Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".
Если аттитюд формируется
на основе предшествующего жизненного
опыта, то изменение возможно лишь при
условии включения социальных факторов.
Подчиненность самой социальной
установки более высоким
В когнитивистской
традиции объяснение изменению социальных
установок дается в терминах так
называемых теорий соответствия Ф. Хайдера,
Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда. Изменение
установки происходит в том случае, когда
в когнитивной структуре индивида возникает
несоответствие, например сталкиваются
негативная и позитивная установки на
какой-либо объект. Стимулом для изменения
аттитю-да является потребность индивида
в восстановлении когнитивного соответствия,
упорядоченного восприятия внешнего мира.
Феномен социальных
установок обусловлен как фактом
его функционирования в социальной
системе, так и свойством регуляции
поведения человека как существа,
способного к активной, сознательной,
преобразующей производственной деятельности,
включенного в сложное
Изменение социальной
установки должно быть проанализировано
как с точки зрения содержания
объективных социальных изменений,
затрагивающих данный уровень диспозиций,
так и с точки зрения изменений
активной позиции личности, вызванных
не просто в ответ на ситуацию, но
в силу обстоятельств, порожденных
развитием самой личности. Выполнить
эти требования анализа можно
при одном условии: при рассмотрении
установки в контексте
37. Предубеждение
и дискриминация как
Предубеждение –
особый тип установки (главным образом
негативной) по отношению к членам
определенной социальной группы.
Дискриминация –
негативные действия, направленные против
этих людей, установки, переведенные в
действия.
Люди, с предубеждением
относящиеся к определенным группам,
зачастую обрабатывают информацию об
этих группах иначе, чем информацию
о других группах. Они уделяют
больше внимания информации, согласующейся
с их предвзятыми взглядами.
Если предубеждение
является особым типом установки, то
оно может не только включать в
себя негативную оценку группы, против
которой направлено, но также содержать
негативные чувства или эмоции людей,
его выражающих, когда те оказываются
в присутствии или думают о
представителях той группы, которая
им так не нравится.
Предубеждение может
включать в себя мнения и ожидания
относительно членов различных социальных
групп – стереотипы, предполагающие,
что все члены этих групп демонстрируют
одни и те же черты и ведут себя
одним и тем же образом.
Когда люди размышляют
о предубеждении, они обычно фокусируют
внимание на его эмоциональных или
оценочных аспектах. Предубеждение
связано с определенными
Социальные установки
не всегда отражаются во внешних действиях.
Во многих случаях люди, негативно
относящиеся к представителям различных
групп, могут не выражать этих взглядов
открыто. Законы, социальное давление,
страх возмездия удерживают людей от открытого
выражения своих предубеждений.
Многие люди, имеющие
предубеждения, чувствуют, что открытая
дискриминация – это плохо, и
воспринимают подобные действия как
нарушение личных поведенческих
стандартов. Когда они замечают,
что проявили дискриминацию, то испытывают
чувство большого дискомфорта.
В последние годы вопиющие формы дискриминации – негативных действий по отношению к объектам расовых, этнических или религиозных предубеждений – наблюдаются редко. Новый расизм более утонченный, но такой же жестокий.
38. Разновидности
социального контроля
Социальный контроль
– это влияние общества на установки,
представления, ценности, идеалы и поведение
человека.
В социальный контроль
входят:
1) экспектации –
ожидания окружающих по
2) социальные нормы
– образцы, предписывающие то,
что люди должны делать в
конкретных ситуациях.;
3) социальная санкция
– мера воздействия.
Формы социального
контроля – способы регулирования
жизнедеятельности человека в обществе,
обусловленые различными общественными
процессами.
Наиболее распространенные
формы социального контроля:
1) закон – совокупность
нормативных актов, обладающих
юридической силой;
2) табу– система запретов
на совершение каких-либо действий;
3) обычаи – способы
поведения людей,
4) традиции – такие
обычаи, которые сложились исторически
в связи с культурой данного
этноса;
5) мораль – обычаи,
связанные с пониманием добра
и зла в данной социальной
группе;
6) нравы – обычаи,
характеризующие формы
7) манеры – совокупность
привычек поведения данного
8) привычка – неосознаваемое
действие, имеющее автоматизированный
характер;
9) этикет – совокупность
правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношения
к людям.
Социальные нормы
– это установленные эталоны
поведения с точки зрения общества
и конкретных социальных групп.
Большинство социальных
норм – это неписаные правила.
Признаки социальных
норм:
1) общезначимость;
2) возможность применения
санкций (наград или наказаний)
3) наличие субъективной
стороны (свобода выполнения
4) взаимозависимость
(системы норм, регулирующие действия
людей);
5) масштабность делится
на социальную (обычаи, традиции, законы)
и групповую (нравы, манеры, привычки).
Социальная санкция
– мера воздействия, важнейшее средство
социального контроля.
Виды санкций: негативные
и позитивные, формальные и неформальные.
Негативные санкции
направлены против человека, отступившего
от социальных норм.
Позитивные санкции
направлены на поддержку и одобрение
человека, который следует данным
нормам.
Формальные санкции
налагаются официальным, общественным
или государственным органом
или их представителем.
Неформальные предполагают
обычно реакцию членов группы, друзей,
сослуживцев, родственников и т.
д.
Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных. Сила воздействия санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения.
39. Исследования межгруппового
взаимодействия
Примером исследований
межгруппового взаимодействия могут
служить исследования межгрупповой
агрессии в концепции Г. Лебона, негативных
установок на другую группу в работе
Т. Адорно, враждебности и страха в
психоаналитических теориях и т.
д.
Экспериментальные
исследования в этой области были
проведены М. Шерифом в американском
лагере для подростков. В ходе трудовой
деятельности, были замерены изменения
межгрупповой враждебности после формирования
и разбиения стихийно сложившихся групп,
а также в процессе выполнения различной
деятельности в условиях соревнования,
ходе которой и был зафиксирован рост
межгрупповой враждебности.
М. Шериф предложил
групповой подход к изучению межгрупповых
отношений: источники межгрупповой
враждебности или сотрудничества отыскиваются
здесь не в мотивах отдельной
личности, а в ситуациях группового
взаимодействия, однако были утрачены
чисто психологические
В рамках этой ориентации
и были выполнены эксперименты А.
Тэшфела. Изучая межгрупповую дискриминацию
(внутригрупповой фаворитизм по отношению
к своей группе и в негрупповую
враждебность по отношению к чужой
группе), А. Тэшфел рассматривал причину
этих явлений. Он показал, что установление
позитивного отношения к своей
группе наблюдается и в отсутствии
объективной основы конфликта между
группами.
В эксперименте студентам
показали две картины художников
и предложили посчитать коли-чест-во
точек на каждой картине. Затем произвольно
разделили участников эксперимента
на две группы: в одну попали те, кто
зафиксировал больше точек у одного
художника, в другую – те, кто
зафиксировал их больше у другого. Немедленно
возник эффект «своих» и «чужих»
и была выявлена приверженность своей
группе (внутригрупповой фаворитизм)
и враждебность по отношению к
чужой группе. Это позволило А.
Тэшфелу заключить, что причина
межгрупповой дискриминации не в
характере взаимодействия, а в
простом факте осознания
Был сделан вывод
о том, что область межгрупповых
отношений – это сфера, включающая
в себя четыре основных процесса: социальную
категоризацию, социальную идентификацию,
социальное сравнение, социальную (межгрупповую)
дискриминацию.
Анализ этих процессов и должен, по мнению А. Тэш-фела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.
40. Влияние межгрупповых
отношений на внутригрупповые
процессы
Группа несет в
себе структуру внутренних межличностных
формальных и неформальных отношений,
которые связаны с внешними отношениями
группы. Внешние отношения влияют
на внутренние отношения группы. Эта
зависимость была определена в исследованиях
М. Шерифа, изучающего закономерности
межгрупповых отношений. В условиях
соревновательной деятельности конфликт
интересов провоцирует развитие
агрессии, враждебности по отношению
к представителям другой группы. Происходит
усиление внутригрупповой солидарности,
увеличивается непроницаемость границ
группового членства, усиливается социальный
контроль в группе, уменьшается степень
отклонения индивидов от выполнения групповых
норм. Угроза со стороны другой группы
вызывает позитивные изменения в структуре
группы, чувствующей себя в опасности.
Ведущим отношением между социальными
группами является отношение соперничества.
Важнейший фактор влияния
на межгрупповые отношения – характер
совместной деятельности, исследованием
которого занимался В. Хановес, участник
международной экспедиции. Ее участники
отличались друг от друга по национальности,
возрасту, культуре, религии, политическим
взглядам и т. д. За время экспедиции
группа делилась на подгруппы три
раза. На первом этапе группа разделилась
на две подгруппы по признаку общительности.
Межгрупповые отношения изменились,
как только экспедиция стала сталкиваться
с трудностями, требующими максимального
приложения сил. Наблюдалось появление
трех подгрупп, образование которых
было связано с отношением к работе.
Когда экспедиция подходила к
концу, произошло деление на подгруппы
по уровню культуры.
Вывод В. Хановеса: ни
расовые, ни возрастные, ни социальные
различия не играют существенной роли
в отношениях между людьми. Исключение
– культурный уровень.
В экстремальной
ситуации группа делится на микрогруппы,
в зависимости от обстоятельств
и личностных особенностей индивидов.
Основными функциями
межгрупповых отношений являются сохранение,
стабилизация и развитие групп как
функциональных единиц общественной жизни.
При взаимодействии с другими
группами каждая стремится к устойчивому
состоянию посредством