Семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:14, реферат

Описание

Семья - основная ячейка общества, многие общественные процессы связаны с отношениями людей в семье. Какова же роль семьи в обществе и вообще, что она собой представляет? Чем определяются и на чем основываются семейные отношения? Каковы перспективы семьи в современном мире?

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.69 Кб (Скачать документ)

Ребенок обязательно  будет проверять родителей на твердость, он постарается выяснить свой статус в семье, свое влияние  на родителей. Статус ребенка может быть ниже родителей (ребенок должен беспрекословно подчиняться, он не имеет права на собственное мнение и т.д.), наравне с родителями (демократическая семья, где уважаются интересы каждого, в т.ч. и ребенка, несмотря на его маленький возраст) и выше родителей (избалованный и эгоистичный ребенок, который не знает слова "нельзя" и все желания которого выполняются родителями, а не то ребенок устраивает истерику и все равно добивается своего). Не приходится сомневаться, что демократическая семья оптимальна, хотя создать ее не так-то просто. Но жить в такой семье, конечно, приятнее, да и ребенок вырастает более развитым, более свободным, что хорошо и для него, и для общества.  

    • дети от семи до четырнадцати лет  

Верхняя граница  примерно совпадает с началом  переходного возраста, нижняя - с  началом обучения в школе.  

Если ребенок  воспитывался в детском саду, то переход к школьному воспитанию проходит практически незаметно. А  вот если ребенок воспитывался дома, то смена статуса может сказаться  на нем очень сильно. Конечно, многое зависит от характера ребенка  и от того, какое положение он занимает в семье (см. выше). Уровень развития ребенка тоже имеет большое значение: одно дело, когда придя в первый класс, ребенок не умеет ничего, и другое, когда он уже и читает, и считает.  

Мир школы мало чем отличается от мира дошкольных учреждений, разве что более жесток, поскольку дети ставовятся старше. Для родителей этот период, пожалуй, самый спокойный, характер ребенка сформировался и жизнь течет спокойно и однообразно. Конечно, воспитание должно продолжаться непрерывно, но уже не требует от родителей прежних усилий и изобретательности.  

В этот период родители должны стараться установить максимальный контакт с ребенком, вместе ходить гулять, в кино и театры, обсуждать  это, отвечать на вопросы, т.е. формировать  интеллектуальный облик ребенка. Родители должны сделать так, чтобы ребенок  им доверял, не скрывал от них свои проблемы. Фактически в этот период закладывается фундамент всех последующих  отношений между родителями и  детьми.  

    • дети после четырнадцати лет  

Примерно в этом возрасте дети вступают в период полового созревания. Период этот имеет существенные особенности: ребенок становится раздражительным, подчеркнуто независимым, перестает  слушаться, часто попадает в дурные компании. Разумеется, все эти неприятные явления протекают у разных подростков с разной силой. Очень большое  значение имеет положение ребенка  в семье, наличие или отсутствие его контактов с родителями. Тут  как раз и проявляется все  то, что было заложено в отношения  в прошлом периоде.  

Родители должны с пониманием относиться к появляющейся независимости детей, они не должны ущемлять их самостоятельность, настырно лезть в дела своего ребенка. Если до этого родители и ребенок тесно  общались, доверяли и уважали друг друга, то скорее всего этот переходный возраст пройдет незаметно. Если же ребенок рос "на улице", то теперь он будет проводить там все больше времени, зачастую попадая в плохие компании.  

В этом возрасте у  ребенка, с одной стороны, обостряется  чувство индивидуальности, он не терпит никакого принуждения, а с другой стороны, он боится быть не похожим  на сверстников, боится, что его не примут в компанию и поэтому часто  подстраивается под эту компанию, даже если сам он и не такой. Многие подростки ищут себе пример для подражания, часто таким примером становятся старшие и более сильные ребята.  

Что касается девочек-подростков, то и они часто становятся неуправляемыми, хотя, конечно, у девочек стремление к лидерству, к самоутверждению  выражено слабее.  

В переходном возрасте дети (впрочем, это уже и не совсем дети...) начинают интересоваться противоположным  полом, у них возникает много  вопросов. Если ребенок имеет контакт  с родителями, он задаст эти вопросы  им, и они должны ответить спокойно и откровенно. В противном случае ребенок будет получать ответы от сверсников, а у тех далеко не всегда верные представления по этому вопросу.  

Родители должны с чуткостью и вниманием отнестись  к первой любви их ребенка, но нельзя допытываться, давать указания, а уж тем более запрещать.  

Есть еще один серьезный аспект сексуального воспитания. В сознании многих мужчин физическая близость однозначно ассоциируется  с фактором обладания, насилием и  унижением партнера. И даже вроде  бы влюбившись и очень ревностно  оберегая честь своей избранницы, такие мужчины в отношении  прочих женщин позволяют себе высказывания более чем грязные (и неважно, что заочно). И все самые смачные  ругательства в сущности сводятся к угрозе полового сношения.  

Конечно, можно  предположить, что в основе этого  лежит присущий самцам многих животных принцип "метить территорию", а  люди перенесли этот принцип и  на женщин, вступил в связь - значит, она уже твоя. Но соответствует  ли такое отношение званию Человека?  

Я считаю, что важнейшим  аспектом воспитания подростков должно быть именно формирование их правильного  отношения к физической близости. Они должны ясно и однозначно понять, что сношение ни в коей мере не является способом унижения для одного и способом самовозвышения для другого. И что угрозы подобного рода по сути просто безграмотны.  

К сожалению, в обществе такое пагубное отношение к физическим отношениям стало практически нормой. И задача всех воспитателей (и родителей, и педагогов, и всех прочих) прежде всего самим осознать ошибочность  и вредность подобного подхода, а затем объяснять детям истинный смысл и суть близости. Тем более, что в истории человечества были культуры, рассматривающие секс не как унижение, а как высшее счастье. Подробнее этот вопрос рассмотрен в моей прошлой статье "Что же такое `секс`?".  

Родители должны учитывать вклад в воспитание и средств массовой информации. Сейчас есть очень много литературы и фильмов, где дети могут удовлетворить все свое любопытство по всем вопросам. Но к сожалению, все эти источники часто содержат откровенно ложную информацию, формируют взгляды детей в соответствии с подходами и желаниями отдельных режиссеров, фирм и даже правительств.  

Особенно велик  тут вклад телевидения, которое  показывает ежедневно десятки фильмов, содержащих сцены убийств, насилия, жестокости и грубого секса. И  в результате дети начинают воспринимать агрессию и жестокость - как норму жизни, а то и доблесть. И, опять же, сексуальные отношения у них тоже начинают ассоциироваться с грубостью, силой и продажностью, что полностью соответствует сути всех ругательств, которые, увы, им приходится слышать с раннего возраста.  

И уж если дети смотрят  это все, то долг родителей не только ограничить время и регулировать ассортимент такого просмотра, но и  объяснять детям, что и как  на самом деле, комментируя ситуации и обосновывая свою критику. И  вообще, к сожалению, часто сами родители приучают детей к телевизору, лишь бы те не мешали им заниматься своими делами.  

А в идеале, конечно, надо воспитать детей так, чтобы  они сами чувствовали истинное искусство  и просто не хотели смотреть на низкопробные боевики, которыми их пытаются пичкать  с экранов.  

А если уж очень  хочется ругаться (к сожалению, выброс отрицательных эмоций происходит обычно именно так) - не надо использовать для  этого названия половых органов, ведь в сущности эти органы предназначены для выражения любви друг другу, но никак не злости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многодетные семьи 

Как уже было сказано  выше, в западных странах сейчас очень мало семей, имеющих более  одного ребенка. В то же время в  странах Азии многодетные семьи - явление обычное. Причем количество детей может достигать десятка  и более, особенно в сельской местности.  

В принципе, столь  многодетные семьи практически  не отличаются от семей с 2-4 детьми. Но вот однодетные семьи отличаются принципиально.  

Единственный ребенок  в семье часто вырастает избалованным и эгоистичным, поскольку все внимание взрослых направлено только на него. Избыточное внимание создает у ребенка ощущение избранности, тем более, что часто именно так к нему и относятся в семье.  

Если детей несколько, ситуация уже совсем другая. Во-первых, если дети близки по возрасту, то даже воспитываясь дома, они воспитываются в коллективе. Во-вторых, старшие дети обычно помогают родителям ухаживать за младшими и соответственно рано приучаются заботиться о других, приучаются к ответственности, раньше взрослеют и редко бывают эгоистами, поскольку их не балуют.  

В подростковом возрасте дети в семье могут соперничать, бороться за лидерство, ссориться, родители должны мягко и тактично объяснить, что это нехорошо, Впрочем, в серьезной  ситуации дети будут поддерживать друг друга. Конечно, решающее значение в  жизни семьи имеют культурный уровень родителей и характер детей.  

А вообще, предпочтительно  иметь двух-трех детей с разницей в возрасте четыре-пять лет. Это способствует более правильному формированию детей, избавляет от крайних проявлений и самих детей, и родителей. К  сожалению, материальные условия большинства  семей позволяют иметь только одного ребенка, да и вообще в городах  это более принято.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

За многолетнюю  историю существования человека попытки реформировать или даже уничтожить семью предпринимались  неоднократно. После революции 1917 г. ходили упорные слухи, что большевики собираются обобществить не только землю  и орудия труда, но и женщин. Основания  для таких слухов были, в некоторых  областях слишком ярые реформаторы предпринимали попытки использовать женщин "по прямому назначению". Правда, в конце концов слухи улеглись, а семья осталась. Теперь ей отводились и политические функции как основной ячейке социалистического общества.  

В 70-х годах в  Америке имела место сексуальная  революция. Казалось, что семья потеряла свою ценность, беспорядочные связи  заполнили все, а вместо замужества многие женщины стали обзаводиться "бойфрендами" (попросту официальными любовниками). Таким способом люди получали свободу (ведь семья свободу ограничивает). Но революция постепенно кончилась и сейчас значимость семьи снова стала расти, хотя понятие "бойфренд" осталось и даже перешло через государственные границы.  

В конечном итоге, можно быть уверенными, что семья  не исчезнет, потому что пока есть любовь - есть и желание жить вместе с  любимым человеком. И уж этот тип  семьи - "семья по любви" - будет  всегда. А в остальном - понятие  семьи неизбежно меняется, расширяется  или сужается, преобразуется. Это  естественный процесс, главное, не мешать людям жить так, как они хотят жить.  

Тогда и разводов станет меньше, и ошибок в выборе спутника жизни, и всякого рода конфликтов. И, конечно, надо всегда помнить, что  по-настоящему счастливыми могут  быть только семьи, созданные на основе настоящей большой любви. Все  остальное - только имитация...  

Возможно, некоторые  высказанные здесь идеи кому-то покажутся  странными, дикими и даже аморальными. Но все ведь в мире относительно, в каком-то смысле относительны и  нормы морали, и вообще понятие "нормы". На земле сейчас живет более шести  миллиардов людей, говорящих на нескольких сотнях языков и придерживающихся часто  совершенно непонятных для посторонних  обычаев. И для этих посторонних  некоторые обычаи тоже могут казаться странными или аморальными, но это  не дает никому права заставлять других менять свои обычаи или пристрастия.  

На первом месте  действительно должна быть свобода, но свобода, основанная на добровольности всех видов отношений людей, ибо  если нет добровольности, то нет  и свободы. Разумеется, речь не идет о тотальной вседозволенности, но конкретные рамки допустимого поведения  людей должны основываться не на каких-то абстрактных догмах, а на четких и обязательно логически обоснованных принципах, учитывающих индивидуальные особенности людей, их вкусы, взгляды  и т.п.  

Только в этом случае общество будет свободно от проявлений разного рода ксенофобии и агрессивности, каким оно и  должно быть в 21 веке...

 

 

 

Литература

  1.  
    Л.А.Кулик, Н.И.Берестов. Семейное воспитание.- М., Просвещение, 1990г.
  2.  
    Ди Снайдер. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
  3.  
    Козлов Н.И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. – М., АСТ-ПРЕСС. 2000.

 


Информация о работе Семья