Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:04, реферат
В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди этнографов и социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и семейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за короткое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь.
Введение……………………………………………………………………………………….2
Семья. Определение…………………………………………………………………….3
Брак – основа семейных отношений…………………………………………4
Функции семьи…………………………………………………………………………….6
Семейная роль…………………………………………………………………………….7
Задачи социологии семьи…………………………………………………………..11
Категории семейно-брачных отношений……………………………….13
Историческое направление в социологии семьи и брака……….15
Теория социальных групп…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………….….22
План:
Введение
В числе тех явлений общественной
жизни, интерес к которым среди
этнографов и социологов за последние
десятилетия особенно оживился, одно
из первых мест занимает семья. Правда,
эта тема для этнографов не нова:
историко-этнографическое
Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель заданных свыше функций. Она активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность - арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации.
Активная роль семьи в изменении
социальных отношений и всего
строя жизни отображается и в
анализе семьи как малой
Данный реферат построен таким образом, чтобы рассмотреть семью как социальный институт, что является целью реферата.
Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.[1] В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.[2]
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.[3] Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.[4] Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная.
Простые социальные институты - организованные
объединения людей, которые выполняют
определенные социально значимые функции,
обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполнения членами
института своих социальных ролей,
обусловленных социальными
Семья как социальный институт проходит
ряд этапов, последовательность которых
складывается в семейный цикл или
жизненный цикл семьи. Исследователи
выделяют различное количество фаз
этого цикла, но главными среди них
являются следующие: 1) вступление в
брак – образование семьи; 2) начало
деторождения – рождение первого
ребенка; 3) окончание деторождения
– рождение последнего ребенка; 4) «пустое
гнездо» – вступление в брак и
выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Семя как социальный институт возникла
с формированием общества. Процесс
формирования и функционирования семьи
обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.
Такими, например, как ухаживание, выбор
брачного партнера, сексуальными стандатртами
поведения, нормами, которыми руководствуются
жена и муж, родители и их дети и
т.д., а также санкции за их невыполнение.
Эти ценности, нормы и санкции
представляют собой принятую в данном
обществе исторически изменяющуюся
форму отношений между мужчиной
и женщиной, посредством которой
они упорядочивают и
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, саршими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Функции семьи.
Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Семейная роль
Для понимания семьи как
Ролевые отношения в семье, образующиеся
при выполнении определенных функций,
могут характеризовываться
Конфликт может углубиться, если
жена занимает более высокий статус
в социальной или профессиональной
сфере и переносит ролевые
функции своего статуса во внутрисемейные
отношения. В подобных случаях очень
важна способность супругов к
гибкому переключению ролей. Особое
место среди предпосылок
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, не ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.