Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:55, доклад
Самореализация личности в современном мире немыслима сначала без самовоспитания, а затем и без самосовершенствования личности. Такое категорическое утверждение базируется на том факте, что человек является не только частью природы, но и членом социальной среды, накапливая с детских лет свой собственный опыт и опыт общественный.
Самореализация личности
Самореализация
личности в современном мире немыслима
сначала без самовоспитания, а
затем и без
Но для самореализации личности в современных условиях наличие только самопсихического развития явно недостаточно. В жестких условиях настоящего дня важнейшей частью саморазвития и самосовершенствования должно являться самовоспитание. Без самовоспитания личности вопрос о самореализации попросту не встанет. Поэтому самовоспитание всегда и прежде всего является неотъемлемой и важнейшей частью процесса саморазвития.
Психология саморазвития по определению замкнута на самом объекте, то есть на самом себе, и для дальнейшего продвижения в самовоспитании и саморазвитии психология любой личности нуждается в подпитке извне, от внешних субъектов. В целом такой субъект можно обозначить как социум. Детализируя такой субъект как социум, из его массы можно выделить отдельные субъекты - родителей, воспитателей или педагогов, направляющих извне психологию саморазвития личности. Постепенно переходя от психологии саморазвития к психологии самовоспитания, а затем и к творческому саморазвитию личности, такие субъекты стимулируют творческое саморазвитие и самовоспитание при помощи общепринятых в каждом народе технологий саморазвития, то есть веками проверенных приемов воспитания.
Рождаясь, человек приходит в этот мир для того, чтоб прожить яркую и насыщенную жизнь. То, насколько она действительно будет яркой и насыщенной, зависит от степени самореализации человека в жизни. Что являет собой самореализация? Это стремление человека к самовыражению, к возможности проявить себя в том, что есть значимым для него.
Когда мы говорим
о человеке, как о всесторонне
развитой личности, то учитываем не
только его способности и таланты,
но так же его потребности, удовлетворяя
которые, он имеет возможность
Процесс самореализации личности - это поиск того вида деятельности, который наиболее приемлем для отдельно взятого человека.
Одни самовыражаются в искусстве или литературе, других манит спорт, третьи занимаются прикладными видами деятельности, например работой с деревом или ремонтом автомобилей. Кто-то может всецело реализовывать себя в качестве родителя – это также будет примером самореализации.
Самый замечательный
вариант, это когда процесс
Потому зачастую работа – это только место где, зарабатывают деньги, а самореализация осуществляется в чем - то ином.
Человек в процессе самореализации личности удовлетворяет свою потребность в самовыражении, преследуя личные цели. Не существует «бесцельного» процесса самореализации личности. Именно степенью достижения поставленных целей и определяется степень самореализации.
Не так важно направление, в каком проявляется самореализация – к любой деятельности можно подобрать творческий поход. Главное, чтоб дело, которым вы занимаетесь, было по душе, и результаты этой деятельности удовлетворяли вашу потребность в самореализации.
Самовоспитание как сложный процесс состоит из нескольких этапов, связанных между собой.
Эти этапы самовоспитания
имеют четкий порядок, соблюдение которого
позволяет достичь особо
Первым этапом
является принятие решения. В идеале
все остальные этапы
Это решение стимулирует самовоспитание, создает фактическую его необходимость. Дальше следует изучение возможностей и перспектив самовоспитания, затем - формирование идеала, к созданию которого в процессе самовоспитания нужно стремиться.
Как бы этапы
самовоспитания ни осуществлялись, самым
важным, пожалуй, является второй из них
- самопознание. На основе выбранного идеала
человек стремится познать
От желания человека познать свои недостатки и достоинства зависит точность самопознания и формирования ценностей человека.
Составление плана и выбор средств - это третий этап. Кроме непосредственного выбора средств, он включает создание правил и принципов, которыми определяется поведение человека.
На основе выбранных средств воспитания происходит его планирование. Человек составляет план: над чем он хочет работать, какие методы использовать, когда достичь запланированного.
Четвертый этап - реализация планов. Это единственный практический этап, направленный на осуществление трех предыдущих.
Все этапы самовоспитания эффективны в одинаковой мере. Степень же их эффективности познается в последующей самооценке.
Различные пути
самовоспитания помогают человеку, всерьез
занявшемуся воспитанием своей
личности, определить, каким будет
способ его развития и что ему
для этого нужно сделать.
Главные пути самовоспитания - это самоограничение
и самоконтроль.
Первый путь заставляет индивида ограничивать себя в нежелательных действиях или заменять их приемлемыми; он также подходит для тех людей, которые хотят культуризировать свою речь.
Самоограничением, помимо прочего, занимаются монахи, избравшие свой религиозный путь. Они пересматривают список своих влечений и привычек, заменяя нежелательные прямо противоположными по сути.
Но самоограничение и его производные - далеко не "монашеские" пути самовоспитания личности; более того, в период, когда практическая психология только начинала использоваться в массах, психологи работали с преступниками, вырабатывая в них самоограничение.
Самоконтроль и идентичный ему, но значительно более узкий в использовании самоотчет - это пути самовоспитания личности, которые предусматривают наблюдение за своими действиями с формированием способов дальнейшего их усовершенствования.
Как видим, самоконтроль
является якобы теоретической стороной
самоограничения. Это делает невозможным
их использование по отдельности.
Другие пути самовоспитания истекают конкретно из самоконтроля и самоограничения. Самонаблюдение (по некоторым источникам сравниваемое с самоотчетом), самоосознание, саморассмотрение и прочие узкие понятия исходят из рассмотренных выше как составляющие основных путей самовоспитания.