Семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:14, реферат

Описание

Семья - основная ячейка общества, многие общественные процессы связаны с отношениями людей в семье. Какова же роль семьи в обществе и вообще, что она собой представляет? Чем определяются и на чем основываются семейные отношения? Каковы перспективы семьи в современном мире?

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.69 Кб (Скачать документ)

Если же со стороны  одного из супругов чувства более  глубокие, чем просто дружба, то такой  вариант, пожалуй, даже хуже. Ведь не видя ответной любви, человек начинает испытывать дискомфорт, он хочет отдать свои чувства, а их не принимают. Ситуация односторонней  любви в семье (особенно со стороны  мужчины) очень распространена. Это  связано, наверно, с тем, что женщины  чаще готовы образовать семью по дружбе, да еще, если ее любят. Когда дружба с обеих сторон, люди договариваются и вступают в брак сознательно  и зная, что делают. А вот если мужчина любит, то у женщины два варианта: либо честно сказать, что нет, но замуж хочет и, если согласен, - давай; либо притворяться тоже любящей. Второй вариант хуже, т.к. обман рано иди поздно вскроется и муж вряд-ли обрадуется. Уж лучше быть честной. И вообще, честность и откровенность - одно из главных условий семейного счастья.

  • отсутствие физического и эмоционального соответствия

Такой, т.е. основанный только на общих интересах, тип семьи, характерен для людей, ведущих замкнутый  образ жизни, обычно поглощенных  своей работой и фанатично  ей преданных. Такие семьи образуют в зрелом возрасте, чтобы не быть одинокими или иметь детей, люди связаны только профессией, общаются в основном на этой почве, а в сущности остаются чужими друг другу. Возможно, в такой семье будет мало конфликтов, т.к. любой конфликт - это взаимодействие, а это редкость в этих семьях. Обычно там дом - это работа, и работа - это дом, супруги воспринимают друг друга как сослуживцы. Конечно, счастье в этих семьях не бывает, да зачастую оно не особо нужно. Такие семьи характерны для революционеров, политических деятелей, для ученых, живущих в замкнутых и часто засекреченных городках и т.п.

  • отсутствие физического и интеллектуального соответствия

Семья эмоционально-близких  людей, которых больше ничто не роднит...  

Даже поговорка  есть: "все ерунда, лишь бы человек  был хороший". Такая психология свойственна некоторым людям, чаще женщинам, они большее внимание уделяют  морально-нравственным качествам мужчины, считая их главными в семейной жизни. Какая-то доля истины в таких рассуждениях есть, хотя, конечно, все три фактора (физический, эмоциональный и интеллектуальный) равнозначны и не заменяются друг другом. Как и большинство семей "по расчету", такие семьи прочны, но и не очень счастливы. Конечно, с хорошим и понимающим тебя человеком  надежно, спокойно и приятно, но все же этого мало, особенно для мужчины, который нуждается и в интеллектуальном общении (соответственно своему уровню, разумеется), не говоря уже о физической симпатии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Однополые семьи 

Еще лет 20 назад  о таких семьях никто и подумать не мог, а теперь во многих странах  идут дискуссии о разрешении на их регистрацию (а в некоторых это  уже сделано).  

Однополая любовь, сама по себе, существует столько же, сколько и разнополая. Ее причины  рассмотрены в упомянутой ранее  статье "О взаимодействии людей". Тут речь о семье.  

К сожалению, общество чаще всего очень негативно относится  к однополым отношениям. Почему? Причина простая: основой семьи  для большинства людей является именно процесс размножения и  наличие детей, что, разумеется, невозможно в семье однополой. С этой точки  зрения, разумеется, регистрация и  признание такой семьи невозможны. Мало того, попытки взять детей  на воспитание в такой семье тоже нельзя считать разумными, поскольку, имея двух пап или двух мам, ребенок  совершенно теряет представление о  демографических процессах. Но это  один подход.  

Как указывалось  мной в вышеназванной статье, любовь и размножение - это разные вещи. Если два однополых человека хотят  жить вместе - это их дело. Если они  хотят зарегистрировать свои отношения  на случай каких-то юридических споров (а как я уже писал, это практически  единственная причина для регистрации  браков вообще) - это тоже их право, пусть  регистрируют. Их отношения будут  считаться семьей в силу наличия  указанных выше признаков семьи. Однако, все, что связано с размножением, такой семье недоступно и поэтому  вроде бы не стоит брать им детей  на воспитание. Но...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Полигамные семьи 

Есть еще одна разновидность семьи - полигамная. Один муж и несколько жен, или наоборот. С точки зрения жителя Запада такая  семья кажется дикой и непонятной. Однако, дело не только в том, что  ислам, например, разрешает иметь  до 4 жен (все они, кстати, имеют большие  права и социально защищены). Вспомним фильм "Белое солнце пустыни": одна жена стирает, одна готовит, одна детей воспитывает - и все одна? Да, это все действительно трудновато совместить...  

А если одного мужчину  любят несколько женщин? А он любит  их и не может сделать выбор, обидев остальных и разбив их чувства? А  если двое мужчин любят одну женщину, а она тоже не может выбрать  между ними, любя обоих (вспомните "Маленькую  хозяйку большого дома" Д.Лондона)?  

Почему нельзя разрешить  им образовать такую тройную или  более семью (разумеется, если все  участники согласны)?  

Все дело в том, что люди подходят к семье и  даже любви с позиции собственника: это мой муж (жена), никому не отдам, никто не имеет права близко подойти! На самом деле, любовь - это не право  собственности. И семья - это всего  лишь то, что перечислено в начале этой статьи (а там не оговорено  число участников), но вовсе не право  монопольного владения чьим-то телом  или душой.  

Рассуждения о нравственности тут неуместны, поскольку взгляды  на эту нравственность меняются со временем, зависят от страны, религии  и от многих других факторов. Тем  более, что ничего безнравственного в любви нет вообще! Поэтому общественное осуждение таких браков, а уж тем более их уголовное преследование - это отголоски первобытного права на обладание и современному цивизованному демократическому обществу никак не соответствуют. Разумеется, повторяю, в том случае, если все участники такой семьи согласны жить именно таким образом. И если это так, то общество не имеет никакого права вмешиваться в чужую личную жизнь и предъявлять какие-то требования.  

И в такой семье  вполне может быть несколько мам  и один папа (или наоборот, хотя это  менее вероятно). И если дети будут  видеть в такой семье любовь и  понимание между взрослыми, то и  сами они будут воспитаны в  духе любви и взаимопонимания. И  все поймут.  

И такая семья - это гораздо лучше и нравственнее, чем современные обманутые жены, тайные любовницы и внебрачные дети, обреченные на безотцовщину. И какой толк от подобных запретов и ограничений? Любовь все равно не терпит ни запретов, ни ограничений, история цивилизации показывает это постоянно.  

Супруги и возлюбленные - не собственность друг друга! Может  быть, в третьем тысячелетии человечество это поймет, наконец...

 

 

 

II. Родители и дети 

Добровольно бездетных  семей мало. Такие семьи часто  активно занимаются научной или  политической деятельностью и им не до детей, либо считают, что дети необязательны и хотят жить "для  себя", не обременяя себя заботами и обязанностями по отношению  к детям.  

К сожалению, реалии сегодняшнего западного образа жизни (который постепенно расширяется  все дальше на Восток) диктуют совсем не естественное поведение человека. На первое место ставятся карьера  и экономическая состоятельность, что неизбежно приводит к рождению детей в предельно-допустимом (с  точки зрения медицины) возрасте и  поэтому больше чем одного ребенка  такая семья завести просто не успевает. Бывает, что не решается (или не успевает) завести даже одного...  

Но сейчас мы говорим  о семьях с детьми.  

Большинство семей  имеют одного-трех детей, большее  число детей характерны для Востока. Число детей в семьях, а также взаимоотношения родителей н детей, определяются и социальным статусом семьи, и тем, в городе или деревне живет эта семья, и многим другим.  

Большое значение для отношений родителей и  детей имеет и то, желанные это  дети, или нет. К сожалению, из-за неграмотности родителей, а зачастую и их бедности, нежеланный ребенок - явление довольно распространенное в слаборазвитых странах. Но мы будем  рассматривать те семьи, где ребенок  приносит радость, где его ждали  и наконец все позади, вот он в кроватке.  

Воспитание ребенка  в принципе начинается сразу после  рождения, а возможно, еще в утробе, т.е. тогда, когда ребенок начинает хоть как-то воспринимать окружающий мир.  

В наших семьях чаще всего с ребенком возится  мать и, соответственно, она в основном и занимается воспитанием. В то время, как и сыну, и дочери требуется общение с отцом, требуется и мужское воспитание. Но мужчины работают, да и традиционно воспитание детей считается женским делом.  

Воспитание очень  тесно связано с педагогикой, можно сказать, что это в какой-то степени одно и то же. Есть люди, способные  к педагогической деятельности, есть абсолютно бездарные, есть средние. Но дети рождаются у всех и проблема воспитания с одинаковой силой встает перед всеми. Существует множество пособий по воспитанию детей, каждое из которых выражает определенную концепцию, причем зачастую эти пособия противоречат друг другу. Но воспитание детей, формирование их личности, нельзя сводить к жесткому набору правил, это очень индивидуальное дело, хотя, конечно, есть общие принципы.  

Взаимоотношения родителей  и детей зависят от возраста. Когда  ребенку два года - это одно, когда  десять - другое, когда пятнадцать - то совсем другое. Каждому возрасту соответствует формирование определенных "параметров" личности. И каждый из этих периодов накладывает большую  ответственность на воспитателей, ибо  все, вложенное в ребенка, когда-нибудь обязательно проявится в его  поведении.  

Считается, что  основной характер, тип поведения  и т.п. у ребенка сформировывается примерно в первые три года. Но опять  же, разные концепции воспитания отдают приоритет разным возрастным интервалам, некоторые самым важным считают период внутриутробный, еще до рождения ребенка. В принципе, это вполне оправдано, поскольку в последние месяцы беременности ребенок отчетливо слышит все, что происходит вокруг, наряду с этим он очень тонко воспринимает эмоциональное состояние матери.  

Некоторые традиции делят жизнь человека на 7-летние интервалы. Мы сейчас не будем вдаваться  в описание механизма, лежащего в  основе такого деления (это отдельная  большая тема). Что касается названий этих интервалов, то лично я предпочитаю  следующий вариант:  

0 - 7 младенчество   

7 - 14 детство  

14 - 21 отрочество   

21 - 28 юность  

28 - 35 молодость   

35 - 42 зрелость  

42 - 49 стабильность   

49 - 56 поворот  

56 - 63 преклонность   

63 - 70 угасание  

70 - 77 затухание   

77 - 84 пассивность   

84 - 91 инертность   

91 - 98 старость  

98 - .. долголетие   

Формирование человека формально завершается к периоду  юности, недаром с 21 года уже разрешают  участвовать в выборах.  

Функции же воспитателей практически завершаются к 14 годам. Конечно, человек в той или  иной степени всю жизнь чему-то учится и так или иначе воспитывается, но важность и значимость заложенного в детстве несопоставима со всем последующим опытом. Тем более, что после 14 лет (примерно) ребенок становится гораздо более самостоятельным и его дальнейшее формирование происходит уже под влиянием не столько семейных факторов, сколько внешних.  

Конечно, в какой-то мере эти сроки условны  и зависят как от местности  проживания, так и от индивидуальных особенностей ребенка.

Считается, что  самый трудный возраст - это т.н. "переходный" возраст, т.е. примерно отрочество в данной классификации, когда развиваются репродуктивные функции организма, что вызывает резкие перепады настроения, рост агрессивности, повышенные требования к независимости  и т.д. - "гормоны бесятся". На практике сейчас, особенно в южных странах и областях, этот сложный возраст сдвинут вниз года на 2 и начинается лет в 12, заканчиваясь уже годам к 18.  

Но все дело в  том, что мнение об особой трудности  данного возраста не совсем верно, о  чем речь пойдет далее.  

Рассмотрим начальные  периоды жизни отдельно:  

    • дети до семи лет  

Конечно, название "младенчество" для этого периода  звучит несколько непривычно, однако будем исходить из того, что дети в этот период все же очень зависимы от взрослых чисто в бытовом плане, а кроме того, они так или иначе находятся с ними в очень тесном контакте.  

Большое значение имеет то, где проводят дети основное время: в детских учреждениях  или с мамой (или бабушкой). На вопрос о том, где же воспитывать  лучше, единого ответа нет.  

С одной стороны, с детства привыкая к коллективу, ребенок будет более раскован, более общителен, он научится себя вести  в различных ситуациях со сверстниками, будет более самостоятельным, более  ответственным за свои поступки.  

С другой стороны, в детских садах воспитание зачастую сводится к полной унификации детей, подавлению их личности, стремлению воспитателей максимально облегчить себе жизнь  ценой ущемления свободы и  интересов детей. Кроме того, ребенок  сразу попадает в жестокий мир  борьбы за существование, он должен быть постоянно готов отражать нападения  сверстников, защищать себя и свои вещи. Такое положение на сильных и наглых действует возбуждающе, они еще больше наглеют и, чувствуя свою безнаказанность, становятся заядлыми хулиганами. А слабые, тихие и добрые становятся забитыми, покорными и закомплексованными или сами становятся агрессивными и жестокими.  

Что касается положения  детей в семье, то тут важны  очень многие факторы: и тип семьи (о чем говорилось ранее), и общий  уровень родителей, и наличие  бабушек и дедушек, отношений  родителей с ними, и многое другое.  

Дети в этом возрасте много капризничают, они еще не понимают, что можно, а что нельзя. Родители должны сделать так, чтобы  ребенок обязательно их слушался. Сделать это можно разными  способами: можно страхом, наказаниями  и руганью, а можно объяснить, поговорить, даже договориться о чем-либо. Конечно, второй путь сложнее, он требует  терпения, времени, сил и некоторого умения, но зато он позволяет родителям  чувствовать себя увереннее и  спокойнее, поскольку ребенок не будет нарушать договор. Вообще маленькие  дети очень любят, когда с ними разговаривают, как со взрослыми. Они будут стараться оправдать доверие, будут держать свое слово, Разумеется, перед ними должен быть пример родителей, если же они будут видеть, что родители обманывают друг друга, нарушают свои обещания, какие-то запреты и т.п., то и дети будут делать то же самое и родители не смогут ничего с этим поделать.  

Информация о работе Семья