Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:17, контрольная работа

Описание

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества. [5, стр. 240]
Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы……………………………………………………………………...5
2. Социальная защита семьи………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

Контроша.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Маргинальность (от франц. marginal — побочный, на полях), ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными стратами с присущими им образом жизни. В маргинальном или промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворенность: от одного берега он отплыл, а к другому еще не пристал.

Менталитет (от позднелат. mentalis — умственный), образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе.

Метод – совокупность приемов и способов сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации.

Мода (от лат. modus — мера, способ, правило).

Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или к и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.

Мониторинг (от лат. monita — напоминающий, предупреждающий) — постоянный, систематический сбор информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля за ходом развития какого-либо социального явления или процесса его прогнозирования.

Насилие – применение силы или угрозы силой какой-либо частью общества или государства (личностью, социальной и политической группами, органами и организациями, институтами и учреждениями, партиями и движениями и т.д.) или ими самими в целом по отношению к др. субъектам социально-политической жизни

Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении Н. и нации.

Образование – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения О. — обучение и самообразование.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — система наиболее общих, исходных и важных основ достаточно признанной на данном этапе теории, определяющая ее концептуально-методологический подход к постановке и решению социальных проблем.

Престиж – соотносительная оценка социальных позиций групп, а также индивидов в соответствии с принятой в данном обществе шкалой ценностей.

Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа; religare — связывать), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Этимологически термин «религия» имеет два важных значения. Согласно первому (religio) он выражает не только набожность и предмет культа, но также суть религиозного опыта. Второе значение (religare) указывает на особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе. С. отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но С. не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессах которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Убеждение – социальное качество личности, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, мировоззрением, принципами.

Фрустрация – подавленное психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями в достижении целей.

 

                                                                                               Приложение 2

                                   Словарь персоналий

Адорно (Adorno) Визенгрунд-Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма.

Аренд (Arendt) Ханна (14.10.1902, Ганновер - 04.12.1975, Нью-Йорк) - немецко-американский философ и политолог, ученица Ясперса, Хайдеггера, Бультмана, Гуссерля. Изучала философию и теологию в Марбурге, Гейдельберге и Фрайбурге, с 1933 г. в эмиграции в Париже, с 1941 г.- в Нью-Йорке, профессор Новой школы социальных исследований.

Беккер (Becker) Говард Пол (09.12.1899, Нью-Йорк- 08.06.1960, Мэдисон, Висконсин) - американский социолог, представитель макросоциологической теории социального действия; историк культуры; работал в отделе стратегического обеспечения армии США, занимавшемся пропагандой, нацеленной на нацистскую Германию. С 1957 г.- профессор социологии в университете штата Висконсин.

Бентам (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) - английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский университет. Учение Бентама о "разумном человеке" является вызовом левому крылу французского Просвещения, в частности учению о естественном праве.

Бернард (Bernard) Лютер Ли (29.10.1881, графство Рассел, Кентукки, США,-23.01.1951, Стейт-Колледж, Пенсильвания) - американский социолог и социологический психолог (последователь психологической социологии Ч. Эллвуда), читал курсы социологии, социальной психологии и политической науки в ряде университетов США. В 1932 г.- президент Американского социологического общества; один из организаторов журнала общества "American sociological review". Для Бернарда характерны соединение эмпирических исследований с теоретическими.

Брейзиг (Breysig) Курт (05.07. 1866, Позен (Познань) - 16.06.1940, Берлин) - немецкий историк, социолог, философ. Ученик Шмоллера. Испытал влияние философии жизни (Зиммель) и философской биологии Г. Дриша и Я. фон Икскюля. С 1892 г.- приват-доцент, с 1896 г.- экстраординарный и с 1923 г.- ординарный профессор Берлинского университета. От позитивистских исследований в духе школы Ранке Брейзиг перешел, вдохновляясь идеями Вико и Гердера, к созданию универсальной философии истории.

Вебер (Weber) Макс (21.04.1864, Эрфурт - 14.06.1920, Мюнхен) - немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896- 1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) уневерситетах. Начинал как исследователь в области экономической истории.

Вико (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725).

Вормс (Worms) Рене (08.12.1869, ренн - 12.02.1926, Париж) - французский социолог и философ, основатель журнала "Revue internationale de sociolo-crie" (1893), Международного институтата социологии (1894) и Парижского социол. об-ва (1895). Вольтман начинал как сторонник органицизма в социологии.

Гелен (Ghelen) Арнольд -(29.01. 1904, Лейпциг-30.01.1976, Гамбург) - немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик X. Дриша. Испытал влияние Шопенгауэра, Ницше, Н. Гартмана, феноменологии и др. Проф. в Лейпциге (с 1934), Кенигсберге (с 1938), Вене (с 1940), Шпейере (с 1947), Ахене (1962-1969).

Гоббс (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери - 04.12.1679, Хардуик) - англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Гоббса наиболее полно изложены в его философской трилогии "Основы философии": "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642). Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).

Гольдман (Goldmann) Люсьен (20.07.1913, Бухарест - 09.10.1970, Париж) - франц. социолог, основоположник генетического структурализма. Руководил Центром национальных научных исследований в парижской Высшей практической школе, возглавлял Социологический центр при Брюссельском университете.

Гумплович (Gumplowicz) Людвиг (09.03.1838, Краков-19.08.1909, Грац) - польско-австр. социолог и правовед, проф. университета в Граце, представитель социального дарвинизма. Согласно Гумплович, социология - философская основа всех социальных наук.

Гюйо (Quyau) Жан Мари (28.10. 1854, Лаваль-31.03.1888, Ментон) - франц. философ и социолог. Социальная философия Гюйо построена на основе идей Фулье, Конта, Паскаля и английских утилитаристов 19 века. У последних он заимствовал учение о мировой симпатии и роли "сердца" в обществвенной жизни. Центральное понятие социологии Гюйо -жизнь.

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15. 04.1858, Эпиналь-15.11.1917, Париж) - французский социолог и философ, создатель так называемой французской социологической школы. Основатель и издатель журнала `Социологический ежегодник` (1896- 1913). С его именем связана инсти-туционализация социологии во Франции, особенно в Бордоском и Парижском университетах.

Зиммель (Simmel) Георг (01.03. 1858, Берлин-26.09.1918, Страсбург) - нем. философ и социолог, один из главных представителей поздней философии жизни, основоположник так называемой формальной социологии. С 1901 г. экстраординарный проф. Берлинского, с 1914 г.- проф. Страсбургского университета; автор более 30 книг, посвященных философии культуры, социологии, этике, эстетике, истории философии.

Иванов-Разумник (псевд.; наст. фамилия Иванов) Разумник Васильевич (1878-1946) - критик, литературовед, культуролог и социолог. Окончил математический факультет С.-Петербург, унниверситета. Печатался с 1904. Основной предмет научных исследований - история русской общественной мысли, литературы и критики 19-нач. 20 в. Главный труд Иванова-Разумника - "История русской общественной мысли" - был написан в к. 1900-х гг.

Кан (Kahn) Герман (15.02.1922, Бейонн, Нью-Джерси,-07.07.1983, Кротон-на-Гудзоне, Нью-Йорк) - американский социолог и футуролог. В 1948- 1961 гг. занимался вопросами военной стратегии в исследовательском центре РЭНД-корпорейшен, выполняющем заказы Пентагона и военных концернов. С 1961 г. Кан - основатель и директор Гудзоновского исследовательского институтата, разрабатывающего долгосрочные научно-технические, социально-экономические и военно-политические прогнозы по заказам правительства и финансово-промышленных корпораций.

Кареев  Николай Иванович (1850-1931) - историк, философ, социолог. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879-84), затем Санкт-Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899-1906 в связи с увольнением по подозрению в политической неблагонадежности). С 1910 - чл.-корр. Российской АН, с 1929 - почетный член АН СССР. Кареев - историк по преимуществу.

 Кистяковский Богдан (Федор) Александрович (1868-1920) - философ, социолог и правовед. Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета, откуда был исключен. Затем - в Харьков, и Дерпт. университетах. В 1895 поступил на философский факультет Берлинского университета, где занимался под руководством Зиммеля. В 1898 К. защитил диссертацию "Общество и индивид".

Kонт  (Comte) Огюст (19.01.1798, Монпелье-05.09.1857, Париж)- французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе "позитивной религии человечества".

Кули (Cooley) Чарльз Хортон (17.08.1864, Энн Эрбор, Мичиган,- 08.05.1929, там же) - американский социолог, социальный психолог, автор "зеркального Я" теории, один из основоположников теории малых групп. Получил образование и преподавал в Мичиганском университе.

Лазарсфельд (Lazarsfeld) Пол Феликс (13.02.1901, Вена-31.08.1976, Нью-Йорк) - американский социолог позитивистского направления, продолжал традицию, идущую от Кегле. Лазарсфельд - участник крупнейших эмпирических исследований, проводимых в США по анализу роли средств массовых коммуникаций в формировании обществ, мнения.

Информация о работе Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи