Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:45, шпаргалка

Описание

Профессиональная социальная работа и в целом политика государства нацелена на ослабление остроты многих социальных проблем. Их анализ необходим для эффективного выстраивания системы мер, направленных на преодоление социального неблагополучия в обществе. Процесс развития общества носит противоречивый характер и не может быть беспроблемным. Соц. сфера является одной их самых важных сфер общественной жизни и именно она формирует условия для нормальной жизни людей.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по технологии!.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)


1)      Социальные проблемы как объект социальной работы.

Профессиональная социальная работа и в целом политика государства нацелена на ослабление остроты многих социальных проблем. Их анализ необходим для эффективного выстраивания системы мер, направленных на преодоление социального неблагополучия в обществе. Процесс развития общества носит противоречивый характер и не может быть беспроблемным. Соц. сфера является одной их самых важных сфер общественной жизни и именно она формирует условия для нормальной жизни людей.

Социальная проблема – сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.

Традиционные подходы объясняют соц.проблемы как некоторые объективные соц.условия, нежелательные, опасные, угрожающие, противоположные природе социально здорового общества.

Конструкционистский подход:

Соц.проблема – это соц.условия ситуации или явления, не совместимые с ценностями значимого кол-ва людей, соглашающихся с тем, что необходимы действия, ведущие к изменению.

Причины появления соц. проблем в масштабах общества вызваны как объективными, так и субъективными факторами.

Для определения уровня соц.проблем правомерно использовать различные критерии:

по потребностям индивида и малой группы:

- проблемы конкретного лица

- проблемы семьи

- соц.проблемы общины

- проблемы трудового колеектива.

по территории:

- общегосударственные соц.проблемы

- региональные проблемы

- местные проблемы.

Некоторые проблемы могут проявиться сразу на нескольких уровнях.

Соц.пр. с учетом включенности в глобальные процессы общественного развития:

- демографическое и экологическое состояние общества

- личная и общественная безопасность

- продовольственное обеспечение

- энергетическая безопасность и т.д.

В основу классификации соц.проблем могут быть положены сферы жизнедеятельности:

- соц-экономичские

- соц-политические

- духовно-мировоззренческие

- образовательно-педагогические

- медико-социальные

- проблемы соц.защиты, соц.обеспечения и т.д.

 

2) Технологизация процесса в социальной работе.

Процесс — это изменение (динамика) состояния предме-
та под воздействием внешних или внутренних факторов. В
социальной работе в качестве внешних факторов рассматрива-
ются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельнос-
ти клиента, а внутренними факторами выступают нравствен-
но-психологические, физиологические и физические ресурсы
человека или группы людей.

Технологии социальной работы как процессу присуща оп-
ределенная протяженность во времени, которая охватывает
промежуток времени от формулирования цели или задачи до
ее практического решения, что составляет завершенный цикл
взаимодействия организаторов социальной работы и их клиен-
тов. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во вре-
мени смена содержания деятельности с единым замыслом -
сущностная характеристика технологического процесса.

Во-первых, основу технологического процесса составляет
алгоритм действий (операций).

Алгоритм — это программа решения задач, точно предпи-
сывающая, как и в какой последовательности операций полу-
чить результат, определенный исходными данными

Во-вторых, существенным компонентом технологического
процесса являются операции.

Операция — это простейшее действие, направленное на
достижение конкретной, не разлагаемой на более простые,
осознанной цели (подвели). Совокупность операций, объеди-
ненных общей целью (подцелью), составляет процедуру тех-
нологического процесса.

влия-
ние на условия и состояния, в которых находятся клиенты
социальных служб.

В-третьих, важным компонентом содержания технологи-
ческого процесса является применяемый инструментарий.

Инструментарий — это арсенал средств, обеспечиваю-
щих достижение цели воздействия на личность или соци
альную общность.

Процедуры и операции, входящие в технологический про-
цесс, выступают в роли его структурных элементов, если они
носят общезначимый, методологический характер для конк-
ретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные
процедуры могут трансформироваться в самостоятельные тех-
нологии или расчленяться на технологии, имеющие частное
значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном
социальном технологическом процессе в процедуре целепола-
гания одной из операций является диагностика, которая в
конкретных условиях социальной работы с клиентом приобре-
тает самостоятельное значение.

Последовательность процедур и операций, предписываемая
алгоритмом, отражает структуру и содержание технологичес-
кого процесса.

В самом общем виде в технологическом процессе можно
выделить четыре основных процедурных этапа:

1. Формулирование цели воздействия.

2. Выработка и выбор способов воздействия.

3. Организация воздействия.

4. Оценка и анализ результатов воздействия.

 

 

3)      Специфика и классификация технологий в социальной работе

Технология соц.работы – совокупность взаимосвязанных процедур и способов проф.воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения нормального функционировани.

              Применительно к социальной защите технологией соц. работы является совокупность способов проф. Воздействия на соц. объект с целью оказания помощи нуждающимся категориям населения при возможном его повторении. Исследователи определяют различные виды технологий социальной работы по критериям.

              По теоретическим моделям:

- структурные технологии (социолого-ориентированные)

- психо-социальные технологии (психолого ориентированные)

- комплексно-ориентированные

Классификация Павленка:

1)      Общие технологии (соц. диагностика, соц. реабилитация, соц. терапия, соц.прафилактика)

2)      Технология соц.работы с различными слоями населения

3)      Технологии соц.раб. в различных сферах жизнедеятельности.

От уровня сложности:

- простые

- сложные

- комплексные

Также есть разделение технологий на общие и чатсные.

 

4)      Определение и типология социальных технологий.

Технология – система знанийо способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

СТ – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения этих способов.

В научной теории выделяют различные типы соц.технологий.

По степени новизны:

- инновационнные СТ – методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализация новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни (активное использование научных знаний);

- традиционные СТ – характеризуются такими методами воздействия на соц.процессы, которые основаны на прошлом опыте и отличаются малой наукоемкостью.

С точки зрения масштабности: Глобальные Региональные Локальные

Дядченко:

- технологии макросистем

- мезотехнологии

- микротехнологии

Пригожин:

- кабинетные; - лабораторные; - полевые

 

5) Целеполагание и его место в технологии социальной работы.

Целеполагание – процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой образ будущего результата деятельности.

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства её достижения.

Цель: - обоснованность

                  - ясность

                   - достижимость.

Цель формируется людьми, поэтому в ней всегда имеет
место элемент субъективного. Важно, чтобы субъективная сто-
рона не преобладала в процессе целеполагания.

Различают несколько типов целей: конкретные и абстракт-
ные; стратегические и тактические; индивидуальные, группо-
вые, общественные; поставленные субъектом деятельности и
заданные извне.

Конкретная цель — это идеальный образ продукта непос-
редственной деятельности.

Абстрактная цель — это общее представление о некотором
идеале, ради достижения которого осуществляется человечес-
кая деятельность.

Стратегические и тактические цели определяются и обус-
лавливаются временными факторами их осуществления и со-
относятся как целое и часть.

 

6)      Социальная диагностика.

Важнейшей процедурой соц.работы является диагностика. Она является предшественницей других социально-психологических действий. Правильно поставленный диагноз позволяет определить приоритеты и сделать обоснованный выбор способов соц.помощи и поддержки.

              СД во многом носит универсальный характер. Это подтверждается тем, что она является непременным элементом любого технологического цикла. С СД должна начинаться и ей же заканчиваться любая деятельность соц.работника.

СД – процесс исследования соц.объекта, кот. Является путем обоснования и причинно-следственной связи.

Цель СД – проникновение в сущность соц.проблемы, присущих объекту или явлению и их описание в системе показателей (норм, нормативов).

Этапы: 1) предварительное ознакомление с соц.объектом, постановка задач, выявление состава диагностич.ситуации, выбор показателей и методик; 2) проведение диагностического исследования путем применения выбранных методов и методик; 3) измерение и анализ результатов; 4) построение выводов, подготовка заключения по диагнозу.

Принцыпы СД:

1.       Объективность

2.       Принцип комплексного анализа, причинно-следственная обусловленность

3.       Принцип эффективности

4.       Пр. конфединциальности

5.       Пр. ненанесения ущерба

Правильно проведенная диагностика позволяет найти оптимальные пути достижения поставленной цели с наименьшими затратами и максимально эффективно.

Существуют методы проведения СД (сбор первичной инф., беседа, интервью, анкетирование) и методы анализа (метод классификации, карелляции, сравнительный анализ, экспертный метод).

 

7)      Технология социальной экспертизы.

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях освидетельствование; предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения; в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов.

Итак, социальная экспертиза является исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. Это определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы:

диагностическая функция — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

прогностическая функция — выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Цель социальной экспертизы — установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствия.

 

8)      Профилактика как технология социальной работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"