Семья как важнейший социальный институт: понятие, признаки, генезис’

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:34, реферат

Описание

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более трех тысяч названий.
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Содержание

Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………………стр.
2.Исторический взгляд на брак………………………………………………. ………стр.
4. Семья как важнейший социальный институт……………………..
3. Кризис семьи и её будущее…………………………………………
5.Признаки семьи…………………………………………………………………………………
6.Заключение………………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 42.33 Кб (Скачать документ)

Брачная форма регулирования  отношений между представителями  разных полов появилось не сразу. В глубочайшей древности отношения  между людьми, в том числе между  полами, регулировалось только биологическими импульсами. В это время в половое  общение могли вступать друг с  другом все члены общества: братья с сёстрами, родители со своими детьми. Такая форма отношений между  полами, беспорядочная связь между  ними называется промискуитетом. Каждая женщина данного стада могла  принадлежать каждому мужчине этого  же стада. Такое явление называется эндогамией, т.е. браком внутри данной общности. Впоследствии такие связи  стали угрожать существованию данного  рода. Было введено половое табу, полный запрет на сексуальные связи  между людьми внутри данного рода. Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности  вступать в связь с женщиной своего рода, мужчины стали вступать в  случайные связи с женщинами  другого рода. От этой связи рождались  более жизнестойкие дети. Поэтому  постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены. Таким образом, первой формой брака был групповой дуально-родовой  брак. При нём все мужчины одного рода имели право на супружеские  отношения с любой женщиной другого  рода.

Групповой брак существовал  до конца каменного века. Впоследствии преимущественные связи именно с  наиболее предпочитаемыми партнёрами получили всё большее распространение, таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака - парному браку. В нём объединялась уже одна супружеская семья. Правда, любой из напарников мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более последовательно. Поскольку отцовство в таких условиях было трудно установить, родство считалось по материнской линии. Дети, рождённые данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина.

В самом конце каменного  века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда  постепенно создаются условия, когда  супружеская пара оказывалась способной  самостоятельно содержать и кормить  своих детей. И постепенно эта  пара отпочковывалась от рода. Муж  и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей. Отношение между полами стабилизировалось, стало более надёжным установление отцовства, и ответственность за семью всё более переходило к мужчине. Матриархатные отношения перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи - моногамная семья. Жена перешла на жительство к своему мужу и вместе с детьми попала под его власть.

Надо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного брака, но и полигамного брака, когда муж имеет право владеть несколькими женами. Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах. Но история знает и иную форму неравенства в браке: полиандрия, многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев – и получалась так называемая фратериальная семья, или братская.

Семьей в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это прежде всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.

Вопрос о том, что первично – брак или семья, пока ещё дискутируется. Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой семьи. Каждая перепись населения в России показывает, что число женщин, состоящих  в браке, превышает число женатых  мужчин. И это означает, что у  нас существует многоженство. По-видимому, одно и то же явление, фактический  брак, люди расценивают по разному: женщины его объявляют настоящим, равный юридическому, мужчины же полагают безбрачием.

Из приведенного выше определения  семьи следует, что основными  являются три её признака:

ü брачные или кровнородственные связи между всеми её членами;

ü совместное проживание в одном помещении;

ü общий семейный бюджет.

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, семья является одним из самых  древних социальных институтов. Она  возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья  – единственный и незаменимый  производитель самого человека, продолжение  рода. Но, к сожалению, выполняет  она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает  из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет  их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство  общества в жизнь семьи разрушала  ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин  побуждающих людей объединятся  в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным  языком, духовные, физиологические  и сексуальные потребности мужчины  и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

 

Список литературы

 

 

  1. Антонов А.И. Социология семьи  – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640с.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 320с.
  3. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.
  4. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.
  5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология – М.: Академический проект, 2005. – 766с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Семья как важнейший социальный институт: понятие, признаки, генезис’