Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:38, доклад

Описание

Внутренний, или внутрифирменный, рынок труда — это система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами.

Работа состоит из  1 файл

РЫНОК ТРУДА.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

Что, необходимо сделать, чтобы сложить происходящие процессы?

Первое. Должны быть разработаны конкретные адресные программы структурной перестройки экономики. При этом государствам следует побеспокоится о судьбе миллионов тружеников, работающих на остановившихся и перепрофилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве.

Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления:

*                      прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест;

*                      формирование условий, стимулирующих частные инвестиции, развитие малого бизнеса, самозанятости населения;

*                      прямые и косвенные меры по обеспечению занятости подготовка и переподготовка кадров.

Третье. Нельзя допустить развала единого экономического пространства.

Вывод: Преимущество рынка труда то, что он ускоряет и облегчает процесс согласования личных и коллективных, общенародных интересов при размещении труда, придается гибкость формированию и распределению рабочих и специалистов. Рынок труда является связующем звеном между ее подготовкой и использованием. Благодаря рынку труда происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями.

Все эти преимущества имеют место и сейчас в наше время. Они помогают людям в выборе профессий. Рынок труда обеспечивает экономизацию производства и занятости в государственном секторе.

Недостатками рынка труда является то, что с перехода к рыночной экономике в Казахстане почти все предприятия переходят на частную основу. И в связи с этим из-за не состояния оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с этим и связан спад производства.

Все преимущества и недостатки рынка труда позволяют нам понять как функционирует рынок труда у нас в Казахстане. После всех этих признаков можно перейти и к такому понятию, как инфраструктура рынка труда, где она является формой и методом обеспечивания занятости населения.

 

Данные

По рынку труда Республики Казахстан за январь-май 1995 года.

Области Обратилось по вопросу трудоустройства   Трудоустроено Признано безработнымиПотребность в работниках, заявленная в службы занятости (на конец отчетного преиода)Акмолинская 713520962967711Актюбинск59705г. Алматы380320215741506г. Ленинск6408914934КАЗАХСТАН131765354507971926488

 

3. Инфраструктура рынка труда.

Активное регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.

Каковы ее основные элементы?

На государственном уровне определяются минимально необходимые нормы и нормативы функционирования рынка труда, его общие границы. Государство обеспечивает унификацию системы социального трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д..

Помимо использования нормативов прямого действия государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, т.е. можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Теперь подойдем ко второму, пожалуй, не менее важному, а в будущем самому важному уровню регулирования рынка труда - региональному. Ведь макроэкономическое его регулирование не может уловить местных особенностей, всех направлений экономической активности. Барометром его изменений выступает состояние рынка труда, соотношение спроса и предложения рабочей силы. С учетом этого в регионе формируется концепция занятости, предусматриваются меры по стимулированию тех или иных предприятий с целью преодолеть деформацию рынка, улучшить профессионально-квалификационную структуру кадров, эффективно использовать трудовые ресурсы.

Законом “О занятости населения” службам занятости даны широкие права в использовании налоговых, кредитно-денежных и других рычагов для регулирования процессов на рынке труда, повышение его гибкости через перестройку системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Например, в областях и районах неблагоприятных с точки зрения занятости (в Актюбинской, Кзыл-Ординской областях, районах, примыкающих к Приаралью) выделяются зоны приоритетного развития с дифферинцированными режимами поддержки капиталовложений. Субсидии размещаются в зависимости от объема капиталовложений и инвестирования. В особо неблагоприятных районах они могут составлять 50% общего объема капиталовложений.

Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки сельского хозяйства, ремесел, туристско-гостиничного бизнеса.

Предполагается использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих производство и соответственно увеличивающих занятость населения. Речь идет о финансировании подготовки кадров для них, проведение маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций и т.д..

Мы подходим к анализу третьего уровня в инфраструктуре рынка труда - уровне предприятия.

К сожалению, именно здесь больше всего недостатков. При медленном переходе к полноценным рыночным отношениям практически заморозилась внутрифирменная система управления трудом, более того ситуация по сравнению с дореформенной ухудшилось. Как показал анализ на предприятиях, получивших долгожданную свободу, наступил “период анархии” - отказа от любых систем управления трудом. Практически не предпринимаются ни долгосрочное, ни среднесрочное планирование использования рабочей силы, отсутствуют и не разрабатываются принципы расстановки кадров, не проводится оценка работы и результатов труда, нет программ развития трудовых ресурсов, в частности по повышению уровня образования, квалификации.

Чтобы управлять человеческими ресурсами, важно на основе стратегических планов развития предприятий разработать, претворять в жизнь политику и следить за согласованностью действий различных подразделений и служб занятости, добиваться сокращения разрыва между потребностями и наличными  трудовыми ресурсами, обеспечивать в этой сфере необходимые собственные кадровые инвестирования, более выгодные по сравнению с набором со стороны. Новая структура и состава специалистов, заметных в этих службах, помогут расширить ее функции и поддерживать трудовые ресурсы предприятий в состоянии готовности на изменение на рынке труда, иметь возможность активно влиять на профессионально-квалификационный состав работников, их мотивацию, а также организацию и оплату труда.

Рассматривая рынок труда в целом, его инфраструктуру и т.д., то задается вопрос, а как рынка труда проходит в деревнях? Настораживают ситуация в деревне: среди безработных почти половина селян, другая половина не заняты общественным трудом, а это потенциальные безработные.

Еще год-два назад на селе требовались рабочие руки, областной центр занятости организовал переселение людей из города в деревню, а сегодня сотни безработных селян и обращаются в службы занятости.

Ситуация в сельском хозяйстве такова: на месте прежних совхозов и колхозов образованы АО, ТОО, фермерских и крестьянских хозяйств, ассоциаций фермеров. Сокращение посевных площадей, поголовья скота, производства все это и породило безработицу. Ликвидация колхозов, совхозов вызвало сокращение поступлений со стороны страховых взносов в фонд занятости.

Вывод: Инфраструктура рынка труда позволяет использовать различные формы и методы обеспечения занятости населения. Она состоит из трех уровней: государственного, регионального и уровня предприятий.

На государственном уровне определяются нормы и нормативы функционирования рынка труда и его границ.

На региональном уровне рынке труда барометром изменений регулирование рынка труда выступает, соотношение спроса и предложение рабочей силы.

На уровне предприятий больше всего недостатков, чем на других уровнях. При переходе к рыночным отношениям практически заморозились внутрифирменная система управления трудом.

Инфраструктура рынка труда позволяет увидеть, что рынка труда проходит не только в городах, но и в деревне.

Региональный рынок труда.

В ходе экономической реформы в ряде регионов на рынке труда сложилась критическая ситуация. Она характеризуется: отсутствием механизма “саморегуляции” регионального рынка труда; заметной тенденции к стихийному воспроизводству кризисному состоянию; низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на вывод рынка труда из кризисного состояния.

Оздоровлению региональных рынков труда с критической ситуацией препятствуют инерционные процессы, медленная ротация безработных; ограниченное предложение рабочих мест; длительная продолжительность безработицы. Состояние регионов с наиболее высоким уровнем регистрации безработицы (УРБ) достаточно устойчив.

Исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей территорий с критической ситуацией на рынке труда свидетельствует, что существуют тенденции, способствующие развитию или, наоборот, препятствующие ее возникновению. В каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в ней политики, сложившихся социальных, культурных и трудовых традиций. При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перераспределения положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют ни изменения ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. К таким показателям относятся: число безработных, на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность безработицы; масштабы “скрытой” безработицы. Число безработных, приходящихся на одну вакансию, быстро увеличилось не только в регионах с критической ситуацией на рынке труда, но и в ряде регионов, отличавших стабильность ситуации.

Использование дополнительного показателя - “нагрузки” на одну вакансию при анализе положения на рынке труда позволяет, с одной стороны, точнее прогнозировать развитие критических ситуаций, а с другой - реагировать на кризисные явления, которые не отражают показатель УРБ.

Важнейшим индикатором состояния регионального рынка труда служит средняя продолжительность безработицы. Регионы с высоким УРБ, по средней продолжительностью безработицы представляются более благополучными, чем те, где средний УРБ сочетается с высокой ее продолжительностью.

Были выявлены регионы, рынки труда которые характеризуются низким уровнем безработицы, но высокой продолжительностью даже при наличии достаточного числа вакансий. Подобное состояние рынка труда свидетельствует об отсутствии стимулов к работе у длительно неработающих.

Впервые годы экономической реформы одним из важнейших признаков кризисного состояния региональных рынков труда стала так называемая скрытая безработица. Это было связано с тем, 1) что государство посредствам принятия соответствующих законодательных и нормативных актов сдерживать массовые увольнения граждан во избежание роста социальной напряженности; 2) сами экономические реформы осуществлялись недостаточно быстро и последовательно, ряд законов, действие которых могло бы способствовать резкому росту безработицы.

Возникновение критической ситуации на рынках труда в регионах приводит чаще всего к сокращению реальных доходов населения и снижения уровня жизни, примитивации форм занятости, разрушению социальной структуры общества.

Ситуация на рынке труда - может быть признана критической только тогда, когда при уровне официально регистрируемой безработицы, существенно прививающем его среднереспубликанское значение, другие с ним показатели состояния рынка труда также значительно хуже их среднереспубликанских значений этих показателей.

Причем, приводящие к напряженному положению на региональном рынке труда, могут носить естественный и структурный характер.

Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. К таким причинам относятся:

*                      демографические факторы, а именно, движение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, влияющих на динамику предложения рабочей силы на рынке труда;

*                      миграция трудоспособного населения;

*                      отраслевая структура хозяйства региона;

*                      возможное банкротство предприятий в регионах;

*                      природные и антиприродные факторы.

Кризис на рынке труда региона предполагает неизбежное привлечение финансовых ресурсов для вывода его из кризисного состояния.

Информация о работе Рынок труда