Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:27, реферат
Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
1. Брак – основа семейных отношений.
2. Функции семьи.
3. Семейная роль.
4. Задачи социологии семьи.
5. Категории семейно-брачных отношений.
6. Историческое направление в социологии семьи и брака.
7. Теория социальных групп.
Уже на этой
стадии, которую Х. Кристенсен назвал
периодом «появляющейся науки», встретились
важнейшие для теории семьи проблемы:
формирование семьи, совместимость супругов,
удовлетворенность браком и его успешность,
стабильность брака. Ученые разработали
теоретические концепции, которые по содержанию
близки тем, которые использовались позже.
С середины
XX века в развитии социологии семьи
начинается стадия, которую назвали
«периодом построения систематической
теории». Именно с этого времени
началось накопление большого количества
эмпирических данных по многочисленным
аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое
развитие электронно-вычислительной техники
дало возможность более глубоко
и серьезного анализа полученных
данных.
Проблематика
семьи в этот период становится все
более актуальной, что связано
с началом дестабилизации семьи
и брака. Увеличивается число
исследовательских центров. Вначале
в США, затем в Англии, Австрии, Канаде,
Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции
и т.д. Позже – в СССР и странах восточной
Европы.
Существенным
становится стремление откорректировать
понятия, которые необходимы для
анализа семейных процессов, выяснение
зависимостей между этими понятиями.
Следует отметить особую роль в этом
процессе американского социолога
Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые
годы он разработал так называемую «систему
социального действия», которая оказалась
достаточно открытой для междисциплинарных
взаимодействий и пригодной для решения
специальных задач. Кроме этого, она способствовала
понятийно-языковой интерпретации социальной
действительности. Формализм этой системы
включал в себя априорную систему понятий,
многие из которых колеблются между чисто
теоретическим истолкованием и операционным
применением в процессе исследования.
Для анализа американской семьи Парсонс
использовал методику, которая широко
распространена в культурной антропологии
и этнографии, а именно – изучение терминологии
родства. Парсонс со своими коллегами
впервые провели исследования по определению
роли супругов в обществе. Парсонс допускал
возможность процесса дезорганизации
семьи вне всякой связи с процессами функционирования
и развития более широких общественных
структур. Особенности брачно-семейных
отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом
социальной дифференциации. В связи с
изменением уровня структурной дифференциации
общества, пишет Парсонс, «уменьшается
важность в нашем обществе всех единиц
родства, кроме нуклеарной семьи». Происходит
перемещение всех основных ее функций,
(в частности, в сектор занятости), кроме
двух: первичной социализации детей и
эмоциональной стабилизации личности
взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство
не упадка семьи, а ее «специализации»
и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные
функции выполняются исключительно в
семье.
В социологии
семьи и брака сделано немало.
Отмечается значительное продвижение
в разработке теории, ее понятийно-категориального
аппарата, практических рекомендаций
по совершенствованию социальной политики
в сфере брачно-семейных отношений,
имеются плодотворные подходы к исследованию
семьи и брака, накоплен огромный эмпирический
материал. При должной систематизации
и дополнениях разработанные концепции,
утверждения, полученные выводы могли
бы придать фундаментальность и укрепить
целостность специальной социологической
теории семьи и брака.
Литература:
1.
А.А. Радугин, К.А. Радугин «
2. А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.
3. М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 1983
Информация о работе Семья как социальный институт. Социология семьи