Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 107.80 Кб (Скачать документ)

1. Психологические  функции обусловливают развитие  человека как индивида и личности. В условиях общения многие  психические процессы протекают  иначе, чем в условиях изолированной  индивидуальной деятельности. Общение  стимулирует развитие мыс-лительныхпроцессов (когнитивная деятельность), волевых  процессов (активность), эмоциональных  процессов (эффективность). 

2. Социальные функции  детерминируют развитие общества  как социальной системы и развитие  групп как составных единиц  этой системы. Интеграция общества  возможна только при условии  наличия общения во всех его  видах, типах и формах. 

3. Инструментальные  функции определяют многочисленные  связи между человеком и миром  в самом широком смысле слова,  между различными социальными  группами. 

Концептуальная идея такого деления функций лежит  в представлении о взаимосвязи  человека с обществом и миром  в соответствии с простой моделью  отношений: человек – деятельность – общество.

19. Коммуникативный  аспект общения  

Коммуникация –  это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. 

Широкое распространение  средств массовой коммуникации породили понятие общего информационного  поля. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных аудиторий, воздействуя на мнения и поведение людей. 

Коммуникация выступает  как особая функция общения, проявляющаяся  в передаче и принятии информации. Человек, передающий информацию, –  коммуникатор; человек, воспринимающий ее, – реципиент. 

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами. Информационный обмен –  глобальное явление, выходящее за пределы  простого человеческого общения. 

Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической  обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов межличностного влияния, различных уровней передачи информации. 

Сущность процесса психологической обратной связи  состоит в необходимости субъектов  выработать единую знаковую систему  и единое понимание обсуждаемых  вопросов во время общения (интерпретация  информации). 

Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику. 

Разработаны различные  классификации невербальных средств  общения. 

Наиболее значимы  кинесические средства – зрительно  воспринимаемые движения другого человека. 

Характеристики голоса относят к просодическим и  экстралингвистическим явлениям. 

Просодика – ритмико-интонационные  стороны речи (высота, громкость  голосового тона и т. д.). 

Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д. 

К такесическим средствам  общения относятся динамические прикосновения. 

Общение всегда пространственно  организовано. Э. Xолл ввел термин «проксемика» («близость»). К прок-семическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве. 

Э. Холл определил  нормы дистанции четырьмя расстояниями: 

1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких  людей; 

2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми  людьми; 

3) социальное (от 120 до 400 см) – при официальном общении; 

4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями.

20. Социальное взаимодействие  и восприятие людьми друг друга  

Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, который изучает жизнедеятельность личности в социальном взаимодействии. 

Психологическая совместимость  – сочетание людей, которое позволяет  осуществить их взаимозаменяемость и взаимодополняемость. 

А. Б. Добрович выделял  социальные качества при взаимодействии: интроверсия – экстраверсия, мобильность  – ригидность, доминантность –  недоминантность. 

Экстравертированному  типу свойственна направленность на окружающих. 

Интровертированному типу присуще стремление к уединению. 

Мобильные люди динамичны  и выразительны. 

Ригидные предпочитают стабильность. 

Доминантный тип  склонен к подавлению недоминантных. 

Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или  действий. Действие состоит из четырех  фаз: фазы побуждения, фазы уточнения  ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения. 

Выделено два показателя специфики поведения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас). 

Перцепция – процесс  и результат восприятия явлений  окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей и т. д.). Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. 

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную. Механизмы социальной перцепции: 

1) эмпатия – постижение  эмоционального состояния другого  человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний; 

2) аттракция –  особая форма восприятия и  познания другого человека, основанная  на формировании по отношению  к нему устойчивого позитивного  чувства. Аттракция рассматривается  обычно в трех аспектах: процесс  формирования привлекательности  другого человека; результат данного  процесса; качество отношений; 

3) механизм каузальной  атрибуции связан с приписыванием  человеку причин поведения. У  каждого человека возникают свои  предположения о том, почему  воспринимаемый индивид ведет  себя определенным образом. Приписывание  причин поведения может происходить  с учетом экстернально-сти и  интернальности как того, кто  приписывает, так и того, кому  приписывают. Если наблюдающий является экстерналом, то причины воспринимаемого будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация будет связана с внутренними причинами.

21. Понятие и типология  социального конфликта  

Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций. 

На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего  в споре. 

Стадии протекания конфликта: 

1) потенциальное  формирование противоречий; 

2) осознание участниками  своих верно или ложно понятых  интересов; 

3) конфликтные действия; 

4) снятие или разрешение  конфликта. 

В любом конфликте  присутствует объект конфликтной ситуации. Вторым элементом конфликта выступают  цели, субъективные мотивы его участников. 

Конфликт предполагает наличие оппонентов. 

Для прекращения  конфликта необходимо устранить  хотя бы один из элементов его структуры. 

Конфликт имеет  и конструктивные функции: 

1) выступает источником  совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция); 

2) обнаруживает возникшее  противоречие (познавательная функция); 

3) разрешает противоречие (инструментальная функция); 

4) имеет объективные  последствия (перестроечная функция). 

Конфликты могут  быть одновременно конструктивными  и деструктивными. 

Деструктивные функции  конфликта: 

1) психологический  дискомфорт, подавленность, напряжение; 

2) нарушается система  взаимосвязей; 

3) понижается эффективность  совместной деятельности. 

Выделяют конфликты  межличностные, межгрупповые и внутриличностные. 

Межличностные конфликты  – столкновения взаи-мо-действующих  людей. 

Межгрупповые конфликты  возникают из-за противоборства групп  в коллективе или социуме. 

Внутриличностные  конфликты – столкновение мотивов, потребностей и интересов у одного человека. 

Возможны классификации  конфликтов: 

1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками); 

2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу); 

3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей). 

По характеру причин выделяют конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. 

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. К  конструктивным конфликтам относятся  те, разрешение которых выводит организацию  на более высокий уровень развития. Деструктивные конфликты, напротив, приводят к снижению эффективности  работы группы. 

Также конфликты  подразделяются на ложные (не имеют  под собой реальных противоречий), и подлинные (реальные противоречия существуют). 

Латентный конфликт – конфликт, который должен был  бы произойти, но не происходит. 

Сложными конфликтами  являются личные и производственные. В этих сферах жизнедеятельности человека он особенно уязвим. 

Смещенный конфликт – это явный конфликт, за которым  можно обнаружить скрытый, лежащий  в основе явного.

22. Пути разрешения  конфликтов  

В основу модели поведения  человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланге. Конструктивное разрешение конфликта  зависит от следующих факторов: 

1) адекватности восприятия  конфликта; 

2) открытости и  эффективности общения, готовности  к всестороннему обсуждению проблем; 

3) создания атмосферы  взаимного доверия и сотрудничества. 

К. У. Томасом и  Р. Х. Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения  в конфликтной ситуации. Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция). 

Стиль соперничества, конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся  в первую очередь удовлетворить  собственные интересы. 

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая  собственные интересы, вы вынуждены  принимать во внимание нужды и  желания другой стороны. Цель его  применения – разработка долгосрочного  взаимовыгодного решения. Такой  стиль требует умения объяснять  свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. 

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что  стороны стремятся урегулировать  разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, обе  стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. 

Стиль уклонения  реализуется обычно, когда затрагиваемая  проблема не столь важна, участник конфликта  не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни с кем для выработки решения  и не хочет тратить время и  силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется  в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или  чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований  для продолжения контактов. Этот стиль не является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. Уход или отсрочка могут быть подходящей реакцией на конфликтную ситуацию. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"