Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – изучить семью как социальный иснститут, рассмотреть функции семьи, а также рассмотреть современные тенденции семейно-брачных отношений.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть различные определения семьи как социального института.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, привели к изменению его структуры, социальных связей, к формированию и развитию новых общественных отношений, к изменению важнейших институтов, одним из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на  
ее развитие и стабилизацию. 
        Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной  и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав  множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. 

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее  общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более  3 тысяч названий. Ведущие исследователи  этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский,  С.И. Голод,  И.С. Кон,  М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич,  А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие.  Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.

Объектом данного исследования  является семья как социальный институт.

Предметом –сама семья, а также мотивы вступление в брак.

Цель данного исследования – изучить семью как социальный иснститут, рассмотреть функции семьи, а также рассмотреть современные тенденции семейно-брачных отношений.

Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

    1. Рассмотреть различные определения семьи как социального института.
    2. Определить функции семьи.
    3. Выявить современные тенденции семейно-брачных отношений.
    4. Рассмотреть современные формы брака и семьи.
    5. Изучить современные мотивы вступления в брак у молодых супругов.

 

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Семья как социальный институт: понятие и функции

    1. Понятие семьи как социального института. 

 

         Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».1

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Современные исследователи  выделяют четыре основные характеристики семьи:  малая  социальная группа;  важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками.

 

        Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья — это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым1.

       Семью можно  определить  как общность,  основанную и на браке, и на кровном родстве.  Это - объединение людей,  связанных, как  правило,  общностью быта,  а также взаимной ответственностью и взаимопомощью.

По традиционным  представлениям  о типичной семье основой или  ядром последней является брак.  Институт брака регулирует отношения  между супругами посредством норм и санкций.

Брак является исторически  изменяющейся социальной  формой отношений между полами,  с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности.

       Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи, — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья —  это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства  позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (во причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Наличие таких отношений (т.е.семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства  семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации  состава семей строятся в зависимости  от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных      отношений – основной типа семьи, а                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасме-на и Сьюзен Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству.

       Семья, таким образом,  является более сложным образованием,  чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт,  определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Понимание семьи  как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Функции семьи как социального института

 

 

Социальные функции семьи имеют  два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

 

Говоря о  функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества4. Важно подчеркнуть, что это — функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Известный отечественный  исследователь А.Г.Харчев выделял следующие основные функции семьи:

- репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и  удовлетворение  потребности  в детях - в личностном);

В основе репродуктивной функции лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

 

-  воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет  ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

 

- хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

-  духовного общения (развитие  личностных качеств членов семьи, духовное взаимообогащение);

-  социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

Социально-статусная функция предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

- экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

- сфера  первичного  социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах  жизнедеятельности);

- досуговая (организация  совместного отдыха);

Досуговая функция осуществляет организацию  рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

-  эмоциональная  (получение психической защиты и поддержки);

Информация о работе Семья как социальный институт