Семья как социальный иститут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:04, реферат

Описание

В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди этнографов и социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и семейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за короткое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….2
Семья. Определение…………………………………………………………………….3
Брак – основа семейных отношений…………………………………………4
Функции семьи…………………………………………………………………………….6
Семейная роль…………………………………………………………………………….7
Задачи социологии семьи…………………………………………………………..11
Категории семейно-брачных отношений……………………………….13
Историческое направление в социологии семьи и брака……….15
Теория социальных групп…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………….….22

Работа состоит из  1 файл

Социология .Семья как социальный институт..docx

— 43.42 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория социальных групп.

Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальных  групп». Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения первичных групп и  вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы) являются основными  общественными ячейками. Они характеризуются  интимными, личностными, неформальными  связями, непосредственным общением, устойчивостью, малым размером. В первичных группах  происходит социализация личности. Вторичные  общественные институты (классы, нации, партии), согласно теории Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и в которых  индивид включается лишь как носитель определенной функции.

В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса  и Х. Локка «семья – от института  к содружеству». В представители  чикагской школы пытались доказать, что изменения в жизни семьи  происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной  модели семьи). Прочность брака зависит  главным образом от психологических  усилий супругов. Иными словами, семья  изменяется, когда утрачивает все  признаки социального института  и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно – в содружество. Берджесса  и Локк понимали изменения семьи  не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация  была подхвачена и развита дальше.

Уже на этой стадии, которую Х. Кристенсен назвал периодом «появляющейся науки», встретились важнейшие для теории семьи проблемы: формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность  браком  и его успешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции, которые по содержанию близки тем, которые использовались позже.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую  назвали «периодом построения систематической  теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается  число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже –  в СССР и странах восточной  Европы.

Существенным становится стремление откорректировать понятия, которые  необходимы для анализа семейных процессов, выяснение зависимостей между этими понятиями. Следует  отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую «систему социального действия», которая  оказалась достаточно открытой для  междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных  задач. Кроме этого, она способствовала понятийно-языковой интерпретации  социальной действительности. Формализм  этой системы включал в себя априорную  систему понятий, многие из которых  колеблются между чисто теоретическим  истолкованием и операционным применением  в процессе исследования. Для анализа  американской семьи Парсонс использовал  методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно – изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами  впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонс допускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи с процессами функционирования и развития более широких общественных структур. Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс  объясняет процессом социальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи». Происходит перемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости), кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее «специализации» и  повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье.

В социологии семьи и брака сделано  немало. Отмечается значительное продвижение  в разработке теории, ее понятийно-категориального  аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к  исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При  должной систематизации и дополнениях  разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать  фундаментальность и укрепить целостность  специальной социологической теории семьи и брака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья-единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но ,к сожалению, выполняет она эту функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского сосуществования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединиться для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования- жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей , потребности в сексе.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи , ее сущность заключается в той целостности , которая присуща семье и социальной общности , и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взамодополняемости полов, создающих единое «андрогенное существо» , некую целостность, не сводимую  ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.    А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология. Курс лекций»- Москва: 1996

2.    А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.

3.    М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 1983

 


Информация о работе Семья как социальный иститут