Семейный досуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 18:07, контрольная работа

Описание

Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

    Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

    Основной  функцией семьи является продолжение  человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно – нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.

    Характер  семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего  поколения и в конечном итоге  развитие всего общества.

    Развитие  форм семейного досуга решает важнейшую задачу – организацию совместной деятельности детей и взрослых с использованием тех возможностей, которые представляет социальная среда. Формы взаимодействия с семьей осуществляются социальными педагогами совместно с педагогами общеобразовательных школ и учреждениями дополнительного образования, работниками отделов социальной защиты и культурно – массовых учреждений.

 
 

    Формы работы с семьей:

    Беседы  – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток – шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей, прежде всего, состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

    Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну – ка, бабушки (дедушки)» и др.

    Рекреативный  семейный отдых – туризм, походы.

    Спортивный  семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т. д.).

    Семейные  сеансы в кинотеатрах.

    Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

    Совместное  посещение концертов  и массовых праздников.

 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Организация активного семейного досуга

    Семейный  досуг скрепляет семейные отношения  общими радостями и приключениями. Ведь именно в семье возможно найти  гармонию.

    Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны семейный досуг направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

    Семейный  досуг наиболее сложный в организации, где необходимо учесть, что путешествие  с детьми требует особого подхода, к тому же надо не забыть об интересах и пожеланиях других членов семьи.

    Активный  семейный досуг – развлечение, получение нового или обогащение опыта всей семьей. Активный семейный досуг дает возможность выбрать занятие по душе из всего возможного. Активный отдых – это горные лыжи и сноуборд, катание на водных лыжах и подводные прогулки, походы, охота и рыбалка, прыжки с парашютом и полеты на дельтапланах.

    Активный  семейный досуг – это возможность прекрасно провести время и получить незабываемые впечатления. Активно можно отдыхать как летом, так и зимой. Летний активный семейный досуг – автомобильные туры, рафтинг, треккинг, комбинированные туры, конные туры, спелео туры, велосипедные туры. Зимний активный семейный досуг – лыжные туры, спелео туры, ледолазные туры.

    Выезжая за рубеж семьей можно провести незабываемые дни и недели своей жизни в зависимости от страны – это могут быть и сплавы по рекам, катание на плотах и каяках, поездки на слонах и горных велосипедах, сафари по национальным паркам и др.

    Организация семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

    Семейный  досуг – это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Много семей отдают свое время любительскому труду, садоводству, огородничеству, а также различным вариантам технического творчества, но далеко не всегда увлечения родителей совпадают с желаниями детей.

    Проблема  семейного досуга – правильное распределение  времени для удовлетворения потребностей каждого члена семьи. Родителям часто приходится отказываться от чего – то, чем они занялись бы с большим удовольствием. При организации семейного досуга безопасность и здоровье ребенка не должно ставиться в зависимость от интересов взрослых людей.

    Семейный  досуг с детьми – это, в первую очередь, развлечения. Семейный досуг с детьми – это не только интересное времяпрепровождение, а еще и возможность пообщаться, приятно отдохнуть как родителям, так и детям. Семейный отдых должен стать праздником для детей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Семья один из самых древних социальных институтов. Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение другого.

    Интерес к семье, помимо собственно содержательного  изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума.

    Исходя  из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.

 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1985.
  2. Антонов А. И. Социология семьи. – М., 2000.
  3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. – М., 1996.
  4. Гаспарян Ю. Л. Семья на пороге XXI века. – СПб, 1999.
  5. Герасимова И. А. Структура семьи. – М., 1976.
  6. Иванова О. А., Щербаков Ю. Н. Как помочь семье? – М., 1990.
  7. Карцева Л. В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность. – Казань, 2002.
  8. Кулик Л. А., Берестов Н. И. Семейное воспитание – М., 1990.
  9. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  10. Левин А. И., Левина Л. В. Современная семья и ее эволюция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. – Курск, 2001.
  11. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. – М., 1983.
  12. Носкова А. В. Семья в России. – М.: Союз, 2004.
  13. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. Социология. – М., 2000.
  14. Сорокин П. А. Система социологии. – М.: Наука, 1993.
  15. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы. 1998.

Информация о работе Семейный досуг