Роль ВУЗа в становлении студента как специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание

В условиях рыночной экономики увеличивается роль системы высшего образования как фактора социально-экономического роста через обеспечение рынка труда молодыми квалифицированными специалистами. Таким образом, актуальность исследования обусловлена возрастанием роли образования в современном мире, с одной стороны, и необходимостью совершенствования управления образованием, поиска его новых форм и резервов повышения эффективности, с другой.

Содержание

Введение.
Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
Функции внутренней среды ВУЗа
Компоненты внутренней среды Вуза
Технологические направления оптимизации внутренней среды
Основные факторы формирования профессиональной культуры.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Социология.docx

— 37.57 Кб (Скачать документ)

Министерство Образования Российской Федерации

Московский Государственный Университет пищевых производств. 
 

Кафедра: «Социология и социальные технологии» 
 

Реферат на тему: «Роль ВУЗа в формировании студента как специалиста» 
 
 
 
 
 

Выполнила работу:

Студентка 1-го курса,  группы 11-Э-1

Шлапак Светлана  

Принял работу:

Мастихин Алексей Александрович 
 

Москва

2011

Содержание.

    Введение.

  1. Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
    1. Функции внутренней среды ВУЗа
    2. Компоненты внутренней среды Вуза
    3. Технологические направления оптимизации внутренней среды
  1. Основные факторы формирования профессиональной культуры.
  1. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  В условиях рыночной экономики увеличивается роль системы высшего образования как фактора социально-экономического роста через обеспечение рынка труда молодыми квалифицированными специалистами. Таким образом, актуальность исследования обусловлена возрастанием роли образования в современном мире, с одной стороны, и необходимостью совершенствования управления образованием, поиска его новых форм и резервов повышения эффективности, с другой.

  Преобладающий  сегодня подход усвоения знаний, в рамках которого основной образовательной задачей считается усвоение студентами учебной программы, слабо способствует развитию самостоятельности, познавательной и социальной активности. В результате такого обучения мы имеем людей, осведомленных в конкретной области знания, но не субъектов целостной профессиональной деятельности.

При вступлении молодежи на рынок труда сложились особенно жесткие условия в связи с  ее низкой конкурентоспособностью. Это  обусловлено действием следующих  факторов: недостатком профессиональных знаний, умений и навыков; трудовой нестабильностью молодежи, инфантильностью  части молодежи, привыкшей основные жизненные блага получать бесплатно  от родителей и государства; несоответствием  психологических, мыслительных, поведенческих  качеств студентов и тех требований, которые предъявляются к молодым специалистам. В связи с этим изменились целевые установки к профессиональному высшему образованию: это уже не обеспечение потребностей государства специалистами различных профессий, а удовлетворение различных потребностей личности ради развития и самореализации, а также обеспечения ее конкурентоспособности на рынке труда с целью получения высокооплачиваемой и интересной работы.

  Таким образом,  целью написания этого реферата  является исследование различных  методов обучения в ВУЗах и  выявление наиболее рационального  варианта подготовки студентов  к дальнейшей профессиональной  деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность, цели и задачи педагогического  процесса в ВУЗе.
 

Высшее образование  является фундаментом человеческого  развития и прогресса общества. Оно  также выступает гарантом индивидуального  развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал  общества. Развитие государства, структурные  преобразования на микро - и макроуровнях должны гармонично объединяться с формой образования в высших учебных  заведениях для того, чтобы удовлетворить  потребности и стремления молодых  людей, установить новую систему  ценностей, отвечающую изменениям в  запросах человечества, повысить уровень  знаний, умений и навыков выпускников.

Педагогический  процесс высшего учебного заведения, все его структурные компоненты ведут к внутренним изменениям личности: образованности, воспитанности, интеллектуального, нравственного, эмоционального развития, повышению профессионализма будущего специалиста.

В педагогическом процессе можно выделить следующие задачи:

  • Формирование творческой личности будущего специалиста.
  • Формирование личности, способной к самовоспитанию и саморазвитию.
  • Формирование нового мышления в понимании общественной жизни и природы профессиональной деятельности.
  • Формирование многообразия форм профессиональной деятельности будущего специалиста.

Осуществляя цели и задачи, стоящие перед высшей школой, педагогический процесс ВУЗа реализует четыре основные функции:

  • образовательную;
  • воспитывающую
  • развивающую;
  • профессиональную.
 

    Основная  задача вузовского образования - способствовать саморазвитию личности студента, его  профессиональному становлению, начиная  с первых лет учебы в вузе. В  связи с этим актуализируется  задача возможно раннего выявления  потенциальных возможностей студентов  и их самореализации на всех уровнях  профессиональной подготовки. В таких  условиях особую значимость приобретают социологические исследования внутренней среды вуза как комплекса влияний и условий, способствующего формированию профессиональной культуры специалиста.

    Будучи  инструментом воздействия на личностный профессиональный рост студентов, внутренняя среда вуза должна рассматриваться как объект изучения, моделирования и конструирования, то есть как объект управления, которому принадлежит важнейшая роль в процессе становления специалиста.

    Результаты  планомерных и целенаправленных социологических исследований внутренней среды вуза представляют собой информационную базу для принятия конкретных управленческих решений, направленных на совершенствование внутренней среды вуза и активное ее освоение студентами.

    Сегодня существует противоречие между востребованностью  специалистов не только с высоким  уровнем профессиональных знаний, но и в целом — со сформированными  основами профессиональной культуры и  не разработанностью в системе профессионального  образования основ ее формирования у будущих специалистов. 

Проблема изучения вузовской среды привлекает к  себе достаточно пристальное внимание ученых и практиков. Ее различные  аспекты становятся темой научно-практических, методических конференций, семинаров, им посвящены сборники научных трудов, монографии и диссертации, в которых  рассматриваются вопросы формирования, становления, воспитания личности студента в вузе. Но в то же время проблема чаще всего сводится к изучению учебно-воспитательной среды вуза и ее влияния на студентов.

Проблемами теории подготовки специалистов в высшей школе  занимались И.Ю. Белохвостикова, A.B. Горшков, Р.Г. Гурова, Г.В. Грачева, Г.Е. Даркевич, JI.B. Коробова, Н.Б. Крылова, Т.Н. Кухтевич, О.Т. Лебедев, В.М. Прокопенко, И.С. Урсу, А.Г. Харчев, Е.А. Щуклина, Е.А. Якуба и др.

Проблемы среды  затрагивались в работах Г.М. Андреевой, Т.М. Дридзе, J1.A. Калиниченко, Т.Г. Стефаненко, М. Черноушека, Л.И. Яценко. Идеи «средового» подхода к воспитанию, обучению высказывались в работах Ю.С. Мануйлова, В.Н. Мясищева, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Смирнова.

В литературе рассматривался подход к человеку как продукту активного  и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой: В.Н. Мясищев, Дж. Гибсон, Дж. Маркович.

Некоторые попытки  исследовать проблему оптимизации  учебно-воспитательного процесса предпринимались  Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником, З.С. Харьковской и др. О применении технологий в образовательном процессе писали В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, Е.А. Осипова, Р.И. Пенькова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Н.Е. Щуркова. Однако здесь внимание авторов полностью сосредоточено только на проблемах среднего образования.

1.а

Основными функциями  внутренней среды вуза, совпадающими с целями жизнедеятельности вуза, являются:

1. Подготовка специалиста

2. Самореализация  студента

3. Социализирующая  функция

4. Контролирующая  функция.

Комплексная и  гармоничная реализация этих функций  способна не просто давать набор знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности, а формировать профессиональную культуру будущего специалиста, на что  направлена деятельность вуза.

1.b 

Компоненты внутренней среды вуза:

1. Личностный компонент

2. Образовательный  компонент

3. Духовно-нравственный  компонент

4. Коммуникативно-информационный  компонент

5. Научная школа

6. Предметно-пространственный  компонент

7. Вузовский менеджмент (студенческое самоуправление, административное  управление, неформальные студенческие  объединения).

Все компоненты взаимосвязаны  и взаимообусловлены, имеют различный  уровень влияния на формирование профессиональной культуры специалиста.

1.с

Технологические направления оптимизации внутренней среды:

1) управленческие  технологии формирования профессиональной  культуры субъекта профессионального  саморазвития;

2) управленческие  технологии развития внутренней  среды вуза.

Смысл управляющих  технологий состоит в том, чтобы  нивелировать те отрицательные моменты, которые проявляются во внутренней среде вуза, и поддержать те положительные, которые в ней присутствуют, или создать положительные условия, которые благотворно влияют на процесс управления внутренней средой ВУЗа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  факторы формирования профессиональной культуры.
 

Процесс профессиональной подготовки студентов в  ВУЗе  представляет собой сложную педагогическую систему, каждый компонент которой играет свою функцию  в   формировании  профессиональной культуры будущих специалистов. Основными из них являются: обучение, воспитание и развитие студентов.

  В процессе  обучения студенты получают профессиональные  знания и навыки. В этом смысле  очень важно, чтобы все изучаемые  в  ВУЗе  учебные дисциплины (как дисциплины специализации, так и общеобразовательные) были максимально приближены к будущей профессии, стимулировали мотивацию студентов к научно- исследовательской деятельности.

 В ходе воспитательной  работы, которая является органической  частью учебного процесса, у студентов  формируются базовые ценности  и образцы поведения будущей  профессиональной деятельности. В  связи с чем, воспитательная  работа в  ВУЗе  должна быть направлена на осознание общественной миссии своей будущей профессии, формирование  профессиональной позиции и этики, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессиональной корпоративности.

 Важным направлением  в подготовке студентов к профессиональной  деятельности и формировании  организационной культуры является  целевая подготовка, которая предполагает  функционально-ориентированное обучение, позволяющее молодым специалистам  в ходе прохождения производственных  практик по месту будущей работы  получить информацию о технологиях  и оборудовании производства  и навыки работы с ними; составить  представление о принципах работы  организации; получить опыт взаимоотношений  в трудовом коллективе с будущими  коллегами по работе. Все это  способствует более успешному и в короткие сроки прохождению выпускниками  ВУЗов  организационной адаптации и социализации.

Немаловажным фактором в формировании  профессиональной культуры будущих специалистов является также система профориентации и трудоустройства студентов в  ВУЗе, в рамках которой проводятся прогнозные разработки потребностей в специалистах различного профиля, мониторинги требований руководителей к выпускникам, что позволяет скорректировать образовательные программы исходя из изменившихся условий на рынке труда.

 Еще одной  необходимой составляющей в   формировании  профессиональной  культуры является система непрерывного  образования, которая позволяет  специалистам и после окончания   ВУЗа  постоянно развиваться и  совершенствоваться. В эту систему  входят аспирантура, докторантура, переподготовка и повышение квалификации  специалистов.

  Все перечисленные  компоненты активно взаимодействуют  в  ВУЗе  и в совокупности  ориентированы на  формирование  системного профессионального мышления  специалистов, основой которого  являются знания, навыки, умения, базовые  ценности и образцы поведения,  которые в свою очередь составляют  фундамент любой организационной  культуры.

Информация о работе Роль ВУЗа в становлении студента как специалиста