Роль ВУЗа в становлении студента как специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание

В условиях рыночной экономики увеличивается роль системы высшего образования как фактора социально-экономического роста через обеспечение рынка труда молодыми квалифицированными специалистами. Таким образом, актуальность исследования обусловлена возрастанием роли образования в современном мире, с одной стороны, и необходимостью совершенствования управления образованием, поиска его новых форм и резервов повышения эффективности, с другой.

Содержание

Введение.
Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
Функции внутренней среды ВУЗа
Компоненты внутренней среды Вуза
Технологические направления оптимизации внутренней среды
Основные факторы формирования профессиональной культуры.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Социология.docx

— 37.57 Кб (Скачать документ)

  В результате такого комплексного подхода выпускник  ВУЗа  представляет собой целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий не только профессиональными знаниями, но и высокой профессиональной культурой, что позволяет ему успешно адаптироваться к условиям любого предприятия и быть конкурентоспособным на рынке труда. 
 

    Заключение.

 

Сегодня функционирование внутренней среды вуза предоставляет  недостаточно возможностей для реализации профессионально-личностных и социальных установок студентов. Диагностика  выявила недостатки образовательной  составляющей внутренней среды вуза. Основное внимание в вузе сегодня  сосредоточивается на учебном процессе, а студенты явно недостаточно ощущают  влияние учебного процесса на формирование их как специалиста и будущих  профессионалов. По данным исследования, лишь две трети студентов испытывают на себе его влияние. Это подтверждает тезис о том, что внутренняя среда  вуза не сводится к учебному процессу, а представляет собою многоаспектный сложный объект управления.

 В работе  методом факторного анализа выявлено четыре фактора, характеризующих возможности внутренней среды предоставлять условия для личностного и профессионального развития студентов и характеризующих субъект профессионального саморазвития с точки зрения его профессионально-жизненных ориентаций:

- фактор осознанности  выбора вуза;

- фактор установки  на профессионально-личностную самореализацию;

- фактор признания самоценности высшего образования;

- фактор социальной  активности.

 В пространстве  двух основных факторов: фактора  установки на профессионально-личностную  самореализацию и фактора социальной  активности выявлены четыре сферы  освоения студентами внутренней  среды вуза как субъективированные  ее составляющие, непосредственно  связанные с установками студентов  на свое самоопределение, саморазвитие:

- творческая сфера;

- академическая  сфера;

- навязанная извне  сфера;

- карьерно-статусная сфера.

Итак, молодой человек, приходя в вуз, сразу попадает в его среду. Вот почему мы часто и закономерно говорим об атмосфере высшего учебного заведения, факультета, кафедры, отмечаем значимость вузовской среды, так как в ней формируется будущий специалист, здесь закладываются основы профессиональной культуры и этим надо сознательно управлять. Следовательно, самоидентификация личности студента в образовательном процессе невозможна без тщательного средового проектирования. В его основе — прогнозирование разрешающих возможностей среды и моделирование их использования. Одно частное действие, безусловно, не даст нужного результата, но в сочетании с другими приобретает серьезную силу. Опыт, накопленный в вузах России, показывает значение структурно-функционального анализа среды, определения ее основных компонентов, осознанного подхода к механизмам воздействия и функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

 
  1. Соломанидина  Т.О. Организационная культура компании. М.: Издательство Интел- Синтез, 2003
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1980.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М., 1982.
  4. Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование // СОЦИС 1997. -№3.
  5. Вопросы воспитания: системный подход. Под общей ред. Л.И. Новиковой. - М.: Прогресс, 1981.
  6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
  7. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
  8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
  9. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность. Социологический аспект / Якуба Е.А. (рук.авт.кол.), Арбенина В.Л., Андрющенко А.И. и др. - Киев: Вища школа, 1988.
  10. Пиковский Ю.Б., Латинская М.В. Практический опыт создания и функционирования психологической службы вуза // Психологическая служба вуза: Принципы, опыт работы. - М., 1993.

Информация о работе Роль ВУЗа в становлении студента как специалиста