Семья как социальной институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:59, контрольная работа

Описание

Наиболее правильно подходят к социологии, её современному состоянию авторы, которые видят в ней, с одной стороны, науку об обществе как целостной системе и, с другой, - знание об отдельных институтах, процессах, группах, рассматриваемых в их связи с общественными целями. В социологии таким образом исследуются не те или другие социальные системы, общности сами по себе, а системная организация всего общества и отношение к ней или к её элементам отдельных общественных явлений, взятых как подсистемы.

Содержание

Семья как элемент социальной структуры общества. 3
Историческое становление фамилистической культуры. 5
Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи. 8
Влияние семейной социализации на формирование личности. 15
Список литературы. 17

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

     ЦЕНТРОСОЮЗ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 
 
 

     КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

     ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: СОЦИОЛОГИЯ 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     НА  ТЕМУ: СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 

                   Выполнил:

                   студент заочного факультета

                   специальность - экономика

                   и управление на предприятии

                   Э05-159Д

                   Проверил: 
               
               

     Новосибирск  2006

 

      Оглавление 

     Семья как элемент социальной структуры общества. 3

Историческое становление фамилистической культуры. 5

     Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи. 8

     Влияние семейной социализации на формирование личности. 15

     Список литературы. 17

 

     Семья как элемент социальной структуры общества.

 

     Наиболее  правильно подходят к социологии, её современному состоянию авторы, которые видят в ней, с одной  стороны, науку об обществе как целостной системе и, с другой, - знание об отдельных институтах, процессах, группах, рассматриваемых в их связи с общественными целями. В социологии таким образом исследуются не те или другие социальные системы, общности сами по себе, а системная организация всего общества и отношение к ней или к её элементам отдельных общественных явлений, взятых как подсистемы. При таком понимании социологии в её составе выделяются три составные части или уровни: общая социология – учение об обществе как целостной системе; специальные социологические теории – социология отдельных сторон общественной жизни: экономики, государства, права, морали, семьи, армии и др.; теория и методика конкретных социологических исследований, получения эмпирических и статистических данных.

     Объектом  социологического познания является общество. Изучение социальных проблем общества – объект социологической науки. Объект познания – это всё то, на что направлена деятельность исследования, т.е. отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определённым или специфическим свойством (так, физическая реальности – объект исследования бесконечного множества естественных и технических наук, социальная – наук общественных и гуманитарных). Объектов исследования любой науки может быть бесконечное множество, а её предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен. Предметом социологии является личность, как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения людей. Предметные области социологии: социология труда, образования, политики, семьи и т.д. Понятие социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей – для понимания его сущности.

     Социология  семьи – область социологии, изучающая  формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в  конкретных культурных и социально-экономических  условиях. При анализе семьи как  социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определённого типа культуры или тех или иных социальных групп, характерные роли в семье, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

     Семья – социальный институт, выполняющий  функции малой группы, основанной на браке, кровном родстве, члены  которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной  ответственностью. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека. В семье регулируются и контролируются различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе. В семье все её члены имеют определённый статус и роли. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

     Семья считается одним из четырёх фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает.

 

     Историческое  становление фамилистической  культуры.

 

     Семейная  жизнь – это вершина огромных усилий, предпринятых супругами задолго до заключения брака. Семья это не начала, а середина пути. А начинается этот путь со знакомства, которое может принимать три формы:

      - самостоятельное знакомство без  посредников;

      - знакомство через формального  посредника (брачное агентство);

      - знакомство через неформальных  посредников (родители, знакомые, товарищи, свахи).

     Первое  свидание, ухаживание играют важную роль в укреплении взаимных чувств. Это  самый романтичный период совместной жизни. Период ухаживания можно сравнить с «испытательным сроком» для молодого специалиста. Здесь проверяется всё: умение готовить, шить, прибирать в комнате, заниматься мелким ремонтом, способность рационально тратить деньги, познание в практических и теоретических науках, сексуальная грамотность и культура поведения. В период ухаживания люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они что называется «притираются»: учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, идти на мировую после ссоры, оказывать знаки внимания и ласки.

     Следующий этап в добрачном поведении –  сватовство. Сватовство представляет обряд предложения брака, согласно которому жених «просит руки»  своей избранной у её родителей.

     Затем наступает черёд помолвки. Это  обряд объявления будущих молодожёнов  женихом и невестой. Обычно оно объявляется в день подачи в ЗАГС заявления о регистрации брака.

     Брак  в обществе считается единственно  приемлемой, социально одобренной и  закреплённой законом формой не только разрешённых, но и обязательных сексуальных  отношений супругов. Сексуальная неудовлетворённость или измена одно из них в современном обществе служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

     Брак  представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности  и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, подразумевая, что брачные узы скрепляют людей до конца жизни. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделяет все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешённые и неразрешённые. Брак – это санкционированный обществом сексуальный союз определённой продолжительности между двумя и более индивидуумами. Как правило брак оформляется особой процедурой (бракосочетанием), накладывает определённые обязанности на супругов. Выделяют два главных типа брака – эндогамный и экзогамный. Кроме того существуют две другие формы – моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнёров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм брака по экономическому критерию даёт неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид – колымный брак) формы. Способ каким выбирается брачный партнёр, подразделяет все виды брака на два типа – экзогамный и эндогамный. При эндогамии партнёр выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнёра из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория.

     В государствах Средней Азии до сих  пор сильны традиции эндогамного  брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркоязычной общности. Брак внутри этой своей общности считается допустимым, а за её пределами – нежелательным. Ещё сильнее влияет на выбор брачного партнёра религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается. Классификацию формы брака можно провести по самым разным критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчёту. Брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. На долю брака по сговору приходится 5,8%, браков по сватовству – 18,4%, по знакомству родственников – 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%, по личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.

     В любом обществе древнем или современном  семья формируется через брак. Брак – совокупность обычаев, которые  регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время брачной церемонии, медовый месяц и т.д. кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, отсутствие родства между вступающими в брак.

     Все эти нормы, по определению американского  социолога К. Дэвиса, формируют некую  целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

     Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим  мужчин и женщин к семейной жизни. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, ещё и отношения между родителями и детьми.

     Брачные отношения регулируются типовыми нормами  – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом; материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу и т.д. культурные нормы регулируют брак на основе морали, традиции и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, после разводного поведения.

     Семья только звено в широкой системе  родства. Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана – родня жены и родня мужа. Для жены её родственники являются кровными, а родня мужа – родственниками   в законе. И наоборот. Выделяют три системы родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют «фамильное дерево», на котором, теоретически, может быть до двухсот веток (позиций). Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.

     В традиционном обществе родство –  основная форма социальной организации, в современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и изолировалась от неё. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников, скажем троюродных братьев. Ближайшие родственники тоже собираются реже, чем прежде. Чаще всего это юбилеи и праздники.

     В отличие от семьи, родство не является такой группой людей которые  проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены  по разным семьям, они не вступают между собой в постоянное взаимодействие. Таково положение дел в современном обществе, хотя в древности значение семьи и родства было прямо противоположным.

     Если  учесть все поколения в данной семье и всю совокупность родственников, то мы получим сложную брачно-семейно-родственную структуру.

     Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи.

 

     Под семьёй, существующей в течение длительного  промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится  и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать своё единство в каждом следующем поколении – очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что учёные именуют жизненным циклом семьи.

     Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один момент (заключение барака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведённые супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послужили учёным в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи.

Информация о работе Семья как социальной институт