Самореализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:55, доклад

Описание

Самореализация личности в современном мире немыслима сначала без самовоспитания, а затем и без самосовершенствования личности. Такое категорическое утверждение базируется на том факте, что человек является не только частью природы, но и членом социальной среды, накапливая с детских лет свой собственный опыт и опыт общественный.

Работа состоит из  1 файл

Самореализация личности.docx

— 16.79 Кб (Скачать документ)

Самореализация  личности

Самореализация  личности в современном мире немыслима  сначала без самовоспитания, а  затем и без самосовершенствования  личности. Такое категорическое утверждение  базируется на том факте, что человек  является не только частью природы, но и членом социальной среды, накапливая с детских лет свой собственный  опыт и опыт общественный. Приобретение любого опыта - частного или общественного  невозможно без саморазвития. Поэтому  любой человек с детства, чаще всего сам того не сознавая, занимается саморазвитием и самосовершенствованием, воспринимая опыт и действия окружающих и отражая их своими реакциями  и поведением. Такое неосознанное саморазвитие, можно сказать "стихийное  саморазвитие", целиком зависит  только от уровня психического развития личности. Поэтому такого рода саморазвитие личности обоснованно можно обозначить как психогенное или самопсихическое развитие.

Но для самореализации личности в современных условиях наличие только самопсихического развития явно недостаточно. В жестких условиях настоящего дня важнейшей частью саморазвития и самосовершенствования должно являться самовоспитание. Без самовоспитания личности вопрос о самореализации попросту не встанет. Поэтому самовоспитание всегда и прежде всего является неотъемлемой и важнейшей частью процесса саморазвития.

Психология  саморазвития по определению замкнута на самом объекте, то есть на самом себе, и для дальнейшего продвижения в самовоспитании и саморазвитии психология любой личности нуждается в подпитке извне, от внешних субъектов. В целом такой субъект можно обозначить как социум. Детализируя такой субъект как социум, из его массы можно выделить отдельные субъекты - родителей, воспитателей или педагогов, направляющих извне психологию саморазвития личности. Постепенно переходя от психологии саморазвития к психологии самовоспитания, а затем и к творческому саморазвитию личности, такие субъекты стимулируют творческое саморазвитие и самовоспитание при помощи общепринятых в каждом народе технологий саморазвития, то есть веками проверенных приемов воспитания.

Рождаясь, человек  приходит в этот мир для того, чтоб прожить яркую и насыщенную жизнь. То, насколько она действительно  будет яркой и насыщенной, зависит  от степени самореализации человека в жизни. Что являет собой самореализация? Это стремление человека к самовыражению, к возможности проявить себя в  том, что есть значимым для него.

Когда мы говорим  о человеке, как о всесторонне  развитой личности, то учитываем не только его способности и таланты, но так же его потребности, удовлетворяя которые, он имеет возможность саморелизоваться.

Процесс самореализации личности - это поиск того вида деятельности, который наиболее приемлем для отдельно взятого человека.

Одни самовыражаются в искусстве или литературе, других манит спорт, третьи занимаются прикладными видами деятельности, например работой с деревом или ремонтом автомобилей. Кто-то может всецело реализовывать себя в качестве родителя – это также будет примером самореализации.

Самый замечательный  вариант, это когда процесс самореализации личности удается превратить в любимую  профессию. К сожалению, не всегда финансовые возможности способствуют этому.

Потому зачастую работа – это только место где, зарабатывают деньги, а самореализация осуществляется в чем - то ином.

Человек в процессе самореализации личности удовлетворяет  свою потребность в самовыражении, преследуя личные цели. Не существует «бесцельного» процесса самореализации личности. Именно степенью достижения поставленных целей и определяется степень самореализации.

Не так важно  направление, в каком проявляется  самореализация – к любой деятельности можно подобрать творческий поход. Главное, чтоб дело, которым вы занимаетесь, было по душе, и результаты этой деятельности удовлетворяли вашу потребность  в самореализации.

Рассматриваем этапы самовоспитания личности

Самовоспитание  как сложный процесс состоит  из нескольких этапов, связанных между  собой.

Эти этапы самовоспитания имеют четкий порядок, соблюдение которого позволяет достичь особо существенных результатов.

Первым этапом является принятие решения. В идеале все остальные этапы самовоспитания должны происходить после него, ведь без четкой формулировки достижение максимального результата невозможно.

Это решение  стимулирует самовоспитание, создает  фактическую его необходимость. Дальше следует изучение возможностей и перспектив самовоспитания, затем - формирование идеала, к созданию которого в процессе самовоспитания нужно  стремиться.

Как бы этапы  самовоспитания ни осуществлялись, самым  важным, пожалуй, является второй из них - самопознание. На основе выбранного идеала человек стремится познать себя, уяснить, чего ему нужно достичь.

От желания  человека познать свои недостатки и  достоинства зависит точность самопознания и формирования ценностей человека.

Составление плана  и выбор средств - это третий этап. Кроме непосредственного выбора средств, он включает создание правил и принципов, которыми определяется поведение человека.

На основе выбранных  средств воспитания происходит его  планирование. Человек составляет план: над чем он хочет работать, какие методы использовать, когда достичь запланированного.

Четвертый этап - реализация планов. Это единственный практический этап, направленный на осуществление  трех предыдущих.

Все этапы самовоспитания эффективны в одинаковой мере. Степень  же их эффективности познается в  последующей самооценке.

Различные пути самовоспитания человека

Различные пути самовоспитания помогают человеку, всерьез  занявшемуся воспитанием своей  личности, определить, каким будет  способ его развития и что ему  для этого нужно сделать. 
Главные пути самовоспитания - это самоограничение и самоконтроль.

Первый путь заставляет индивида ограничивать себя в нежелательных действиях или  заменять их приемлемыми; он также подходит для тех людей, которые хотят  культуризировать свою речь.

Самоограничением, помимо прочего, занимаются монахи, избравшие  свой религиозный путь. Они пересматривают список своих влечений и привычек, заменяя нежелательные прямо  противоположными по сути.

Но самоограничение  и его производные - далеко не "монашеские" пути самовоспитания личности; более  того, в период, когда практическая психология только начинала использоваться в массах, психологи работали с  преступниками, вырабатывая в них  самоограничение.

Самоконтроль  и идентичный ему, но значительно  более узкий в использовании  самоотчет - это пути самовоспитания личности, которые предусматривают  наблюдение за своими действиями с  формированием способов дальнейшего  их усовершенствования.

Как видим, самоконтроль является якобы теоретической стороной самоограничения. Это делает невозможным  их использование по отдельности. 

Другие пути самовоспитания истекают конкретно  из самоконтроля и самоограничения. Самонаблюдение (по некоторым источникам сравниваемое с самоотчетом), самоосознание, саморассмотрение и прочие узкие понятия исходят из рассмотренных выше как составляющие основных путей самовоспитания.

Информация о работе Самореализация личности