Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:45, шпаргалка
Профессиональная социальная работа и в целом политика государства нацелена на ослабление остроты многих социальных проблем. Их анализ необходим для эффективного выстраивания системы мер, направленных на преодоление социального неблагополучия в обществе. Процесс развития общества носит противоречивый характер и не может быть беспроблемным. Соц. сфера является одной их самых важных сфер общественной жизни и именно она формирует условия для нормальной жизни людей.
СП – системное и своевременное предпринимаемое воздействие на соц.объект с целью сохранения функционального состояния и предотвращение возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.
В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д. Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.
Методы:
- проф.беседа
- метод параллельного воздействия
- тренинги профилактической направленности
- метод поддержки новых навыков поведения
- метод профилактического вмешательства.
По времени можно выделить экстренную профилактику, оперативную, заблаговременную.
По характеру проблемы: проф. наркомании, проституции, алкоголизма; профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений в подростковой среде; проф.безработицы; проф.семейного неблагополучия и т.д.
Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
9) Социальная адаптация.
Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:
1. Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения.
2. Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения.
3. Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности.
В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах для престарелых.
Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации:
— первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
— вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
— третья стадия — приспособления, «аккомодации» — связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;
— четвертая стадия — полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.
10) Социальная реабилитация.
Социальная реабилитация – это технология, определяющая комплекс мер, направленных
на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье и дееспособности.
Этапы проведения реабилитации:
1.Диагностико-прогностический (диагностика состояния, определение реабилитационного потенциала);
2. Выбор оптимальных технологий, форм, методов работы;
3. Непосредственная подготовка к реализации выбранных способов реабилитации;
4. Реализация реабилитационной программы;
5. Экспертно-оценочный этап.
Виды реабилитации:
• Медицинская
• Психологическая
• Педагогическая
• Социально-бытовая
• Профессиональная
• Социально-правовая
• Социально-экономическая
• Социально-культурная
Медицинская реабилитация включает в себя: восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование.
Психологическая реабилитация осуществляется посредством: психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии, социально-психологических тренингов, социально-психологического патронажа, психопрофилактической и психогигиенической работы.
Социально-бытовая реабилитация состоит из социально-средовой ориентации и
социально-бытовой адаптации.
11) Технология социальной коррекции.
Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере.
Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях.
- Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
- Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений.
- Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в миеросоциуме.
- Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
12) Социальная терапия.
В процессе осуществления социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование проблемного комплекса конкретного человека, группы или организации.
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.
Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:
- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
- мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;
- микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.
Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.
Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:
- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития субъекта;
- самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. 1.Административные. 2.Экономические методы. 3.Психолого-педагогические методы.
К функциям социальной терапии можно отнести:
1.Социальное «лечение», предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.;
2.Социальная защита, направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие;
3.Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.
1.Индивидуальная.
2.Групповая.
3.Семейная терапия.
К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии
относятся следующие.
1.Трудовая терапия. 2.Терапия самовоспитания. 3.Дискуссионная терапия.
13) Социальное консультирование.
Социальное консультирование – это процесс отношений между социальным работником и клиентом, направленный на помощь индивиду или группе в принятии решений.
Формы консультирования:
•По объекту консультирования - индивидуальное, групповое, семейное
консультирование.
• По критерию возраста - консультирование детей и взрослых.
• По критерию контакта с клиентом - очное (контактное) и заочное (дистантное)
консультирование.
• По содержанию запроса клиента - семейное, интимно-личностное, психологическое, юридическое, медицинское, деловое, социально-педагогическое консультирование.
Классификацию видов социального консультирования по П.Д. Павленку:
• Социально – психологическое
• Социально – педагогическое;
• Социально – экологическое;
• Медико – социальное;
• Профессиональное;
• Организационное или управленческое консультирование;
• Социально – инновационное;
• Социально – правовое.
Принципы консультирования:
добровольность,
уважение
личности
клиента,
компетентность и профессионализм, конфиденциальность.
Основные этапы консультации:
1. Предрабочая стадия
2. Первичный контакт с клиентом
3. Диагностика проблемы
4. Идентификация проблемы.
5. Определение желательного результата (цели).
6. Выработка решения проблемы.
7. Реализация действий по решению проблемы
8. Завершение консультации
9. Сквозной этап - контроль за процессом консультирования.
14) Технология социального обслуживания.
Под социальным обслуживанием понимается деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.
Можно выделить следующие основные направления социального обслуживания населения в РФ:
1) Материальная помощь.
2) Социальное обслуживание на дому.
3) Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания.
4) Предоставление временного приюта.
5) Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.
6) Консультативная помощь.
7) Реабилитационные услуги.
15) Социальное проектирование.
Проектные методы можно применить в любой сфере. Основоположник – Г.Гант который в 1910 году предложил технику календарного планирвоания.
Процесс развития проекта имеет следующие фазы: 1) начальная – сбор данных, анализ существующего состояния, определение целей и задач, ограничений, экспертиза и утверждение концепции проекта.2) фаза разработки – формирование команды, развитие концепции проекта, структурное планирование, организация и проведение торгов. 3) фаза реализации.
В соц. работе выделяют: исследовательский проект, прикладной, смешанный.