Семья как социальный иститут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:04, реферат

Описание

В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди этнографов и социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и семейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за короткое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….2
Семья. Определение…………………………………………………………………….3
Брак – основа семейных отношений…………………………………………4
Функции семьи…………………………………………………………………………….6
Семейная роль…………………………………………………………………………….7
Задачи социологии семьи…………………………………………………………..11
Категории семейно-брачных отношений……………………………….13
Историческое направление в социологии семьи и брака……….15
Теория социальных групп…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………….….22

Работа состоит из  1 файл

Социология .Семья как социальный институт..docx

— 43.42 Кб (Скачать документ)

План:

  1. Введение……………………………………………………………………………………….2
  2. Семья. Определение…………………………………………………………………….3
  3. Брак – основа семейных отношений…………………………………………4
  4. Функции семьи…………………………………………………………………………….6
  5. Семейная роль…………………………………………………………………………….7
  6. Задачи социологии семьи…………………………………………………………..11
  7. Категории семейно-брачных отношений……………………………….13
  8. Историческое направление в социологии семьи и брака……….15
  9. Теория социальных групп…………………………………………………………18
  10. Заключение……………………………………………………………………………….21
  11. Список используемой литературы…………………………………….….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди  этнографов и социологов за последние  десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и семейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за короткое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как  теперь. Во-вторых, сбор и обработка  массового (статистического) материала, особенно по отдельным странам (США  и др.), позволили поставить изучение семейной жизни народов на почву  конкретных фактов. В-третьих, замечается тенденция связать воедино данные сравнительно-этнографических, исторических и социологических исследований и наметить, хотя бы предположительно, общее направление развития семьи  и брака и их ближайшее и  дальнейшее будущее.

Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию  семьи как подсистемы общества, выполняющей  специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых  поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель  заданных свыше функций. Она активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность - арену  столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах  социальной дифференциации и специализации.

Активная роль семьи в изменении  социальных отношений и всего  строя жизни отображается и в  анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществляется при  локализации связок социальных действий, при структурировании отношений, а  не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как первичная группа обладает такими качествами семейной жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в ее состав индивидов.

Данный реферат построен таким  образом, чтобы рассмотреть семью  как социальный институт, что является целью реферата.

 

Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.[1] В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.[2]

Семья принадлежит к важнейшим  общественным ценностям.[3] Согласно некоторым  научным теориям, именно форма семьи  могла на протяжении многих веков  определять общее направление эволюции макросоциальных систем.[4] Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с  момента рождения и до конца жизни  обладает такой характеристикой, как  семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия  его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его  потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные  и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции  и статус в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существуют две формы  социальных институтов: простая и  сложная.

Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют  определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами  института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая  система не выделилась в самостоятельную  систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института  является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке  и кровном родстве объединение  людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл или  жизненный цикл семьи. Исследователи  выделяют различное количество фаз  этого цикла, но главными среди них  являются следующие: 1) вступление в  брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого  ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое  гнездо» – вступление в брак и  выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи  – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие  общие принципы выделения типов  семейной организации. В зависимости  от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья  предусматривает существование  брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право  иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных  связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип  семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые  из детей в семье состоят в  браке, то образуется расширенная, или  сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Семя как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс  формирования и функционирования семьи  обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор  брачного партнера, сексуальными стандатртами поведения, нормами, которыми руководствуются  жена и муж, родители и их дети и  т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции  представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой  они упорядочивают и санкционируют  их половую жизнь и устанавливают  их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, саршими и младшими поколениями  регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой  синкретические нормы и образцы  поведения, базировавшиеся на религиозных  и нравственных представлениях. С  возникновением государства регулирование  семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака  налагало определенные обязанности  не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и  государственные органы.

 

Функции семьи.

Основная, первая функция семьи, как  следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое  воспроизводство населения в  общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в  личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще  ряд других важных социальных функций:

1)   воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2)   хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3)   экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4)   сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

5)   духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6)   социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7)   досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8)   эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

 

 

 

Семейная роль

Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями  индивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные  и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко  представлять себе, что, значит, быть мужем  или женой, старшим в семье  или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует  ему то или иное поведение. Для  того чтобы сформулировать образ  своего поведения, индивид должен точно  определить свое место и место  других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять  роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального  достояния семьи. В этом плане  немаловажное значение имеет согласованность  той или иной роли с личностью  исполнителя. Человек со слабыми  волевыми качествами, хотя и старший  по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи  в современных условиях. Для успешного  формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к  ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется  в способности без особых затруднений  выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует  ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение  изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его  роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризовываться ролевым  согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой  конфликт чаще всего проявляется  как: 1) конфликт ролевых образцов, что  связано с неправильным их формированием  у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором  противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В  современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые  функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень  важна способность супругов к  гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с  психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями  личностей супругов, как недостаточная  моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских  и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак  не хочет переложить на свои плечи  хозяйственные заботы семьи или  родить ребенка, пытается вести прежний  образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

В современном обществе наблюдается  процесс ослабления семьи как  социального института, изменение  ее социальных функций, не ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

Информация о работе Семья как социальный иститут