Семья как важнейший социальный институт: понятие, признаки, генезис’

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:34, реферат

Описание

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более трех тысяч названий.
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Содержание

Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………………стр.
2.Исторический взгляд на брак………………………………………………. ………стр.
4. Семья как важнейший социальный институт……………………..
3. Кризис семьи и её будущее…………………………………………
5.Признаки семьи…………………………………………………………………………………
6.Заключение………………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 42.33 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

 

Кафедра

 

 

Реферат

" Семья как важнейший социальный институт: понятие, признаки, генезис’’

 

 

 

                                                                                                                           Выполнила:

Прокофьева Валерия Дмитриевна

                                                                                                                                        

                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.  г. Ульяновск 2011г

Содержание      

1.Введение…………………………………………………………………………………………стр.

2.Исторический взгляд на брак………………………………………………. ………стр.

4. Семья как важнейший социальный институт……………………..

3. Кризис семьи и её будущее…………………………………………

5.Признаки семьи…………………………………………………………………………………

6.Заключение………………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья считается одним  из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой  – самой сплоченной  и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей  жизни человек входит в состав  множества самых разных групп  – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или  спортивную команду, – но лишь семья  остается той группой, которую он никогда не покидает.  Проблемы   семьи   изучаются   особой   областью   социологии.   Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования  семьи, характер  выполнения  ее  основных  функций,   особенности   взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и  экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный  перечень  лишь основных вопросов, к  которым обращаются социологи.

Социология семьи –  одна из наиболее  развитых  областей  социологического знания. Только  в  нашей  стране  библиография  работ  по  социологии  семьи насчитывает  более  трех тысяч названий.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить  ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не  обходились без семьи. Обозримое будущее  общества  также  не  мыслится  без  семьи.  Для каждого человека семья – начало начал. Понятие  счастья почти каждый  человек  связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем  доме.

Классическое определение  семьи гласит, что семья — это  малая  социальная группа, члены  которой связаны браком, родительством  и родством,  общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.  

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на  первом месте. Но на место разрушенных  браков  вновь  и вновь создаются  новые. Почему люди женятся и выходят замуж?  Чтобы ответить на  эти вопросы,  рассмотрим  семью как социальный  институт,  социальную общность и малую группу. И начнем, пожалуй, с экскурса в историю,  так как именно в истории необходимо искать ответы на волнующие вопросы.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БРАК.

семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы  и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью  он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают  в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального  государства” в целях достижения сплоченности общества он предлагал  введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий  историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у  ряда племен. Такие сведения встре¬чаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты  “идеального государства”, развивает  идею Платона о патриархальной семье  как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство.

Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное  время. Французский просветитель Жан-Жак  Руссо писал: “Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, пренштель – это подобие отца, народ – детей...”.

Философы античности, средневековья  и отчасти даже нового времени  выводят общественные отношения  из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к  государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды  разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел  в правовом порядке, а Гегель –  в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность  моногамии, фактически отождествляют  понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному  началу. Конечно, между понятиями  “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как  синонимы. Однако в сути этих понятий  есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно  доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные  советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой  более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и  их детей, а также других родственников  или просто близких супругам и  необходимых им людей.

У истоков утверждения  исторического взгляда на брак и  семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816--1887), автор работы “Материнское право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818—1881) “Древнее общество”. Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что “семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество”. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

Методологической основой  понимания причин, побуждающих людей  объединяться в семейные группы, создавать  устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

 

 

 

 

 

 

 Семья как важнейший  социальный институт

Существование семьи, как  и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».1

Через семью наиболее полно  выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи –  последовательность значимых, этапных  событий в существовании семьи  – начинается с заключения брака  и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее  построить схему жизненного цикла  для супругов, которые несколько  раз разводились и создавали  повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный  цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или  начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка  и продолжается до того времени, когда  из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной  семьей.

На третьей стадии процесс  отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие  промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам  рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В  это время у первых отселившихся детей рождаются собственные  дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается  со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую–  брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь  она состарилась.

Социальные функции семьи  имеют два основных источни¬ка их возникновения: потребности общества и потребности са¬мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться  как социальный ин¬ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци¬альную задачу. Можно выделить следующие основные функ¬ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по¬коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба¬бушкой и др.) накопленного обществом социального опы¬та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи¬зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян-ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле¬нов семьи), побуждающее их активно заниматься само¬воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних  и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло¬гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.  Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

7) Все большее значение социологи придавали и при¬дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се¬мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин¬формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли-тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об¬ъединения.

Информация о работе Семья как важнейший социальный институт: понятие, признаки, генезис’