Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:45, шпаргалка
Профессиональная социальная работа и в целом политика государства нацелена на ослабление остроты многих социальных проблем. Их анализ необходим для эффективного выстраивания системы мер, направленных на преодоление социального неблагополучия в обществе. Процесс развития общества носит противоречивый характер и не может быть беспроблемным. Соц. сфера является одной их самых важных сфер общественной жизни и именно она формирует условия для нормальной жизни людей.
1) Социальные проблемы как объект социальной работы.
Профессиональная социальная работа и в целом политика государства нацелена на ослабление остроты многих социальных проблем. Их анализ необходим для эффективного выстраивания системы мер, направленных на преодоление социального неблагополучия в обществе. Процесс развития общества носит противоречивый характер и не может быть беспроблемным. Соц. сфера является одной их самых важных сфер общественной жизни и именно она формирует условия для нормальной жизни людей.
Социальная проблема – сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.
Традиционные подходы объясняют соц.проблемы как некоторые объективные соц.условия, нежелательные, опасные, угрожающие, противоположные природе социально здорового общества.
Конструкционистский подход:
Соц.проблема – это соц.условия ситуации или явления, не совместимые с ценностями значимого кол-ва людей, соглашающихся с тем, что необходимы действия, ведущие к изменению.
Причины появления соц. проблем в масштабах общества вызваны как объективными, так и субъективными факторами.
Для определения уровня соц.проблем правомерно использовать различные критерии:
по потребностям индивида и малой группы:
- проблемы конкретного лица
- проблемы семьи
- соц.проблемы общины
- проблемы трудового колеектива.
по территории:
- общегосударственные соц.проблемы
- региональные проблемы
- местные проблемы.
Некоторые проблемы могут проявиться сразу на нескольких уровнях.
Соц.пр. с учетом включенности в глобальные процессы общественного развития:
- демографическое и экологическое состояние общества
- личная и общественная безопасность
- продовольственное обеспечение
- энергетическая безопасность и т.д.
В основу классификации соц.проблем могут быть положены сферы жизнедеятельности:
- соц-экономичские
- соц-политические
- духовно-мировоззренческие
- образовательно-педагогические
- медико-социальные
- проблемы соц.защиты, соц.обеспечения и т.д.
2) Технологизация процесса в социальной работе.
Процесс — это изменение (динамика) состояния предме-
та под воздействием внешних или внутренних факторов. В
социальной работе в качестве внешних факторов рассматрива-
ются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельнос-
ти клиента, а внутренними факторами выступают нравствен-
но-психологические, физиологические и физические ресурсы
человека или группы людей.
Технологии социальной работы как процессу присуща оп-
ределенная протяженность во времени, которая охватывает
промежуток времени от формулирования цели или задачи до
ее практического решения, что составляет завершенный цикл
взаимодействия организаторов социальной работы и их клиен-
тов. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во вре-
мени смена содержания деятельности с единым замыслом -
сущностная характеристика технологического процесса.
Во-первых, основу технологического процесса составляет
алгоритм действий (операций).
Алгоритм — это программа решения задач, точно предпи-
сывающая, как и в какой последовательности операций полу-
чить результат, определенный исходными данными
Во-вторых, существенным компонентом технологического
процесса являются операции.
Операция — это простейшее действие, направленное на
достижение конкретной, не разлагаемой на более простые,
осознанной цели (подвели). Совокупность операций, объеди-
ненных общей целью (подцелью), составляет процедуру тех-
нологического процесса.
влия-
ние на условия и состояния, в которых находятся клиенты
социальных служб.
В-третьих, важным компонентом содержания технологи-
ческого процесса является применяемый инструментарий.
Инструментарий — это арсенал средств, обеспечиваю-
щих достижение цели воздействия на личность или соци
альную общность.
Процедуры и операции, входящие в технологический про-
цесс, выступают в роли его структурных элементов, если они
носят общезначимый, методологический характер для конк-
ретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные
процедуры могут трансформироваться в самостоятельные тех-
нологии или расчленяться на технологии, имеющие частное
значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном
социальном технологическом процессе в процедуре целепола-
гания одной из операций является диагностика, которая в
конкретных условиях социальной работы с клиентом приобре-
тает самостоятельное значение.
Последовательность процедур и операций, предписываемая
алгоритмом, отражает структуру и содержание технологичес-
кого процесса.
В самом общем виде в технологическом процессе можно
выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.
3) Специфика и классификация технологий в социальной работе
Технология соц.работы – совокупность взаимосвязанных процедур и способов проф.воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения нормального функционировани.
Применительно к социальной защите технологией соц. работы является совокупность способов проф. Воздействия на соц. объект с целью оказания помощи нуждающимся категориям населения при возможном его повторении. Исследователи определяют различные виды технологий социальной работы по критериям.
По теоретическим моделям:
- структурные технологии (социолого-ориентированные)
- психо-социальные технологии (психолого ориентированные)
- комплексно-ориентированные
Классификация Павленка:
1) Общие технологии (соц. диагностика, соц. реабилитация, соц. терапия, соц.прафилактика)
2) Технология соц.работы с различными слоями населения
3) Технологии соц.раб. в различных сферах жизнедеятельности.
От уровня сложности:
- простые
- сложные
- комплексные
Также есть разделение технологий на общие и чатсные.
4) Определение и типология социальных технологий.
Технология – система знанийо способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
СТ – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения этих способов.
В научной теории выделяют различные типы соц.технологий.
По степени новизны:
- инновационнные СТ – методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализация новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни (активное использование научных знаний);
- традиционные СТ – характеризуются такими методами воздействия на соц.процессы, которые основаны на прошлом опыте и отличаются малой наукоемкостью.
С точки зрения масштабности: Глобальные Региональные Локальные
Дядченко:
- технологии макросистем
- мезотехнологии
- микротехнологии
Пригожин:
- кабинетные; - лабораторные; - полевые
5) Целеполагание и его место в технологии социальной работы.
Целеполагание – процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой образ будущего результата деятельности.
Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства её достижения.
Цель: - обоснованность
- ясность
- достижимость.
Цель формируется людьми, поэтому в ней всегда имеет
место элемент субъективного. Важно, чтобы субъективная сто-
рона не преобладала в процессе целеполагания.
Различают несколько типов целей: конкретные и абстракт-
ные; стратегические и тактические; индивидуальные, группо-
вые, общественные; поставленные субъектом деятельности и
заданные извне.
Конкретная цель — это идеальный образ продукта непос-
редственной деятельности.
Абстрактная цель — это общее представление о некотором
идеале, ради достижения которого осуществляется человечес-
кая деятельность.
Стратегические и тактические цели определяются и обус-
лавливаются временными факторами их осуществления и со-
относятся как целое и часть.
6) Социальная диагностика.
Важнейшей процедурой соц.работы является диагностика. Она является предшественницей других социально-психологических действий. Правильно поставленный диагноз позволяет определить приоритеты и сделать обоснованный выбор способов соц.помощи и поддержки.
СД во многом носит универсальный характер. Это подтверждается тем, что она является непременным элементом любого технологического цикла. С СД должна начинаться и ей же заканчиваться любая деятельность соц.работника.
СД – процесс исследования соц.объекта, кот. Является путем обоснования и причинно-следственной связи.
Цель СД – проникновение в сущность соц.проблемы, присущих объекту или явлению и их описание в системе показателей (норм, нормативов).
Этапы: 1) предварительное ознакомление с соц.объектом, постановка задач, выявление состава диагностич.ситуации, выбор показателей и методик; 2) проведение диагностического исследования путем применения выбранных методов и методик; 3) измерение и анализ результатов; 4) построение выводов, подготовка заключения по диагнозу.
Принцыпы СД:
1. Объективность
2. Принцип комплексного анализа, причинно-следственная обусловленность
3. Принцип эффективности
4. Пр. конфединциальности
5. Пр. ненанесения ущерба
Правильно проведенная диагностика позволяет найти оптимальные пути достижения поставленной цели с наименьшими затратами и максимально эффективно.
Существуют методы проведения СД (сбор первичной инф., беседа, интервью, анкетирование) и методы анализа (метод классификации, карелляции, сравнительный анализ, экспертный метод).
7) Технология социальной экспертизы.
Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях освидетельствование; предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения; в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов.
Итак, социальная экспертиза является исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. Это определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы:
диагностическая функция — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;
информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;
прогностическая функция — выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.
Цель социальной экспертизы — установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствия.
8) Профилактика как технология социальной работы.