Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:04, реферат
В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди этнографов и социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и семейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за короткое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь.
Введение……………………………………………………………………………………….2
Семья. Определение…………………………………………………………………….3
Брак – основа семейных отношений…………………………………………4
Функции семьи…………………………………………………………………………….6
Семейная роль…………………………………………………………………………….7
Задачи социологии семьи…………………………………………………………..11
Категории семейно-брачных отношений……………………………….13
Историческое направление в социологии семьи и брака……….15
Теория социальных групп…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………….….22
Теория социальных групп.
Определенное влияние на социологию
семьи оказала теория «социальных
групп». Ее автором является американский
социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел
различения первичных групп и
вторичных общественных институтов.
Первичные группы (семья, соседство,
детские группы) являются основными
общественными ячейками. Они характеризуются
интимными, личностными, неформальными
связями, непосредственным общением, устойчивостью,
малым размером. В первичных группах
происходит социализация личности. Вторичные
общественные институты (классы, нации,
партии), согласно теории Кули, образуют
социальную структуру, где складываются
безличные отношения и в
В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса и Х. Локка «семья – от института к содружеству». В представители чикагской школы пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно – в содружество. Берджесса и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.
Уже на этой стадии, которую Х. Кристенсен
назвал периодом «появляющейся науки»,
встретились важнейшие для
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.
Проблематика семьи в этот период
становится все более актуальной,
что связано с началом
Существенным становится стремление
откорректировать понятия, которые
необходимы для анализа семейных
процессов, выяснение зависимостей
между этими понятиями. Следует
отметить особую роль в этом процессе
американского социолога
В социологии семьи и брака сделано
немало. Отмечается значительное продвижение
в разработке теории, ее понятийно-категориального
аппарата, практических рекомендаций
по совершенствованию социальной политики
в сфере брачно-семейных отношений,
имеются плодотворные подходы к
исследованию семьи и брака, накоплен
огромный эмпирический материал. При
должной систематизации и дополнениях
разработанные концепции, утверждения,
полученные выводы могли бы придать
фундаментальность и укрепить целостность
специальной социологической
Заключение.
Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья-единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но ,к сожалению, выполняет она эту функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского сосуществования.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединиться для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования- жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей , потребности в сексе.
В чем же неистребимая сила семьи?
Сила и притягательность семьи , ее
сущность заключается в той целостности
, которая присуща семье и
Список используемой литературы.
1. А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология. Курс лекций»- Москва: 1996
2. А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.
3. М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 1983