментом воздействия на личностный профессиональный рост студентов, внутренняя среда вуза должна рассматриваться как объект изучения, моделирования и конструирования, то есть как объект управления, которому принадлежит важнейшая роль в процессе становления специалиста.
Результаты
планомерных и
Сегодня
существует противоречие между востребованностью
специалистов не только с высоким
уровнем профессиональных знаний, но
и в целом — со сформированными
основами профессиональной культуры и
не разработанностью в системе профессионального
образования основ ее формирования
у будущих специалистов.
Проблема изучения
вузовской среды привлекает к
себе достаточно пристальное внимание
ученых и практиков. Ее различные
аспекты становятся темой научно-практических,
методических конференций, семинаров,
им посвящены сборники научных трудов,
монографии и диссертации, в которых
рассматриваются вопросы
Проблемами теории подготовки специалистов в высшей школе занимались И.Ю. Белохвостикова, A.B. Горшков, Р.Г. Гурова, Г.В. Грачева, Г.Е. Даркевич, JI.B. Коробова, Н.Б. Крылова, Т.Н. Кухтевич, О.Т. Лебедев, В.М. Прокопенко, И.С. Урсу, А.Г. Харчев, Е.А. Щуклина, Е.А. Якуба и др.
Проблемы среды
затрагивались в работах Г.М.
В литературе рассматривался подход к человеку как продукту активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой: В.Н. Мясищев, Дж. Гибсон, Дж. Маркович.
Некоторые попытки
исследовать проблему оптимизации
учебно-воспитательного
1.а
Основными функциями внутренней среды вуза, совпадающими с целями жизнедеятельности вуза, являются:
1. Подготовка специалиста
2. Самореализация студента
3. Социализирующая функция
4. Контролирующая функция.
Комплексная и
гармоничная реализация этих функций
способна не просто давать набор знаний,
необходимых для будущей
1.b
Компоненты внутренней среды вуза:
1. Личностный компонент
2. Образовательный компонент
3. Духовно-нравственный компонент
4. Коммуникативно-информационный компонент
5. Научная школа
6. Предметно-пространственный компонент
7. Вузовский менеджмент (студенческое самоуправление, административное управление, неформальные студенческие объединения).
Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, имеют различный уровень влияния на формирование профессиональной культуры специалиста.
1.с
Технологические направления оптимизации внутренней среды:
1) управленческие
технологии формирования
2) управленческие
технологии развития
Смысл управляющих
технологий состоит в том, чтобы
нивелировать те отрицательные моменты,
которые проявляются во внутренней
среде вуза, и поддержать те положительные,
которые в ней присутствуют, или создать
положительные условия, которые благотворно
влияют на процесс управления внутренней
средой ВУЗа.
Процесс профессиональной
подготовки студентов в ВУЗе
В процессе
обучения студенты получают
В ходе воспитательной работы, которая является органической частью учебного процесса, у студентов формируются базовые ценности и образцы поведения будущей профессиональной деятельности. В связи с чем, воспитательная работа в ВУЗе должна быть направлена на осознание общественной миссии своей будущей профессии, формирование профессиональной позиции и этики, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессиональной корпоративности.
Важным направлением
в подготовке студентов к
Немаловажным фактором в формировании профессиональной культуры будущих специалистов является также система профориентации и трудоустройства студентов в ВУЗе, в рамках которой проводятся прогнозные разработки потребностей в специалистах различного профиля, мониторинги требований руководителей к выпускникам, что позволяет скорректировать образовательные программы исходя из изменившихся условий на рынке труда.
Еще одной
необходимой составляющей в
формировании профессиональной
культуры является система
Все перечисленные
компоненты активно
Информация о работе Роль ВУЗа в становлении студента как специалиста