Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:20, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить семью как социальный иснститут, рассмотреть функции семьи, а также рассмотреть современные тенденции семейно-брачных отношений.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть различные определения семьи как социального института.
Эмоциональная функция предполагает также эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию.
- сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).
Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.
Безусловно, существуют и другие функции. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.
С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, "в пробирке" будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной формы удовлетворения социальной необходимости в воспроизводстве населения.
Сказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива, как раз и должна ответить социология семьи, имеющая в своем арсенале помимо теорий "прогрессивного" развития семьи также и теории "кризиса" семьи.
Здесь же речь зашла об этом в связи с относительностью тезиса о том, что семья "всегда" остается со своими специфическими функциями "при всех изменениях общества". В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, которые противоречат личным влечениям (с моральной точки зрения к катастрофическим и бесчеловечным следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы тоталитарным государством во избежание угрозы депопуляции).
Вероятность подобного исхода зависит не от склонности к пессимистической или оптимистической оценке будущего, а от противостояния социальных сил, участвующих в разрешении конфликтов, порождаемых исторически убывающей потребностью семьи в детях и потребностью общества хотя бы в простом воспроизводстве населения.
Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
К началу XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса.
Глава II. Современные тенденции семейно-брачных отношений
Прежде чем говорить о современных мотивах вступления в брак, следует рассмотреть саму современную семью, последние тенденции ее трансформаций и изменений.
О.М. Здравомыслова, анализируя современную российскую семью, говорит об одновременном наложении нескольких тенденций:
1. продолжающийся процесс
трансформации традиционной
2. кризис семьи советского типа и жизненной стратегии «работающей матери»;
3. влияние затяжного социально-экономического кризиса 1990-х г.г., выразившегося в резком расслоении населения и формировании стратегии выживания как основной для подавляющего большинства семей.
Семья, оставаясь существенной частью как «традиционной», так и «новой» биографии, переживает принципиальные изменения. Она утрачивает свою «автономность» в обществе, становится более открытой изменениям, происходящим в публичной сфере.2
Изменяется процесс выбора супруга и отношение к браку в целом:
· вступление в брак не
рассматривается как
· уменьшилось влияние родителей на выбор супруга (исключая те семьи, в которых вопросы наследования играют значительную роль);
· выросли ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. По мнению некоторых американских исследователей, ничто так не изменилось в мире, как представления женщин о том, каким должен быть брак;
· выбор основывается в большей мере на основе личных качеств (а не социальных характеристик).3
Современное общество, со своими социальными, моральными и этическими нормами, довольно сильно отличающимися от прежних, советских, вполне признает, на наш взгляд, возможным сожительство молодых людей без заключения брака, относится к этому факту менее негативно и менее осуждающе.
Более того, современные
социально-экономические
Это можно объяснить тем, что многим молодым парам, имеющим желание соблюсти традицию, осуществить ее не удается из финансовых соображений. Так происходит когда хочется пышного праздника, но возможности позволяют только скромную регистрацию, но этого не видится достаточным.
Но, тем не менее, браки регистрируются, и по статистике в 2010 году в России было зарегистрировано 1 215 066 браков. И это на 15 620 браков больше, чем в 2009. Необходимо отметить, что данные числа могут содержать в себе и повторные браки, и что при анализе этих данных следует учитывать общее количество населения на данный период и его демографические характеристики.
2.1. Современные тенденции мотивов создания семьи
Отношения в любой семье в большой степени определяются теми мотивами и целями, которые ставили перед собой люди, вступая в брак. Существует целый ряд причин создания семьи, которые принято подразделять на следующие категории: любовь, духовная близость, желание иметь постоянного партнера, желание иметь детей, психологические причины, решение бытовых проблем, материальный расчет, моральные соображения.
На деле оказывается, что лидирующие позиции в топе мотиваций по-прежнему занимает беременность. Судить об этом можно хотя бы потому, что первый вопрос, который сейчас задают молодые люди, если узнают, что кто-то из знакомых собирается заключить брак, - это «а не беременна ли невеста?». Складывается ощущение, что это настолько распространенное явление, что брак по другим причинам уже выглядит странным и вызывает подозрения у окружающих.
Такое положение
вещей объяснить можно. Во-первых,
создание семьи – большая
Однако, сегодня стали преобладать другие мотивы создания семей. Многие пары заключали брак после продолжительного сожительства, потому что их «отношениям необходимо было развиваться дальше». Некоторые, как выяснилось, не приемлют сожительства без штампа в связи с семейными традициями, воспитанием, собственными взглядами.
Причем, что характерно, такое отношение наблюдается у молодых людей обоих полов. Вообще тенденция к тому, что девушки сильнее стремятся к браку, сохранилась, но немного видоизменилась. Поскольку теперь, помимо создания семьи, перед ними стоит необходимость делать карьеру, работа и общественное признание потеснили установки на семью в списке основных приоритетов.
Перед современными молодыми людьми сейчас встает множество вопросов и проблем, требующих разрешения: квартирный вопрос, образование, карьера. Многим хочется создать себе и своим будущим детям максимально комфортные условия. И в процессе обеспечения этих условий, вопрос создания семьи отходит в более далекую перспективу.
2.2. Современные формы семейно-брачных отношений
Если посмотреть на современный мир отношений, то можно увидеть серьезные трансформации и мутации института семьи. Никто не отторгает патриархальный вариант семьи, но сегодня, нужно понять, что появилось большое разнообразие форм брака. Результаты последней Всероссийской переписи населения обнаружили увеличение возраста вступления в первый брак, «откладывание» брака и рост незарегистрированных сожительств. Люди, особенно молодые, больше готовы к экспериментированию в личной жизни. Появились и даже приобретают популярность гостевые и экстерриториальные союзы (их еще называют «браками выходного дня»). Супруги проживают в разных квартирах (иногда по соседству), видятся раз-два в неделю, чаще всего по выходным. Считается, что такие союзы заключают занятые работой, материально обеспеченные люди, которые особенно ценят личную независимость, автономию и боятся рутины повседневности. Подобные союзы могут длиться несколько лет и даже десятилетий, а могут либо быстро закончиться разрывом, либо превратиться в обычный брак. Другие формы отношений - «открытые» браки, когда каждый из супругов пользуется полной сексуальной свободой, а также групповые браки – принадлежность молодежной культуры. В них объединяются несколько пар (две-три), которые живут «коммуной» в течение двух-трех лет. В такие союзы чаще вступают люди, временно живущие и работающие в больших городах.
Как уже было сказано в моей работе, изменились приоритеты и ценности. Важность «счастливого брака» для «хорошей жизни» снизилась с 84 до 77%, а необходимость «иметь много денег» возросла с 38 до 55%.
Желание иметь детей не всегда связывается с созданием семьи. Так считают 83% опрошенных россиян. (Для сравнения: в Голландии эту идею поддерживают лишь 7% респондентов.)
В сфере интимной жизни изменился идеал любви. «Романтический» идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни и экономическую зависимость женщины от мужчины, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». В них на первое место выходит ценность интимности, которая предполагает эмоциональную открытость друг другу и равный «обмен» эмоциями. «Чистые отношения» в отличие от романтических, в принципе, не строятся с целью брака или даже сожительства. Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное, эмоциональное удовлетворение, открытость и доверие друг другу.
В России остались
почти не затронутыми традиционные гендерные
границы, которые устанавливают различия
между «настоящим мужчиной» и «настоящей
женщиной», определяют представления
о норме и отклонении в поведении мужчин
и женщин. Однако, считая такие границы
естественно заданными и незыблемыми,
женщины и мужчины часто оказываются дезориентированными
перед лицом быстрых изменений, которые
вторгаются в их повседневную жизнь.
Они определяют сферы компетенции мужчины
и женщины (кто за что отвечает), меру ответственности
каждого за семью и за сохранение отношений,
а также границы, нарушение которых может
привести к их разрыву. Такой договор основывается
на гендерной асимметрии, которая сложились
в обществе, но, в конечном счете, он определяется
повседневной практикой отношений мужчины
и женщины в семье.