Семья как важнейший социальный институт. Основные исторические формы брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:04, контрольная работа

Описание

Здравствуйте! В своей контрольной работе я решила раскрыть вопрос «Семья как важнейший социальный институт. Основные исторические формы брака», потому что я считаю, что семья играет важную роль в нашей жизни, но так как я ещё не знакома с предметом социология, то мне естественно интересно, а какое определение даёт эта наука семье и что понимается под термином социальный институт. Но и брак для меня очень актуальный вопрос, а его исторические формы не менее интересны. Поэтому сначала я дам определение основным терминам, фигурирующим в выбранном мною вопросе контрольной работы и только потом, попытаюсь полностью раскрыть данную тему.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….. 3
2.Что такое семья…………………………………………………………..4
3.Понятие социальный институт………………………………………...4
4.Виды и функции социальных институтов…………………………....6
5.Семья как важнейший социальный институт…………………….....8
6.Основные исторические формы брака………………………………..11
7.Эндогамия и экзогамия………………………………………………….12
8.Типы брака………………………………………………………………..12
9.Заключение………………………………………………………………..14
10.Список использованной литературы…………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Семья, как соц.институт.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

   Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребёнка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребёнка; 4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи  последнего ребёнка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

     В социологии  семьи приняты такие общие  принципы выделения типов семейной  организации. В зависимости от  формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жён или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающаяся в себя два или более поколений.

     Семья как  социальный институт возникла  с формированием общества. Процесс  формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно – нормативными регуляторами. Таким, например, как ухаживание, выбор брачного партнёра, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети ит.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и  женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

     На первых  этапах развития общества отношения  между мужчиной и женщиной, старшими  и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определённые обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

       Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личном плане. Наряду с этой основной функцией семье выполняет ещё ряд других важных социальных функций:

       а)  воспитательная – социализация  молодого поколения, поддержание  культурного воспроизводства общества;

      б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

       в)  экономическая – получение материальных  средств одних членов семьи  для других, экономическая  поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных  членов общества;

        г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

       д) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

    е) социально-статусная  – предоставление определённого  социального  статуса членам  семьи, воспроизводство социальной  структуры;

    ж) досуговая  – организация рационального  досуга, взаимообогащение интересов;

     з) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

       Для   понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж),  родительские  (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен чётко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить своё место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдёт к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других её членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

        Ролевые отношения в семье,  образующиеся при выполнении определённых функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей; 3) внутриролевой конфликт,  при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.

 

 

     Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей.

 

    В современном  обществе наблюдается процесс  ослабления семьи как социального  института, изменение её социальных  функций, неролевых семейных отношений.  Семья утрачивает свои ведущие  позиции в социализации индивидов,  в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

 

. Поэтому, разобравшись с определением семьи как важнейшим социальным институтом, рассмотрим следующий вопрос: «Основные исторические формы брака».

 

   Тот факт, что  в брак вступают члены двух  разных родовых групп, оказывает  решающее влияние на структуру  семьи. Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнёра. Тщательная подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Заключение брака  предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу. Брак - исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

 

 Категория брака требует подробного рассмотрения:

    Эндогамия и экзогамия. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнёров для брака. Родители, как правило, обеспокоены не просто желанием женить своих сыновей или выдать замуж дочерей. Они хотят, чтобы дети выбрали себе «подходящую» супругу или «подходящего» супруга, особенно если подобный брак влечёт за собой важные последствия для более крупной группы родственников. Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия - правила, предписывающие заключение брака внутри определённых групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.

   Нормы экзогамии, прежде всего, базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они  вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего  Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. По общему  признанию, эти вопросы остаются нерешёнными, и социологи продолжают ломать голову над реальным источником табу на инцест.

 

Типы брака. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по четырём различным принципам: моногамия – один муж и одна жена;  полигиния – один муж и две или большее число жён; полиандрия – два или большее число мужей и одна жена; групповой брак – два или большее число мужей и две или большее число жён.

 

Поэтому вопросу хочу привести статистику из книги социология Ю.Г. Волкова и др.: моногамия наблюдается во всех обществах, хотя другие формы могут быть не только допустимыми, но и предпочтительными. Моногамия считалась предпочтительным или идеальным типом брака в менее чем 20 % из 862 обществ, включённых в выборку для сравнительного исследования культур. Полигиния получила широкое распространение в мире – в 83 % из 862 обществ. Включённых в выборку, мужьям разрешается иметь по две жены. Полиандрия встречается крайне редко. Как правило, принцип полиандрии не предполагает свободы сексуального выбора для женщин; зачастую он означает лишь, что младшие братья мужа также получают право или возможность жить с женой своего старшего брата. Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма.

 

 

                                                                                                          

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

   По выше изложенному  материалу я хочу сделать следующий  вывод:

  1. Что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом. Хотя  семья в наше время уже напрямую не так связана с браком как раньше, но эти два понятия до сих пор остаются дополнением друг друга.
  2. А брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых двое или более людей составляют семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Список использованной литературы

 

 

1.Социология /А.В. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко,  А.В. Попов. – М., 2003г.

2.Социология / А.А. Радугин,  К.А. Радугин. - М., 2003г.

3.Социология /С.С. Фролов  – М., 2003г.

 

 




Информация о работе Семья как важнейший социальный институт. Основные исторические формы брака