Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:59, контрольная работа
Наиболее правильно подходят к социологии, её современному состоянию авторы, которые видят в ней, с одной стороны, науку об обществе как целостной системе и, с другой, - знание об отдельных институтах, процессах, группах, рассматриваемых в их связи с общественными целями. В социологии таким образом исследуются не те или другие социальные системы, общности сами по себе, а системная организация всего общества и отношение к ней или к её элементам отдельных общественных явлений, взятых как подсистемы.
Семья как элемент социальной структуры общества. 3
Историческое становление фамилистической культуры. 5
Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи. 8
Влияние семейной социализации на формирование личности. 15
Список литературы. 17
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ: СОЦИОЛОГИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
НА
ТЕМУ: СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Выполнил:
студент заочного факультета
специальность - экономика
и управление на предприятии
Э05-159Д
Проверил:
Новосибирск 2006
Оглавление
Семья как элемент социальной структуры общества. 3
Историческое становление фамилистической культуры. 5
Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи. 8
Влияние семейной социализации на формирование личности. 15
Список литературы. 17
Наиболее правильно подходят к социологии, её современному состоянию авторы, которые видят в ней, с одной стороны, науку об обществе как целостной системе и, с другой, - знание об отдельных институтах, процессах, группах, рассматриваемых в их связи с общественными целями. В социологии таким образом исследуются не те или другие социальные системы, общности сами по себе, а системная организация всего общества и отношение к ней или к её элементам отдельных общественных явлений, взятых как подсистемы. При таком понимании социологии в её составе выделяются три составные части или уровни: общая социология – учение об обществе как целостной системе; специальные социологические теории – социология отдельных сторон общественной жизни: экономики, государства, права, морали, семьи, армии и др.; теория и методика конкретных социологических исследований, получения эмпирических и статистических данных.
Объектом
социологического познания является общество.
Изучение социальных проблем общества
– объект социологической науки.
Объект познания – это всё то,
на что направлена деятельность исследования,
т.е. отдельная часть или
Социология семьи – область социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определённого типа культуры или тех или иных социальных групп, характерные роли в семье, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Семья
– социальный институт, выполняющий
функции малой группы, основанной
на браке, кровном родстве, члены
которой связаны общностью
Семья считается одним из четырёх фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает.
Семейная жизнь – это вершина огромных усилий, предпринятых супругами задолго до заключения брака. Семья это не начала, а середина пути. А начинается этот путь со знакомства, которое может принимать три формы:
- самостоятельное знакомство
- знакомство через формального посредника (брачное агентство);
- знакомство через неформальных посредников (родители, знакомые, товарищи, свахи).
Первое свидание, ухаживание играют важную роль в укреплении взаимных чувств. Это самый романтичный период совместной жизни. Период ухаживания можно сравнить с «испытательным сроком» для молодого специалиста. Здесь проверяется всё: умение готовить, шить, прибирать в комнате, заниматься мелким ремонтом, способность рационально тратить деньги, познание в практических и теоретических науках, сексуальная грамотность и культура поведения. В период ухаживания люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они что называется «притираются»: учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, идти на мировую после ссоры, оказывать знаки внимания и ласки.
Следующий этап в добрачном поведении – сватовство. Сватовство представляет обряд предложения брака, согласно которому жених «просит руки» своей избранной у её родителей.
Затем наступает черёд помолвки. Это обряд объявления будущих молодожёнов женихом и невестой. Обычно оно объявляется в день подачи в ЗАГС заявления о регистрации брака.
Брак в обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закреплённой законом формой не только разрешённых, но и обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворённость или измена одно из них в современном обществе служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.
Брак представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, подразумевая, что брачные узы скрепляют людей до конца жизни. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделяет все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешённые и неразрешённые. Брак – это санкционированный обществом сексуальный союз определённой продолжительности между двумя и более индивидуумами. Как правило брак оформляется особой процедурой (бракосочетанием), накладывает определённые обязанности на супругов. Выделяют два главных типа брака – эндогамный и экзогамный. Кроме того существуют две другие формы – моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнёров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм брака по экономическому критерию даёт неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид – колымный брак) формы. Способ каким выбирается брачный партнёр, подразделяет все виды брака на два типа – экзогамный и эндогамный. При эндогамии партнёр выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнёра из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория.
В государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркоязычной общности. Брак внутри этой своей общности считается допустимым, а за её пределами – нежелательным. Ещё сильнее влияет на выбор брачного партнёра религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается. Классификацию формы брака можно провести по самым разным критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчёту. Брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. На долю брака по сговору приходится 5,8%, браков по сватовству – 18,4%, по знакомству родственников – 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%, по личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.
В любом обществе древнем или современном семья формируется через брак. Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время брачной церемонии, медовый месяц и т.д. кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, отсутствие родства между вступающими в брак.
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.
Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, ещё и отношения между родителями и детьми.
Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом; материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу и т.д. культурные нормы регулируют брак на основе морали, традиции и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, после разводного поведения.
Семья только звено в широкой системе родства. Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана – родня жены и родня мужа. Для жены её родственники являются кровными, а родня мужа – родственниками в законе. И наоборот. Выделяют три системы родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют «фамильное дерево», на котором, теоретически, может быть до двухсот веток (позиций). Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.
В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации, в современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и изолировалась от неё. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников, скажем троюродных братьев. Ближайшие родственники тоже собираются реже, чем прежде. Чаще всего это юбилеи и праздники.
В отличие от семьи, родство не является такой группой людей которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям, они не вступают между собой в постоянное взаимодействие. Таково положение дел в современном обществе, хотя в древности значение семьи и родства было прямо противоположным.
Если учесть все поколения в данной семье и всю совокупность родственников, то мы получим сложную брачно-семейно-родственную структуру.
Под семьёй, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать своё единство в каждом следующем поколении – очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что учёные именуют жизненным циклом семьи.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один момент (заключение барака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведённые супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послужили учёным в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи.