Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:07, курсовая работа
Жизнь и развитие личности происходит в среде межиндивидных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Семьи в повторных браках: общая характеристика
Особенности повторных браков…………………………………………………5
Типология повторных браков……………………………………………………8
2. Проблемы воспитания детей в повторных брака
2.1 Влияние развода родителей на детей……………………………………………18
2.2 Развитие личности подростков в смешенных семьях…………………………..21
Заключение………………………………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………………………..27
На адаптацию подростка к разводу родителей решительным образом влияет умение родителей приспособиться к новой ситуации: чем больше беспокойства испытывают отец и мать, тем вероятнее, что душевное равновесие у ребенка также будет нарушено. Однако в случаях, когда развод приносит облегчение супругам, он положительным образом сказывается и на их детях.
Можно выделить три наиболее важных фактора, определяющих состояние ребёнка в ситуации развода родителей:
1. Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и озлобленности, предшествующих разводу и проявляющихся после него, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у детей чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность. Они становятся особенно уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии или скандалы при дележе имущества, при решении вопросов о режиме свиданий с ребёнком уходящего из семьи родителя и о материальной поддержке ещё более осложняют ситуацию как для родителей, так и для детей.
2. Количество и значительность перемен в образе жизни ребёнка. Если ребёнок продолжает жить в том же доме, посещать ту же школу и вокруг него остаются те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. И наоборот, если повседневная жизнь ребёнка претерпевает большие изменения, - когда ему приходится жить, то в одном доме, то в другом, расставаться со старыми друзьями, переходить в новую школу, его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни теряют прежнюю устойчивость. Чем большим изменения подвергается жизнь ребёнка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новой ситуации.
3. Характер отношений родителей с детьми. Уверенность в постоянстве любящих отношений с родителями и эмоциональная поддержка от кого – либо из родителей, а лучше от обоих, помогают ребенку быстрее преодолеть неблагоприятные психологические последствия их развода. В действительности такое непрерывное взаимодействие родителей с детьми представляет значительно большую важность, чем сам факт присутствия дома одного или обоих родителей.
В процессе развода родителей ребёнок часто испытывает чувство вины, носящее иррациональный характер. Он может считать, что родители разводятся из – за него, что если бы он вёл себя лучше, то ничего бы не произошло, что у «хороших детей» такого не бывает. Механизм формирования чувства вины, особенно у маленьких детей, может быть обусловлен тем, что «в норме» семья объединена вокруг ребёнка и, когда она разрушается, он может чувствовать себя причиной этого.6
Развод значительно менее
Следовательно, можно сказать, что у подростков, переживших развод родителей, может сформироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье.
2.2 Развитие личности подростков в смешанных семьях
По наблюдению психологов, при повторных браках главную проблему представляют дети. Положение в семье отчимов и мачех куда сложнее, чем родных отцов и матерей, так как дети обычно с трудом воспринимают их как замену своим родителям. Отношение подростка к отчиму во многом определяет его отношение к новой семье в целом. Также взаимоотношения единокровных и сводных братьев и сестер могут стать источником семейных проблем.
Ф. Райс приводит выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношеском возрасте:
1) Заинтересованность и помощь родителей. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
2) Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
3) Любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях. Положительные аффекты связаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
4) Признание и одобрение со стороны родителей.
5) Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
6) Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, приобретают иные интересы и иную точку зрения.
7) Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов, приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
8) Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.7
Ф. Райс приводит данные, согласно которым
существует взаимосвязь между конфликтами
в семье и склонностью
Одно
из проведенных исследований было посвящено
оценке отношений подростков с отчимом,
восприятию ими семейных проблем
и их адаптации к новым условиям,
вызванным появлением неродного
отца. В результате удалось установить,
что адаптация подростков проходит
успешнее в тех семьях, где их
меньше наказывают и чаще поощряют;
в семьях, где умеют достигать
взаимного согласия в вопросах воспитания;
в семьях, где в большинстве
случаев демонстрируют
Если ребенок во время развода и нового брака еще очень мал, то обычно он растет, воспринимая отчима или мачеху как адекватную замену отцу или матери. А в подростковом возрасте пасынки и падчерицы трудно адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи; подросткам труднее наладить новые отношения с мачехами, чем с отчимами. Это происходит главным образом потому, что мачехи сразу начинают играть более заметную роль в жизни ребенка и проводят с ним больше времени, чем отчимы.
Многое в новой семье зависит и от отношений между детьми от разных родителей. Если мать или отец оказывают явное предпочтение своему родному ребенку, то это может вызвать обиду и озлобленность у других малолетних членов семьи. Часто между детьми разных супругов возникает острая конкуренция. Иногда они проявляют ревность, если их родные мать или отец выказывают заботу и внимание к их сводным братьям и сестрам. Нередко разведенная женщина с детьми, особенно если это девочки, образует своего рода «замкнутую социальную систему», и отчиму бывает очень нелегко в нее проникнуть. Обычные семьи, как правило, сплоченнее тех, где есть отчим или мачеха. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке. Ф. Райс объясняет это следующими причинами. Отчимы и мачехи часто склонны прощать детям слишком многое, так как чувствуют вину за разрушение их семьи; кроме того, им приходится иметь дело с детьми, воспитанными другими взрослыми людьми; роль и место отчима и мачехи в семье определены не очень отчетливо; они ожидают признательности и благодарности за все то, что делают, а в ответ нередко получают отпор и неприятие; отчимы и мачехи сталкиваются со сложным комплексом нерешенных психологических проблем, вызванных предыдущим браком и разводом, а также часто с непростыми взаимоотношениями и чувствами неродных братьев и сестер.
Таким образом, проблема посвящённая развитию личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации – один из основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации.
Повторный брак отличается от первичной семьи. Он не хуже и не лучше; он иной в своей основе. Поэтому взаимоотношения и поведение внутри каждого из них подчиняются своим правилам.
Семья в повторном браке
– это семьи с двумя
Давно известно, то появление
эмоциональных расстройств, нарушений
поведения и других психологических
проблем связано с рядом
Очень болезненными переживаниями воспринимается развод родителей. Воспитание в семье после развода, то есть уход одного из родителей имеет свои особенности, такие как чрезмерная опека матери, взаимоотношение с отчимом или мачехой, при этом у ребёнка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.
Многие дети в условиях
повторного брака ведут себя совершенно
не так, как повёл себя ребёнок, воспитывающийся
в семье с родным отцом или
матерью. Характер детских переживаний
в условиях повторного брака матери
опосредован качеством
Изучение психологической литературы по проблеме воспитания детей в повторных браках свидетельствует о том, что семьи в которых отношения складываются удачно, является важнейшим источником развития и формирования личности ребёнка.
Литература
Информация о работе Семьи в повторных браках: проблемы воспитания детей