Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:18, реферат
С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. в России центральное место в академической социологии и публицистике занимала субъективная школа. Она была представлена такими именами, как П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев; в ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие. Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным.
Введение
1. Субъективная школа в русской социологии 4
1.1 Лавров Петр Лаврович как главный представитель субъективной школы 4
1.2 Михайловский Николай Константинович (1842-1904) 9
1.3 Южаков Сергей Николаевич (1849-1911) 15
1.4 Кареев Николай Иванович (1850-1931) 16
Заключение 18
Список использованных источников 19
Личность, наделённая способностью страдать и наслаждаться, не может быть сведена, полагал Михайловский, к функции бездушного винтика. Страдания и наслаждения должны быть введены в формулу прогресса. Идею прогресса Спенсера Михайловский считает неверной потому, что движение цивилизации противоречиво - есть два вида прогресса: прогресс личности и прогресс общества, которые «не всегда совпадают и в сумму цивилизации входят иногда неравномерно». Лишь тогда, заключал Михайловский, когда «возьмём за центр своего исследования мыслящую, чувствующую и желающую личность», то, естественно, признаем прогрессивным только такое движение, которое «увеличивает массу наслаждений этой личности и уменьшает массу её страданий. Как и Лавров, Михайловский смотрел на историю с позиций должного. Нравственный идеал становится у него мерилом ценности истории.
Обращаясь к теме прогресса
в русской субъективной социологии,
трудно обойти стороной, вопрос о критике
Лавровым формулы прогресса
В связи с этим непременно
надо отметить, что под категорией
«разделение труда» Михайловский понимал
качество социальных отношений, полноту
пребывания человека в социуме. Смена
органического прогресса
В основании социологических доктрин обоих мыслителей лежал нравственный идеал, идея целостной личности. Именно она, индивидуальность, с производимым из неё нравственным обустроением мира, становилась мерилом сущего. Поскольку действительные тенденции жизни вступали в нравственный конфликт с реальностью, то задача социолога и историка менялась. Учёный должен был исследовать мир не в его реальных тенденциях и противоречиях, а в их будущих формах. Мыслитель был призван исследовать не жизнь, а факторы её улучшающие, отыскать основы человеческого счастья.
Сила для общественных преобразований принадлежит народу, и только он сам может её употребить. Личность противостоит общественным формам только тогда, когда за ней стоит большинство, масса, сплочённая своими потребностями и интересами. Михайловский замечал: один герой ничего не сделает, не совершит в истории, если его не поддержит большинство.
Массовые движения отличает нераздельность индивидуальных и общественных интересов. Личность только тогда способна повести за собой массы, когда хотя бы на словах выражает интересы этой массы, толпы. В этом случае личность выступает как сила действующая, как воплощение сознательного. Массы же, казалось бы, являются образцом бессознательного. Но Михайловский не упрощает проблемы, а пытается затронуть её глубинные пласты: дело не в героях, считает он, а в особенностях настроения, в характере явлений культурной среды в данный момент и в положении масс в данной стране.
Таким образом, Михайловский
воспользовался «субъективным методом»,
предложенным ранее Лавровым; он оснастил
его рядом аргументов, дополнений
и пояснений. Их основной смысл таков:
в естественных науках, прибегающих
к объективным методам изучения
стихийных материальных явлений, при
строгом соблюдении приёмов сбора,
описания, классификации и обобщения
материала, возможно, получить общепризнанный
истинный результат (он его называет
«правда-истина»); в обществоведении
в силу специфики изучаемых явлений
(наличия в самих объектах сознательного
и бессознательного элементов, объединяемого
людьми в цели их поведения) требуются
другие приёмы и методы, и результат
получается более сложным («правда-справедливость»).
Эти приёмы и дают нам субъективный
метод, который при сознательном
и систематическом применении не
просто вскрывает причины и
Люди в познании социального
мира всегда остаются невольными рабами
своей групповой
Социология для Михайловского
представлялась наукой, исследующей
желательное в общественной жизни
и то, насколько оно возможно,
т.е. исследующая общественные отношения
с позиции сознательно
Индивидуальностью Михайловский
обозначает любое онтологическое целое,
«вступающее в отношения
Главная форма «общественной
индивидуальности» (ещё раз хочется
подчеркнуть, что это не означает
индивидуальность как идейное единство
общества, а только один из типов
индивидуальности, присущих обществу),
по Михайловскому, является личность (более
мелких «социальных атомов уже нет
в обществе). Наряду с неделимой
«человеческой
Наконец, надо сказать, о том,
как старался Михайловский дать такое
определение общественному
1.3 Южаков Сергей Николаевич (1849-1911)
Культура создаёт единство «активными элементами» общества - личностями, которые являются отчасти сами продуктами этой же культуры. По мнению Южакова, существует три вида деятельности личности: самостоятельная, но не согласованная с интересами общества, принудительная деятельность, насильственно согласованная с обществом, и самостоятельная, свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и общества. Идеал справедливого общества предполагает максимальное расширение последней сферы.
Вообще-то, Южаков выступает против словосочетания «субъективный метод», предложенного Лавровым и Михайловским, так как считал это обозначением некритичности. При этом он признавал важность соотнесения полученных результатов с нравственным идеалом, с оценкой с позиции «должного». Но никакого особенного метода он в этом не видел. Методы социологии носят объективный характер, но добытые с их помощью результаты должны получать нравственную оценку. На этом основании он заменил название «субъективная школа» на «этико-социологическая школа». Мораль - явление чисто социальное, которое является одновременно и условием, и результатом развития общества.
Полное игнорирование
наукой до Конта соотношения
между обществом и другими
явлениями, полное
Оценка относительной
важности явлений на основании нравственного
мировоззрения (идеала исследователя)
и построение научной теории при
помощи того же критерия - вот, по Южакову,
отличительная черта, существенный
признак субъективного метода.[
1.4 Кареев Николай Иванович (1850-1931)
Подобно Южакову, Кареев думает, что вся общественная жизнь состоит из внешних проявлений человека в слове и деле, и в основном всех культурных и социальных отношений, наблюдаемых нами вокруг нас. Процесс социальной эволюции является не простым механическим развитием, а имеет характер процесса психического. Психика человеческих коллективов должна быть так же предметом научного исследования, как и внутренняя, душевная жизнь отдельной человеческой личности, психика интраментальная. На границах психологии и социологии существует своя промежуточная область - социальная психология. Социология, по Карееву, должна заниматься социальными организациями.
Психология занимает именно
промежуточное место между
Психология сама по себе изучает весь внутренний мир человеческой личности, которая составляет первичный элемент общества, мир её представлений, чувствований и стремлений. Этот внутренний мир личности создаётся не только под действием на неё со стороны окружающей природы через чувства зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, но и под влиянием другой среды, в которой живёт каждый отдельный человек, среды общественной, или того, что мы называем культурой. Само существование общих целому народу идей, настроений, стремлений или особенностей национального характера было бы немыслимо, если бы миром каждая индивидуальная психика была замкнутым в себе миром, вне всякого общения с другими такими же замкнутыми в себе мирами. На деле этого нет.
Экономический материализм Кареев тоже объясняет с точки зрения психологии. Производственные отношения сами по себе возможны лишь на почве психического взаимодействия, говорит он. Правда, в данном случае первенствующую роль играют не идеи, а интересы, нужды, потребности, но раз в процессе добывания материальных благ люди вступают между собою в те или другие практические отношения, сами эти отношения создаются не иначе, как путём взаимодействия волевых актов, приводящих людей к тем или другим поступкам и обуславливающих общее направление их поведения.