Российско-Китайское отношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:06, реферат

Описание

Целью данной работы является, на мой взгляд, решить следующие задачи:
• Определить этапы реализации стратегии.
• Разобраться в особенностях российско-китайских отношений.
• Определиться с перспективами их экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Этапы и направления Российско-Китайских отношений.
§1. Этапы Китая по реализации стратегии………………………………….. 4

§2. Направления стратегического взаимодействия России и Китая……... 6

Глава II. Российско-Китайские отношения.
§1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничеству…………………… 8

§2. Российско-китайские торгово-экономические отношения……………. 10

Глава III. Перспективы Российско-Китайских отношений.
§1. Перспективы стратегического партнерства России и Китая………… 13

Заключение………………………………………………………………………... 15

Литература………………………………………………………………………… 17

Работа состоит из  1 файл

пврап.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Эти колебания дали основания  некоторым экспертам говорить о  том, что торгово-экономические связи  России и Китая являются второстепенными  по отношению к связям политическим. С этой точки зрения, усилия правительств двух стран рассматриваются как административная кампания, продиктованная политической мотивацией (создание экономической базы для стабильного развития двусторонних политических отношений), но не действительной заинтересованностью компаний двух стран в рынках друг друга.

Однако в действительности происходят серьезные сдвиги в сфере экономических отношений в 1992-1994 гг. двустороннее торгово-экономическое сотрудничество в значительной мере определялось деятельностью мелких компаний, челноков, приграничным обменом.

Особенностью их деятельности была краткосрочность интересов, стремление воспользоваться кризисным состоянием российской экономики. Именно снижение активности мелких компаний в первую очередь было причиной падения объема торговли между двумя странами в 1994 г.

Сегодня на первый план экономических  отношений вышли крупные компании с высоким удельным весом государственной собственности или поддерживаемые государством. В результате в России появились значительные лоббистские группы, подталкивающие правительство к принятию мер для создания более благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные ставки на Китай. В настоящее время освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания денег, но и формой выживания.

Именно эти сферы  являются сферами с высоким уровнем  государственного регулирования. Вышеназванным  группам просто необходима поддержка  российского правительства. Поэтому  повышение активности государственных органов в сфере российско-китайских экономических отношений все же не является бюрократической компанией, инициированной, верхами в целях укрепления политического сотрудничества, а отражает реальное повышение интереса крупного российского бизнеса в расширении экономических связей с Китаем.

В 1996 г. Китай вышел  на пятое место среди внешнеторговых партнеров России после Украины, Германии, США, и Белоруссии. На КНР  пришлось 4,5% внешнеторгового оборота  России. Для Китая Россия является восьмым торговым партнером в мире.

Российский экспорт  в КНР включает в себя самолеты, автомобили, сельхозтехнику, горно и нефтеперерабатывающее оборудование, текстильное оборудование, химическую продукцию, стройматериалы, стекло и др. Основными статьями российского экспорта в Китай остаются удобрения и черные металлы - на них приходится более 50% общего объема российских поставок. Российский экспорт машин и оборудования в Китай в 1996 г. составил 930 млн. долл. По оценкам, поставки российского комплектного оборудования в период 1996-2005 гг. 4,5 млрд. долл. Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания и рабочую силу. В 1996 г. импорт продовольствия составил 427 млн. долл., а ТНП - 893 млн. долл.

Россия и Китай договорились о сотрудничестве в строительстве нефти и газопроводов из Сибири до Тихоокеанского побережья Китая через Монголию. Запасы нефти в Восточно-Сибирских месторождениях оцениваются более чем в 1,5 млрд. т. Известно, что активно развивается военно-техническое сотрудничество между двумя странами, которое может достичь 2,5-3,0 млрд. долл. в год. В этой связи обоснована озабоченность ряда экспертов, что в российско-китайском товарообороте поставки военной техники занимают все большее место, и экономические связи могут быть сведены только к торговле оружием. При этом очевидно, что российские поставщики вооружений расширяют объемы и спектр поставок в Китай не из-за каких-то политических целей, вроде поддержания российско-китайского военного-политического альянса. Более того, это делается вопреки мнению определенных военных кругов.

Внешняя торговля на китайском  направлении становится снова государственно контролируемой в то время, как условия  экономической деятельности в обеих  странах не позволяют пока рассчитывать на то, что мелкие и средние предприниматели повысят свою активность.

Российская номенклатура поставок будет расширена незначительно, а Китай будет продолжать оставаться в основном экспортером товаров  широкого потребления и продуктов  питания. И здесь кроется еще  одна проблема: российский рынок в достаточной степени насыщен потребительскими товарами, и наращивание китайских поставок вряд ли возможно. В результате последние годы отрицательное сальдо Китая в торговле с Россией растет, и решить эту проблему можно за счет изменения качественной структуры китайских поставок. Одним из путей решения проблемы может быть организация совместных производств в КНР и допущение расчетов в национальных валютах. В целом, очевидно, что трехкратное увеличение товарооборота, пока не сможет принести новое качество экономических отношений России и Китая. Здесь требуются огромные усилия по формированию нормальных условий деятельности предпринимателей в обеих странах, где хотя и идут рыночные реформы, но еще далеко до климата безопасного предпринимательства.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что у России отсутствует четкая концепция политического  курса в отношении воссоединения  Китая, фактически она пытается игнорировать тайваньскую проблему, чреватую серьезными региональными конфликтами. Однако политические и экономические ставки России, поставленной перед выбором «или те, или другие». Все же Россия могла бы, соблюдая принятые обязательства перед КНР, добиться и развития взаимовыгодных отношений с Тайванем. Это было бы выгодно и в перспективе с учетом той роли в экономике КНР, которую постепенно приобретает Тайвань, особенно после возвращения Гонконга Китаю.

Глава III. Перспективы Российско-Китайских отношений. 
§1. Перспективы стратегического партнерства России и Китая.

В 2001 году, вступая в новое тысячелетие, Россия и Китай отметят первые пять лет с того дня, как в Совместной российско-китайской декларации, подписанной в Пекине, был, выдвинут тезис о возможности стратегического взаимодействия России и Китая в XXI веке.  

Первоначально идея была обозначена как поддержание и развитие между двумя государствами «долговременных и стабильных отношений добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества», что «отвечает коренным интересам двух стран и народов, благоприятствует сохранению и укреплению мира, стабильности и развитию в Азии и во всем мире». В Совместном российско-китайском коммюнике, уже говорилось «об активном и взаимовыгодном сотрудничестве между двумя странами в различных областях в соответствии с принципами, зафиксированными в двух российско-китайских декларациях, в духе обращенного в XXI век конструктивного партнерства». А в 1996-м стороны применили в оценке перспектив отношений РФ с КНР формулу «развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».

Понимание такого развития событий, общее видение перспектив становления новой системы международных  отношений были продиктованы как  внутренней логикой развития российско-китайских  отношений, так и поведением третьих стран на мировой арене и в Восточной Азии. Тезис о стратегическом взаимодействии был сформулирован во время подготовки очередного визита президента Б. Ельцина в Китай. Когда он и тогдашний министр иностранных дел Е. Примаков в апреле 1996 года направлялись в Китай, пришло известие, что США и Япония договорились о стратегическом сотрудничестве по проблемам безопасности в XXI веке. После получения известия о том, что президент США и премьер-министр Японии именно в формате стратегического взаимодействия обозначили параметры взаимоотношений своих стран в XXI столетии, российскими дипломатами были проведены консультации с китайским руководством. Стороны решили включить формулировку о возможности стратегического взаимодействия России с Китаем в документ о встрече лидеров двух стран. В российской и китайской печати по проблеме стратегического взаимодействия РФ с КНР высказываются разнообразные точки зрения. Например, сотрудник Института Азии и Тихого океана Академии общественных наук КНР Тан Шипин считает, что стремление сторон к стратегическому партнерству вызвано тремя причинами:

1)   расширением НАТО на восток,

2)   укреплением союза безопасности между США и Японией,

3)   ощущением слабости России и Китая в однополюсном мире.

Анализируя пессимистические оценки некоторых российских политологов относительно самой возможности такого партнерства России с Китаем, имеющего якобы конъюнктурный характер, Тан Шипин замечает, что в Китае взгляд на эту проблему “более оптимистический”, так как дебатируется не вопрос о том, в интересах ли Китая такое партнерство, а как далеко оно может простираться.

Анализируя перспективы  стратегического партнерства двух стран, необходимо брать в расчет следующие обстоятельства.

Во-первых, построение отношений  стратегического партнерства — это процесс творческий, здесь не может быть догматизма, обе стороны должны постоянно учитывать накопленный опыт и те изменения, которые происходят на мировой арене.  

Во-вторых, приход к руководству  РФ президента В. Путина, как уже  показала практика, означает укрепление международных позиций России, обновление ее связей с Востоком, открывает новые возможности в развитии российско-китайских отношений. Наконец, опубликованная в 2000 году новая Концепция внешней политики РФ в качестве одной из основных задач выдвигает «поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия». Это положение и становится концептуальной базой российско-китайского стратегического партнерства в XXI веке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассматривая возможные сценарии развития российско-китайских отношений на рубеже XXI века и в более отдаленной перспективе, многие эксперты-международники видят не только вероятность укрепления стратегического партнерства России и Китая, но даже, в некоторых вариантах, неизбежность его перерастания в союзнические отношения. В то же время есть и другие политологи, которые говорят о "китайской угрозе" и очень высокой вероятности столкновения двух держав в грядущем столетии. Нельзя исключить развитие ни одного из двух упомянутых крайних вариантов. Сегодня, очевидно, что медовый месяц российско-китайских отношений закончился. В этих условиях особую значимость приобретают такие факторы как твердое соблюдение достигнутых договоренностей на различных уровнях

Главной и первоочередной задачей для российской стороны в отношениях с Китаем является наполнение конкретным содержанием и практическими делами принятого правительствами обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Для этого необходимо проявлять не только желание, но и твердую волю, последовательно и настойчиво добиваться выполнения принимаемых решений. В плане двусторонних отношений российская сторона придает первостепенное и исключительно важное значение установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, а также глав правительств двух стран. В ходе этих встреч принимаются основополагающие решения, определяющие основные направления развития двусторонних отношений. Необходимо укреплять и совершенствовать эту полезную для обеих стран систему регулярных встреч на высшем уровне, наполняя каждую из них конкретным содержанием и не допуская, чтобы они со временем обесценивались и приобретали формальный характер. В этом залог добрососедских и деловых отношений их дальнейшего укрепления и развития. По мнению сторон, на современном этапе важными, если не главными составляющими российско-китайского экономического сотрудничества, становятся электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Подписаны соглашения о реализации долгосрочных планов строительства газо и нефтепроводов из Иркутской области и Западной Сибири в Китай, контракт на строительство Ляньюньганской АЭС. Разрабатываются планы строительства ЛЭП для переброски электроэнергии из Иркутской области в Китай, проекты освоения газовых месторождений на территории Китая, строительства угле-проводов в КНР на основе российской технологии, программа сотрудничества в области транспорта, гражданской авиации, создания совместных предприятий.

Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество переживает сложный переходный период своего развития. В то же время именно сейчас закладывается фундамент экономических отношений между двумя странами на следующее столетие, от прочности которого во многом будет зависеть и будущее российско-китайских отношений в целом. От обеих сторон зависит, сумеют ли они справиться с этой задачей. В целом Россия пока еще не готова выступить в качестве равноправного, экономически сильного партнера Китая. Для выхода из этого положения российской стороне необходимо четко определить основные приоритеты в торгово-экономических и на научно-технических связях с Китаем. И сосредоточить усилия и средства на развитии таких перспективных направлений как энергооборудование, машиностроение, авиационная, космическая, атомная промышленность, развитие конверсионных производств, наукоемких отраслей, представляющих интерес для Китая. Но для стартового момента было бы желательно получить крупные инвестиции извне.

Россия и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах в политике, экономике, вопросах безопасности, согласовывая свои позиции по дипломатическим каналам. Защищая интересы своих стран, Россия и Китай в то же время поддерживают справедливые требования и права малых, слаборазвитых государств, что, соответственно, повысит возможности российской экономической деятельности в этих странах. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что международное сотрудничество России и Китая специально не направлено против третьих стран. Конструктивное сотрудничество России и Китая ведет, прежде всего, к оздоровлению международных отношений, ослаблению конфронтации, решению возникающих проблем политическими, а не силовыми методами.

 

 

Литература:

 

  1. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология, политика международных отношений.
  2. Сборник российско-китайских договоров 1949 — 1999.
  3. Мясников В. О российско-китайских отношениях в ХХI веке.
  4. Рогачев И. Россия – Китай: перспективы сотрудничества.
  5. Алексеев А.Д. Россия и Китай не союзники, но партнеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Российско-Китайское отношение